Теория принятия решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 06:18, реферат

Описание работы

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.

Содержание

Введение 3

Процесс принятия решения в операционном менеджменте 4

Эволюция теории принятия решения 7

Основные типы моделей решения в теории принятия решения 8

Список использованной литературы 11

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан

РГП КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСТИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по теме: Теория принятия решения

По дисциплине: Операционный менеджмент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнил:

                                                      Ст.гр. Э-08

                                                      Гутман Янна

                                                      Проверил:

                                                                                                          Ст. п.

                                                      Третьякова В.П. 
 
 
 
 
 
 
 

Темиртау, 2011

Содержание 

Введение                                                                                                                                   3

Процесс принятия решения  в операционном менеджменте                                              4

Эволюция теории принятия решения                                                                                    7

Основные типы моделей решения в теории принятия решения                                         8                                          

Список использованной литературы                                                                                     11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.

    Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной  формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

    Что же отличает управленческие (организационные) решения?

    Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

    Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

    Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

    Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

    Таким образом, управленческое решение –  это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Процесс принятия решения  в операционном менеджменте 

    «Хорошее» решение использует аналитическое  принятие решений, базируется на логике, рассматривает все возможные данные, возможные альтернативы и предполагает следующие шесть шагов.

  1. Определение проблемы и факторов, влияющих на неё. Необходимо четко установить проблему, что в большинстве случаев является наиболее важным и трудным этапом.
  2. Установка критерия решения и целей. Менеджеры должны разработать специфические и измеряемые цели. Большинство фирм имеет более чем одну цель получения максимальной прибыли.
  3. Формирование моделей и связей между целями и переменными. Разрабатывается формализованное представление ситуации - модель, содержащая одну или несколько переменных. Переменная - это измеряемое количество, которое может меняться, которое есть предмет изменения.
  4. Определение и оценка альтернатив. Этот этап определяет назначение наибольшего количества решений проблемы.
  5. Выбор наилучшей альтернативы. Это решение, которое наилучшим образом удовлетворяет и наиболее соответствует установленным целям.
  6. Внедрение решения. Выполнение действий в соответствии с выбранной альтернативой, это наиболее сложная фаза принятия решения.

    Следует отметить, что эти шаги не всегда идут друг за другом без некоторых  возвратов и циклов. Обычно приходится модифицировать один или более шагов, прежде чем конечный результат будет  внедрен. Принятия «хороших» решений  в операционных проблемах требует выполнения всех шести вышеуказанных шагов.

   Когда обращаются к решениям  операционного менеджмента, то  предполагают, что этот процесс  тесно связан с использованием  моделей и количественного анализа.

    Преимущества и недостатки использования моделей. Математические модели широко применяются менеджерами по следующим причинам.

  1. Модели менее дороги и требуют меньше времени, чем экспериментирование с реальными системами.
  2. Они разрешают менеджерам задать вопрос, "что будет если..." ("что будет, если мои затраты на запасы увеличатся на 3% в следующем году – как изменится моя прибыль").
  3. Они построены для решения проблем менеджмента, которые решаются более успешно при вводе данных со стороны менеджера.
  4. Они способствуют содержательному систематическому подходу к анализу проблем.
  5. Они требуют от менеджера уточнять ограничения и цели по отношению к проблеме.
  6. Они могут помочь сократить время, необходимое для принятия решений.

   Основные ограничения при использовании  моделей.

  1. Модели могут быть дорогими и требующими длительного времени на разработку и тестирование.
  2. Они не используются часто и неправильно понимаются по причине математической сложности.
  3. Они уменьшают роль и значение неподдающейся вычислению информации.
  4. Они часто имеют такие положения, которые слишком упрощают переменные

   Категории математических моделей

   1. Алгебраические модели. Могут быть  использованы для решения таких  проблем, как анализ критической  точки и анализ затрат –  прибыли.

   2. Статистические модели. Используют  вероятностное распределение и статистическую теорию.

   Три вида статистических моделей:

   а) прогнозирование — процесс  создания проекций на будущее  таких переменных, как продажи,  затраты;

   б) контроль качества — помогает  измерять и регулировать степень  соответствия изделия или услуги специфическим стандартам;

   в) теория решений – используется  в дереве решений и таблице  решений, чтобы помочь представить  и решить проблемы при условии  риска.

   3. Модели линейного и математического  программирования. Линейное программирование используется в решениях о смешивании продуктов, анализе размещения, планировании производства, распределении рабочей силы и других областях операционного анализа.

   4. Модели теории очередей. Анализ  очередей помогает определить  систему сервиса путем определения таких факторов, как длина очереди, время ожидания и коэффициент использования.

   5. Имитационные модели. Компьютерная  имитация реальных ситуаций —  это инструмент для анализа  сложных систем сервиса, политики  обслуживания оборудования и  инвестиционного выбора.

   6. Модель запасов. Модели учета  запасов используются, чтобы помочь  управлять активами фирмы путем  выдачи рекомендаций по наилучшему  количеству и времени заказа.

   7. Сетевые модели. Средства, такие,  как оценка и средства обзора (PERT), метод критического пути (CPM) помогают менеджеру составить график, контролировать и отслеживать большие проекты. 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эволюция теории принятия решения 

    Составляющие  теории принятия решений. Существует немало современных научных дисциплин, в разной степени посвященных  вопросам принятия решений. К ним  можно отнести:

      математическое программирование; теорию игр; теорию статистических решений; теорию оптимального автоматического управления; исследование операций; системный анализ; экономическую кибернетику.

      Изучение этих дисциплин связано  с рассмотрением одной и той  же проблемы — научным анализом  ряда возможных способов действия для нахождения наилучшего варианта. Речь идет о принятии оптимальных решений применительно к объектам управления различной природы и в различных условиях их существования. В этом смысле эти дисциплины можно считать составными частями единой науки, для обозначения которой все чаще применяется термин «теория принятия решений».

      Следует отметить, что до сих  пор не существует единого  мнения относительно места теории  принятия решений в ряду перечисленных  выше дисциплин. Поэтому часто  теорию принятия решений отождествляют с теориями игр, статистических решений, исследованием операций, системным анализом, планированием, прогнозированием.

Информация о работе Теория принятия решения