Теория мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления.

Работа содержит 1 файл

Теория Мотивации.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

3. Теория усиления.

Согласно теории В.Ф.Скиннера, поведение  людей обусловлено результатом  их действий в подобной ситуации в  прошлом. Т.е. служащие извлекают уроки  из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.

Данная теория базируется на простой  модели, состоящей из четырёх шагов:


 

Рис. 6. Теория усиления Скинера.

Для того чтобы успешно применять  теорию усиления, нужно понять необходимость управления последствиями поведения служащих. У менеджера есть три варианта действий:

    1. При положительном подкреплении менеджер поощряет определённое поведение, обеспечивая ожидаемые служащими последствия.
    2. При негативном подкреплении тоже поощряет определённое поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом.
    3. Используя эффект тушения, менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения.

4. Наказание - это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия.

Самые лучшие советы по применению этой теории на практике, разработанные У. Клэем Хамнером, приведены на рис. 7.

руководство

комментарии

1.не награждайте всех одинаково

Награда лишь в том  случае будет эффективным усилием, если будет зависеть от деятельности подчинённого. Награждение всех одинаково, наоборот, усиливает плохую или среднюю работу,

2.Неполучение награды тоже влияет на поведение подчинённых

Менеджеры могут повлиять на своих подчинённых как действием, так и бездействием. Например, если человек, заслуживший похвалы, не получит  её от своего начальства, в следующий раз он уже не будет работать так хорошо.

3. скажите людям, что они должны сделать, чтобы получить поощрение

Установка стандартов деятельности позволяет людям понять, что они  должны сделать, чтобы получить награду. В ответ на это они могут улучшить свою работу.

4. скажите людям, что они делают неправильно

Если менеджер лишает подчинённого награды, не объясняя причин этого, подчиненные будут недоумевать  о том, какие их действия показались менеджеру неправильными. Кроме  этого, у них может возникнуть чувство, что ими манипулируют.

5. Не наказывайте подчинённых  в присутствии других людей

Одним из способов устранения нежелательного поведения подчинённых  иногда может быть простой выговор. Публичный выговор, однако, унижает их и может быть причиной того, что все члены рабочей группы будут обижены на менеджера

6. Будьте честны и справедливы

Последствия любого поведения  должны соответствовать этому поведению. Подчинённые должны получить те награды, которые они заслужили. Усиливающий эффект любой награды может быть значительно снижен как в случае награждения тех, кто этого не заслужил, так и в случае неполучения подходящей награды теми, кто её действительно достоин.


Рис. 7. Руководства для использования  теории усиления.

4. Деньги как мотиватор.

У людей есть масса потребностей, лишь немногие из которых можно удовлетворить непосредственно при помощи денег. Другие потребности, например, потребность в успехе/ достижении, в причастности, власти или самореализации, также мотивируют поведение, но их можно удовлетворить при помощи денег лишь косвенно (если вообще можно).

Но, несмотря на все современные  методы мотивации (такие, например, как обогащение труда), нет сомнений в том, что деньги всё же остаются наиболее мощным мотиватором.6

Единственным теоретиком, который непосредственно изучал действие денег как мотиватора, был Герцберг, и он сделал вывод, что деньги, в лучшем случае, лишь предотвращают неудовлетворение и не являются мотиватором.7

Существует несколько правил использования  денег в качестве мотиватора:

    • Желанием получить деньги можно мотивировать (в определённое время) почти любого человека.
    • Деньги не являются конечной целью, они лишь индикатор положения человека.
    • Людей интересует не столько абсолютное количество полученных ими денег, а денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми.
    • Существует множество потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью денег.

 

Глава 3. Применение мотивационных теорий в функционировании учреждения исполнения наказаний.

В функционировании описываемого учреждения имеются как бы две части. Одна из них - бюджетная, другая основывается на хозрасчёте. Бюджетная половина получает ресурсы, как явствует из названия, из федерального бюджета и мало зависит от конечных результатов труда. Хозрасчётная же часть учреждения получает ресурсы от собственной хозяйственной деятельности. Соответственно, появляется предположение, что хозрасчётная часть учреждения является более привлекательной с точки зрения мотивации персонала. Однако, это далеко не так. На поверку выходит, что бюджетная часть является более привлекательной для персонала. Вряд ли найдётся человек, не желавший бы перейти из хозрасчётной части в бюджетную.

Зарплата работников бюджетной  сферы малогибкая по отношению к  результатам труда. Основные различия в оплате происходят по результатам работы за год - т.н. «тринадцатая» зарплата, а также существует деление окладов сотрудников по категориям. И то и другое определяется руководством учреждения келейно, негласно. Сотрудники слабо улавливают взаимосвязь результатов своего труда с получаемым денежным вознаграждением. Более стимулирующими, на мой взгляд, являются льготы для сотрудников органов юстиции выражающиеся в льготной оплате электроэнергии, квартплаты, льготный проезд в городском и пригородном транспорте. Продолжительность ежегодного отпуска для сотрудников составляет 45 календарных дней без учёта выходных и праздничных дней. Также предоставляется сверх отпуска время на проезд к месту проведения отпуска и обратно. Продолжительность ежегодного отпуска увеличивается в зависимости от срока выслуги: после 10 лет службы - продолжительностью 5 календарных дней; после 15 лет службы - 10 календарных дней; после 20 лет службы - 15 календарных дней. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно. Лицам, награждённым почётным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации», предоставляется дополнительный ежегодный отпуск в размере 10 календарных дней.

Согласно Положению о службе в органах внутренних дел РФ существуют следующие поощрения за успехи в служебной деятельности:

    • Объявление благодарности;
    • Выдача денежной премии;
    • Награждение ценным подарком;
    • Занесение в Книгу почёта, на Доску почёта;
    • Награждение Почётной грамотой;
    • Награждение нагрудным знаком;
    • Досрочное присвоение очередного специального звания;
    • Присвоение специального звания на одну ступень выше должности.

В качестве поощрения может применяться  досрочное снятие ранее наложенного  взыскания.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почётным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные  при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами РФ.

Но, несмотря на перечисленные выше льготы, остаётся высокой текучесть  кадров. Это явление можно объяснить  низкой привлекательностью службы в  учреждении исполнения наказаний, негативным отношением населения к работающим в данной сфере, а также остаточным принципом, по сравнению с другими силовыми ведомствами, финансирования. Что плохо отражается на удовлетворении таких потребностей, как удовлетворение от выполненной работы, справедливости вознаграждения, затрат труда - вознаграждения.

Досрочное присвоение очередного специального звания в учреждении не практикуется, что, на мой взгляд, не оправданно, и  заставляет сотрудников переходить из одного отдела в другой лишь за тем, чтобы получить очередное звание. Такие переходы снижают эффективность труда, т.к. требуется время на адаптацию сотрудника к новым условиям работы, повышается количество ошибок в работе, что неблагоприятно сказывается на общем положении учреждения.

Самым «ходовым» поощрением является снятие ранее наложенного взыскания. Ввиду частой смены сотрудников (большая текучесть кадров) мотивация сотрудников производится по принципу: «отсутствие взыскания является лучшим поощрением».

В тоже время существуют и взыскания  за нарушение служебной дисциплины. Вот их список:

    • Замечание;
    • Выговор;
    • Строгий выговор;
    • Предупреждение о неполном служебном соответствии;
    • Понижение в должности;
    • Снижение в специальном звании на одну ступень;
    • Лишение нагрудного знака;
    • Увольнение из органов внутренних дел.

На основании Положения о  службе в органах внутренних дел  РФ в описываемом учреждении функционируют  суды чести. Суды чести являются выборными  органами и существуют для каждой категории сотрудников отдельно: для младшего начсостава, среднего и старшего начсостава. Хочу заметить, что вышеописанные суды без дела не остаются. Материалы выносятся на рассмотрение суда, как правило, по инициативе руководства учреждения, и, по моему мнению, большой пользы не приносят. Т.к. воспитательное значение судов невелико ввиду предрешенности, в большинстве случаев, решений суда. Вследствие указанных факторов, активность присутствующих на суде минимальна, скорее даже чувствуется некоторая симпатия к осуждаемым, что, вероятно, вызвано «оторванностью» высшего руководства от сути рассматриваемого вопроса.

Особо хочется остановиться на рассмотрении мотивации работников производственной сферы. Вот где, кажется, можно бы найти применение различным теориям. Но эффективность производства очень  низка. Оборотных средств почти нет. Заказы находятся с великим трудом и не без помощи свыше. В тоже время бросается в глаза полное отсутствие инициативы, незаинтересованность работников в результатах труда. Работа ведётся по принципу «начальству виднее».

Производство учреждения состоит из швейной фабрики с раскройным цехом. Имеется отдел маркетинга, складские помещения, автотранспорт. Фабрика вырабатывает несложные изделия - рабочие рукавицы, подшлемники, одежду для спецконтингента. В последнее время наблюдаются перебои с сырьем.

Особую роль в деле развития производства, по моему мнению, мог бы сыграть отдел маркетинга. Но он не отвечает своему названию. У работников нет инициативы. Не хватает и образования. Стимулирование труда находится на недопустимо низком уровне. Отсутствует связь с результатами работы основного производства на котором очень велики издержки. Отпускная цена продукции выше рыночной в полтора, два раза. Основные фонды морально и физически давно устарели. Не происходит изучения рынка, изучения спроса потенциальных потребителей. Вместо этого имеются попытки реализовать то, что возможно произвести.

Поведение персонала фабрики также  слабо мотивировано. Нет стремления снизить издержки производства, участвовать  в определении ассортимента продукции, заинтересованности в сбыте произведённой продукции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что мотивационные факторы более  удачно используются в бюджетной  сфере. Здесь удовлетворяются физиологические  потребности работников в виде заработной платы и различных надбавок к ней. Также обеспечивается восстановление здоровья работников за счёт отпусков и гарантированных выходных дней, оплаты больничных. Осуществляется льготное пенсионное обеспечение, а также более-менее сносные условия труда.

Удовлетворяются и потребности в безопасности, что находит своё выражение в льготной выслуге (исчисляется 1 год службы за полтора), льготах по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, бесплатный проезд в общественном транспорте. Гарантированность пенсионного обеспечения, а также гарантируется рабочее место в период действия контракта.

Социальные потребности также  обеспечиваются в виде принадлежности к системе министерства юстиции, работе в коллективе.

Потребность в уважении удовлетворяется  за счёт необходимости быть компетентным в определённой сфере деятельности, достижении определённых целей, наличии конкретных знаний и навыков. При грамотном ведении дел достигается и уважение других сотрудников, определённый статус в своём отделе, рабочей группе, обеспечивается продвижение по службе и признание руководством.

Существует и возможность удовлетворения потребности во власти, что, для некоторой  категории персонала, является крайне важным фактором.

Однако слабо реализуется потребность  в самореализации, самовыражении  за счёт того, что вся деятельность строго регламентирована, подчинена указаниям начальства. Также не всегда работник, достигший значительных успехов, своевременно поощряется.

Также можно отметить отсутствие таких  мотиваторов, как творческая, интересная работа; работа, дающая возможность развивать способности; зарплата, зависящая от качества работы; самостоятельность и независимость. В результате чего удовлетворение от работы находится не на том уровне, на котором могло бы быть. Вышеперечисленные факторы приводят к большой текучести кадров, постоянному некомплекту в условиях существующей безработицы на рынке труда.

Для работников производства дополнительным минусом является неудовлетворение потребности в уважении, отсутствии взаимосвязи с результатами труда, несоответствие внутренней и внешней наград.

Предложения по мотивации персонала  могут быть следующие.

 

Для сотрудников бюджетной сферы:

    1. Работники должны иметь возможность общаться вне служебной деятельности для чего должны выделяться помещения, отводиться время, и, возможно, выделяться средства;
    2. Необходимо повышать культурный уровень развития работников (посещение учреждений культуры);
    3. Для удовлетворения потребности в самореализации необходимо дать работникам возможность участвовать в определении некоторых направлений деятельности и их качественных параметров, выдвигать претендентов на поощрение, участвовать в определении размеров денежных вознаграждений.
    4. Определить пути повышения профессионального уровня (возможно, подобно существующим в западных корпорациях «кружкам качества»);
    5. Необходима организация, защищающая интересы работников (профсоюз);
    6. Вышеперечисленные мероприятия должны быть зафиксированы в коллективном договоре.

Информация о работе Теория мотивации