Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 20:41, реферат
Управление организацией любой отрасли в наше время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми заученными формулами. Руководитель должен понимать общие истины и значимость многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
ГЛАВА 3.ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Главная задача управления по Тейлору - выявление более рациональных приемов организации труда с учетом специфики деятельности. В рамках этой школы были сформулированы 4 основных принципа научной организации труда:
необходимо создавать научный подход к выполнению каждого элемента работы;
применять научный подход к подбору, обучению работников;
для успешной деятельности организации нужна кооперация и сотрудничество администрации и работников;
необходимо осуществлять разделение ответственности между управленцами и рабочими.
Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение рабочей силы со средствами и предметами труда. Вопросами же управления на более высоком уровне уделялось мало внимания. Бурное развитие промышленности в первой четверти ХХ века дало толчок эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода.
2 Административная школа управления
Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем и Генрихом Эммерсоном (1920-1950 гг.). Они уже говорили не только о промышленном управлении, но и об управлении государственными учреждениями. С этой целью пытались сформулировать принципы управления, которые были бы достаточно универсальны и способствовали успеху любой организации. Главная цель данной школы: создать универсальные принципы управления, следование которым приведет организацию к успеху.
Управлять по А. Файолю, значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Он выделял такие функции, как предвидение, т.е. изучение будущего, и установление программы действий, организацию, координацию (т.е. объединение всех действий и усилий), контроль, распорядительство (т.е. приведение в действие потенциала труда).
В этой связи А. Файоль рассматривал управление как процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Кроме того, он впервые поставил задачу построения структуры организации на основе принципа единоначалия, согласно которому каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и подчиняться только ему одному.
В работе "Общее и промышленное управление" Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений [4]:
1)
техническая (технологическая)
2) коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
3) финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование);
4) защитная деятельность (защита собственности и личности);
5)
бухгалтерская деятельность (инвентаризация,
балансовые ведомости,
6)
администрирование (
Основный функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование.
Главная
заслуга А. Файола состоит в том,
что он впервые высказал мысль
о необходимости выделения
организация
и управление непосредственно
управление производственными системами (теория управления производством).
Им была создана "административная наука", которая основывалась на 14 положениях-принципах, положения которой является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений. Так в современной литературе к функциям управления чаще всего относят планирование организацию, руководство, учет, контроль и анализ. Менялся подход к пониманию той или иной функции, однако в целом, их состав, определенный еще представителями классической школы, оставался почти неизменным.
Однако
классическая школа, пройдя определенные
этапы развития, в совершенстве изучив
техническую сторону
3 Школа человеческих отношений
Следующий
этап в развитии управленческой мысли
характеризуется развитием
Считается,
что начало этому направлению
положил Э. Мэйо, который пришел к
сенсационному в то время открытию
того факта, что на производительность
труда исполнителя оказывают
влияние не только материальные факторы,
сколько психологические и
человек существо социальное, ему нужно работать в группе;
жесткая иерархия бюрократической системы противоречит природе человека, он тяготеет к свободе;
руководители должны ориентироваться на людей, а не на продукцию;
необходима интеграция в группах, т.е. создание в группах соответствующего психологического климата.
Если Тейлор видел ключ к решению проблемы управления в жесткой регламентации производственного процесса, то Мэйо во главу угла поставил человеческие отношения. Человек всегда откликался на влияние группы, т.к он в большей степени реагирует на людей, равных по статусу, чем на руководство. Отсюда, если в группе все заняты достижением поставленной цели, то это в гораздо большей степени мотивация, чем контроль, идущий сверху.
Таким образом, представители данной школы рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им возможности общения на работе; применять в управлении следующие факторы: мотивацию, групповую динамику, коммуникацию, исследование поведения людей в организации и др.
4 Школа науки управления
Развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления, получившего название "наука управления" (1950 гг. - наше время). В её основе лежит количественный подход, который предполагает использование научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.
Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Такой подход иногда называют операционным или исследованием операций. Исследование операций, по сути своей, это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. Существенный вклад в развитие этого подхода внесли К. Черчмен, Р. Акоф, Л. Берталанфи [7]. Применение данного подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх условий:
проблемы управления настолько сложны, что менеджеры нуждаются в помощи при анализе большого количества переменных величин;
большое
число факторов производства легче
поддаются количественному
наука
управления характеризуется применением
математических моделей для получения
представления о реальном положении
вещей и путях улучшения
сложность проблем управления и математического аппарата требует применение компьютеров для переработки и анализа больших объёмов информации.
После изучения ситуации и постановки той или иной проблемы управления группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации (ситуационную модель). Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность и представляет её абстрактно. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.
Эффективность применения моделей зависит в первую очередь от достоверности исходных данных, ограничении в получении информации, слабого применения на практике, чрезмерно высокой стоимости.
Использование количественных методов и математических моделей нашло применение в связи с появлением и широким использованием компьютеров в сфере управления и развития информационных систем. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Ключевой
характеристикой науки
Углубление
понимания сложных проблем
Развитие
количественных методов при решении
руководителями задач управления в
сложных хозяйственных
ГЛАВА 3
Менеджмент.функция
планирования
1. Планирование в нашей жизни
Все
мы планируем постоянно. Как мне
попасть из дома в институт? Собрав
информацию и подумав (т.е. проведя
прогнозирование), я понимаю, что
имеется целый ряд
- можно пойти пешком (на прогулку уйдет полтора часа, но не понадобится тратить деньги);
- можно поехать на метро, а оставшуюся часть пути пройти;
-
можно поехать на метро, а
потом две остановки на
- можно поехать на такси, и т.д.
Какую возможность выбрать? В зависимости от обстоятельств. Если надо срочно быть в институте - придется ехать на такси, хотя этот вариант гораздо дороже остальных. Если погода хорошая, а дел у меня немного, можно пойти пешком. Но в типовой ситуации я решаю ехать на метро и покупаю месячный проезной билет. Если автобуса нет на остановке, иду пешком, а если есть - новая возможность выбора: что сэкономить - время или деньги?
Мы все время планируем - на час, день, месяц, год или на всю жизнь. Мы решаем, взять ли на обед котлету или сосиску, поступать в МГУ или в МЭИ, жениться на Маше или на Кате, оставаться на прежней работе или искать новую. Только цена этих решений разная. Правильно вы выбрали обед или неправильно - забудется к вечеру, а последствия других решений вам придется расхлебывать годами, а то и всю жизнь.