Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:01, курсовая работа
Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине).
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1
Значимость потребителя и производителя в рыночной системе экономики 3
Глава 2
Тиория поведение потребителя 5
Глава 3
Производитель и его основные мотивы. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Министерство образования Российской Федерации
Кубанский Государственный Университет
Филиал
г.Горячий Ключ
Курсовая работа по теме:
"Теория
поведения потребителя
и производителя"
Выполнено: студенткой
Экономического факультета
103-гр.
Горячев А.Г.
Проверено: профессором
Бунчук Л.М.
Горячий
Ключ, 2002 г.
ПЛАН
Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы, приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.
Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов. Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону? В своей работе я попытаюсь ответить на этот вопрос.
Многие
люди с удовольствием увеличили
бы потребление высококачественных
товаров и услуг. Разве кто-нибудь
будет возражать против продолжительного
отпуска, покупки автомобиля последней
модели или посещения престижного
ресторана? Однако мы вынуждены потреблять
меньше чем хотелось бы, поскольку наши
расходы ограничены доходами. Рассмотрим
на примере, как доходы потребителя ограничивают
его расходы на покупку. Предположим, что
любимые лакомства нашего потребителя
Pepsi и пицца и в месяц он может потратить
на закупку этих продуктов $1тыс. Цена одной
пиццы $10, цена одной пинты (1 пинта = 0,47
л) Pepsi $2. В таблице приведены различные
комбинации количества продуктов, которые
потребитель может приобрести за $1тыс.
Количество Pepsi, в пинтах | Количество пиццы | Расходы на Pepsi, в $ | Расходы на пиццу, в $ | Общая сумма расходов, в $ |
0 | 100 | 0 | 1000 | 1000 |
50 | 90 | 100 | 900 | 1000 |
100 | 80 | 200 | 800 | 1000 |
150 | 70 | 300 | 700 | 1000 |
200 | 60 | 400 | 600 | 1000 |
250 | 50 | 500 | 500 | 1000 |
300 | 40 | 600 | 400 | 1000 |
350 | 30 | 700 | 300 | 1000 |
400 | 20 | 800 | 200 | 1000 |
450 | 10 | 900 | 100 | 1000 |
500 | 0 | 1000 | 0 | 1000 |
На
рис. приведен график изменения возможного
состава набора продуктов, приобретаемого
потребителем. По вертикальной оси
откладывается количество пинт Pepsi,
а по горизонтальной - количество пиццы.
Количество
Pepsi
В пинтах
В
500
С
250 Линия бюджетного
0
50 100
Количество пиццы
На графике отмечены три точки. Точка А отражает покупку 100 шт. Пиццы, точка В - приобретение 500 пинт Pepsi, точка С соответствует набору из 50 шт. пиццы и 250 пинт Pepsi. В точке С, находящейся на графике ровно посередине между точками А и В, на каждый вид товара расходуется одинаковая сумма - $500. Избранные нами точки отмечают только три комбинации количества Pepsi и пиццы, которые имеет возможность выбрать потребитель, однако ему доступна любая точка на линии АВ. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между Pepsi и пиццей. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим. Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам.
Предпочтения
потребителя позволяют ему
Подобно бюджетным
ограничениям потребителя, его предпочтения
также могут быть представлены графически
с помощь кривых безразличия. Кривые
безразличия отражают различные
наборы товаров, которые в одинаковой
степени удовлетворяют потребителя. В
нашем примере они представляют комбинации
Pepsi и пиццы, которые в равной степени
радуют нашего потребителя сладкого и
мучного.
Количество
Pepsi
(в
пинтах)
C
В
D
MRS кривые
Количество пиццы
На рис. представлены две из возможных кривых безразличия. Потребителя одинаково устраивают варианты, определяемые точками А, В и С, поскольку они находятся на одной кривой. Поэтому уменьшения потребления пиццы, допустим при переходе от точки А к точке В, предполагает возрастание потребления Pepsi. Если потребность в пицце будет снижаться и дальше (при переходе от точки В к точке С), потребление Pepsi увеличивается еще больше. Наклон каждой точки кривой безразличия отражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар другим, или предельную норму замещения (MRS).
Набор кривых безразличия
дает нам полное представление о
гипотетических предпочтениях потребителя,
то есть мы получает возможность с
их помощью сопоставить два любых варианта
набора товаров. Кривые безразличия отражают
предпочтения потребителей и обладают
определенными свойствами. Для большинства
кривых безразличия характерны следующие
отличительные особенности:
Но
на выбор потребителя влияют не только
бюджетное ограничение и кривые
безразличия, но и другие факторы:
Культурные Культура Субкультура Социальный класс |
Социальные Референтные группы Семья Роли и статус |
Личностные Возраст и этап жизненного цикла
семьи Работа Экон. усл. Тип личности Стиль жизни |
Психологич. Мотивация Восприятие Усвоение Убеждения и отношения |
ПОКУПАТЕЛЬ |
Самое сильное влияние на поведение потребителя оказывают культурные факторы, особенно общий его уровень, принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу.
Культура - определяющий фактор потребностей и поведения человека, который с детства усваивает в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения.
Каждая культура состоит из более мелких субкультур, которые дают человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными. Субкультуры формируются на национальной, религиозной , расовой или региональной основе, многие из них образуют важные сегменты рынка, что должны учитывать производители при разработке продукции и планирования маркетинговых программ.
Практически каждое современное общество подразделяется на социальные слои. Одно из наиболее жестких разделений такого рода - касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестко разделение общества на социальные классы.
Социальные классы - построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
К критериям разделения общества на классы относят не только доход, но и работу, образование и место жительства. Представители различных социальных классов различаются стилем одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. К отличительным признакам социального класса относят:
Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Некоторые производители, использую данное обстоятельство, фокусируют свое внимание на удовлетворении потребностей какого-то одного класса.
Информация о работе Теория поведения потребителя и производителя