Теория менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:41, реферат

Описание работы

Управление организацией любой отрасли в наше время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен понимать общие истины и значимость многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

ГЛАВА 3.ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 34.46 Кб (Скачать)

     Главная задача управления по Тейлору - выявление  более рациональных приемов организации  труда с учетом специфики деятельности. В рамках этой школы были сформулированы 4 основных принципа научной организации  труда:

     необходимо  создавать научный подход к выполнению каждого элемента работы;

     применять научный подход к подбору, обучению работников;

     для успешной деятельности организации  нужна кооперация и сотрудничество администрации и работников;

     необходимо  осуществлять разделение ответственности  между управленцами и рабочими.

     Работы  Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его  нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода.

     2 Административная  школа управления

     Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем  и Генрихом Эммерсоном (1920-1950 гг.). Они  уже говорили не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями. С этой целью пытались сформулировать принципы управления, которые были бы достаточно универсальны и способствовали успеху любой организации. Главная цель данной школы: создать  универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию  к успеху.

     Управлять по А. Файолю, значит вести предприятие  к цели, пытаясь наилучшим образом  использовать его ресурсы. Он выделял  такие функции, как предвидение, т.е. изучение будущего, и установление программы действий, организацию, координацию (т.е. объединение всех действий и  усилий), контроль, распорядительство (т.е. приведение в действие потенциала труда).

     В этой связи А. Файоль рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Кроме того, он впервые поставил задачу построения структуры организации  на основе принципа единоначалия, согласно которому каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

     В работе "Общее и промышленное управление" Файоль очертил сферу  деятельности администрации, которую  можно представить в виде шести  направлений [4]:

     1) техническая (технологическая) деятельность;

     2) коммерческая деятельность (закупка,  продажа, обмен);

     3) финансовая деятельность (поиски  капитала и эффективное его  использование);

     4) защитная деятельность (защита собственности  и личности);

     5) бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

     6) администрирование (воздействует  только на личный состав, не  оказывая непосредственного влияния  ни на материалы, ни на механизмы).

     Основный  функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование.

     Главная заслуга А. Файола состоит в том, что он впервые высказал мысль  о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную  теорию, носящую универсальный характер, по сути, положив начало профессиональному  менеджменту. Его исследования не только совершенствовали систему Ф. Тейлора, но и привели к разделению проблем  управления на два направления:

     организация и управление непосредственно технологическими и трудовыми процессами (организация  производства, организация и нормирование труда);

     управление  производственными системами (теория управления производством).

     Им  была создана "административная наука", которая основывалась на 14 положениях-принципах, положения которой является не просто гибкой, но допускающей возможность  введения новых положений. Так в  современной литературе к функциям управления чаще всего относят планирование организацию, руководство, учет, контроль и анализ. Менялся подход к пониманию  той или иной функции, однако в  целом, их состав, определенный еще  представителями классической школы, оставался почти неизменным.

     Однако  классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону производственного  процесса, в значительной степени  исчерпала свои возможности. Поэтому  вместо "специализированной задачи" как цели управления начала формироваться "школа человеческих отношений", которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость  производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.

     3 Школа человеческих  отношений

     Следующий этап в развитии управленческой мысли  характеризуется развитием концепции  человеческих отношений (1930-1950 гг.). Эта  концепция как теория получила свое развитие еще в 20-30 годы в США. Связано  это было с переходом в экономической  деятельности от экстенсивных методов  к интенсивным и ростом значения человеческого фактора. Самые известные  представители данной школы - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо [7].

     Считается, что начало этому направлению  положил Э. Мэйо, который пришел к  сенсационному в то время открытию того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают  влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти  социальные. Наконец, обратили внимание на то, что человек это, прежде всего, личность, и им надо управлять по-иному, чем другими факторами производства. Свои выводы он сделал на основе известного хоторнского эксперимента, в ходе которого изучал влияние различных  факторов, таких, как освещение, расположение рабочих мест и др., на производительность труда. Было установлено, что эти  факторы меньше влияют на производительность труда, чем общение рабочих друг с другом, их контакты в процессе работы. Это породило социальные аспекты менеджмента. Э. Мэйо сделал ряд выводов:

     человек существо социальное, ему нужно работать в группе;

     жесткая иерархия бюрократической системы  противоречит природе человека, он тяготеет к свободе;

     руководители  должны ориентироваться на людей, а  не на продукцию;

     необходима  интеграция в группах, т.е. создание в группах соответствующего психологического климата.

     Если  Тейлор видел ключ к решению проблемы управления в жесткой регламентации  производственного процесса, то Мэйо во главу угла поставил человеческие отношения. Человек всегда откликался на влияние группы, т.к он в большей  степени реагирует на людей, равных по статусу, чем на руководство. Отсюда, если в группе все заняты достижением  поставленной цели, то это в гораздо  большей степени мотивация, чем  контроль, идущий сверху.

     Таким образом, представители данной школы  рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им возможности общения на работе; применять в управлении следующие  факторы: мотивацию, групповую динамику, коммуникацию, исследование поведения  людей в организации и др.

     4 Школа науки управления

     Развитие  математики и вычислительной техники  заложило основу нового направления  в теории управления, получившего  название "наука управления" (1950 гг. - наше время). В её основе лежит  количественный подход, который предполагает использование научных методов  анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического  аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.

     Сторонники  данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили  перед собой задачу: с помощью  количественных методов изучать  операционные проблемы организации. Такой  подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это применение методов научного исследования к  операционным проблемам организации. Существенный вклад в развитие этого  подхода внесли К. Черчмен, Р. Акоф, Л. Берталанфи [7]. Применение данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх условий:

     проблемы  управления настолько сложны, что  менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин;

     большое число факторов производства легче  поддаются количественному анализу  по средствам науки управления, причём экономические показатели используются в качестве ориентиров при принятии решений;

     наука управления характеризуется применением  математических моделей для получения  представления о реальном положении  вещей и путях улучшения ситуации;

     сложность проблем управления и математического  аппарата требует применение компьютеров  для переработки и анализа  больших объёмов информации.

     После изучения ситуации и постановки той  или иной проблемы управления группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации (ситуационную модель). Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

     Эффективность применения моделей зависит в  первую очередь от достоверности  исходных данных, ограничении в получении  информации, слабого применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.

     Использование количественных методов и математических моделей нашло применение в связи  с появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и развития информационных систем. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые  наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

     Ключевой  характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений  и описательной) анализа моделями, символами и количественными  значениями. Вклад этой школы в  теорию управления состоит в следующем:

     Углубление  понимания сложных проблем управления путём разработки и применения моделей.

     Развитие  количественных методов при решении  руководителями задач управления в  сложных хозяйственных ситуациях. 

     ГЛАВА 3

     Менеджмент.функция планирования  

     1. Планирование в  нашей жизни

     Все мы планируем постоянно. Как мне  попасть из дома в институт? Собрав информацию и подумав (т.е. проведя  прогнозирование), я понимаю, что  имеется целый ряд возможностей:

     - можно пойти пешком (на прогулку  уйдет полтора часа, но не понадобится  тратить деньги);

     - можно поехать на метро, а  оставшуюся часть пути пройти;

     - можно поехать на метро, а  потом две остановки на троллейбусе;

     - можно поехать на такси, и  т.д.

     Какую возможность выбрать? В зависимости  от обстоятельств. Если надо срочно быть в институте - придется ехать на такси, хотя этот вариант гораздо дороже остальных. Если погода хорошая, а дел  у меня немного, можно пойти пешком. Но в типовой ситуации я решаю  ехать на метро и покупаю месячный проезной билет. Если автобуса нет на остановке, иду пешком, а если есть - новая возможность выбора: что  сэкономить - время или деньги?

     Мы  все время планируем - на час, день, месяц, год или на всю жизнь. Мы решаем, взять ли на обед котлету  или сосиску, поступать в МГУ  или в МЭИ, жениться на Маше или  на Кате, оставаться на прежней работе или искать новую. Только цена этих решений разная. Правильно вы выбрали обед или неправильно - забудется к вечеру, а последствия других решений вам придется расхлебывать годами, а то и всю жизнь.

Информация о работе Теория менеджмента