Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:02, курс лекций
Быстрая трансформация современных экономических концепций в России, развитие экономических парадигм требуют от специалистов и руководителей всех уровней профессионализма и глубоких теоретических знаний в области менеджмента.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессом, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.
Современные теории менеджмента:
Реинжиниринг – теория и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов систем управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов. Управленческий механизм настраивается на овладение рынком путем анализа его емкости, организации сбыта товаров и услуг, повышения их конкурентоспособности, способов стимулирования роста продаж.
Концепция внутренних рынков корпораций – перенос закономерностей и принципов рыночных отношений во внутренние взаимодействия структурных подразделений.
Концепция экологически осознанного руководства – рассматривает предприятие как экологическую подсистему. Основные цели такого предприятия:
Тема 3. Общее управление организацией как системой
План:
3.1. Понятие организации как системы в различных аспектах
3.2. Миссия, цели, принципы и функции управления организации
3.3. Внешняя и внутренняя среда, жизненный цикл организации
3.1. Понятие организации как системы в различных аспектах
В экономическом аспекте
В правовом аспекте организация – юридическое лицо, являющееся элементом политико-правовой среды, имеющее конкретную организационно-правовую форму и обладающее определенным статусом (права и обязанности). С этой позиции цель системы управления организации заключается в обеспечении соблюдения её прав в ходе ведения производственно-хозяйственной, финансово-экономической, торгово-закупочной, сбытовой и иной деятельности.
В социально-психологическом
аспекте организация
В производственно-техническом (организационном) аспекте организация – это система машин, механизмов, агрегатов, различного оборудования, автоматизированных и поточных линий, а также обслуживающего их персонала. Цель управления – получение заданного объема продукции и услуг требуемого ассортимента с необходимыми свойствами и качеством.
Виды параметров экономической системы:
эндогенные (внутренние) – объём выпуска продукции, прибыль, рентабельность, доходы, окупаемость инвестиций, степень ликвидности основных фондов;
экзогенные (внешние) – ресурсы, инвестиции, ставки налогов, МРОТ.
Цель экономической системы управления организации – удовлетворение постоянно растущих требований потребителей (клиентуры) к товарам определенного ассортимента с высоким уровнем качества.
3.2. Миссия, цели, законы и принципы управления организации
Миссия представляет собой философию и основное значение функционального назначения организации в долгосрочном периоде.
Миссия-политика передает представление о целях организации.
Миссия-ориентация характеризует
систему ценностей для
Миссия-философия описывает
Миссия-предназначение – это «стратегическое видение» развития.
Основные цели организации
Цель – это состояние объекта управления или его параметров в будущем.
Основные цели организации классифицируются:
Результативно-хозяйственные цели деятельности организации – рост производства, рентабельность, устойчивость к экономическим циклам, гибкость, конкурентоспособность, инновационность. К общественно-социальным целям относятся внутренний климат, гражданственность, учет интересов работников.
Непрерывность процесса управления - непрерывная последовательность выполнения, сменяемости и повторяемости одних и тех же видов работ (управленческие циклы). Управление представляет собой непрерывный процесс сбора, обработки, обобщения, анализа и хранения информации
Стадийность управления – формирование или выбор целей, определение альтернатив реализации целей и отбор наиболее эффективной организации исполнения решения, контроль и оценка результатов.
Общность в процессе управления – независимо от разнообразия объектов управления существует общность функций, приёмов и методов, содержания управленческого цикла, процесса (технологии) выработки и принятия решения.
Согласованность управления – установление и поддержание объективно требуемых количественных и качественных взаимосвязей между различными видами управленческого труда, последовательности его осуществления в пространстве и времени, взаимосвязи между целями и средствами их достижения.
Формирование и выбор целей выступают исходным пунктом управления.
Ограничение – это цель определенного вида нежелательного состояния и процесса, противоречащие главной цели.
Обратная связь – это регулирующее и защитное средство организационной системы от непредсказуемых воздействий внешней и внутренней среды.
Принцип (лат. Principium – основа, начало) – исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, поведения и действий.
Методы управления организацией.
Методы управления организацией – способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект.
Управление (любой организации реализуется в виде системы) – это процесс целенаправленного воздействия на систему, который обеспечивает повышение ее организованности, достижение того или иного полезного эффекта.
Система управления – это система, в которой протекает процесс управления.
Управляющая подсистема (субъект управления) – подсистема, формирующая управляющее воздействие. Управляемая подсистема (объект управления) – подсистема, испытывающая на себе прямые внешние воздействия.
Административно-правовые методы управления
Такие методы представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения внутри организации посредством:
Рычаги административно-
Социально-психологические методы управления
Данные методы представляют собой механизм воздействия на органы управления и трудовой коллектив на основе социально-экономических законов: каждый человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными для себя затратами, максимальным поощрением или минимальным наказанием в приемлемой форме. К таким методам относятся:
Основные задачи, решаемые с помощью данных методов:
Экономические методы управления
Экономические методы управления – комплекс воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов (регулирование спроса и предложения, закон стоимости, учет потребностей общества, коллектива, личности) и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Основные виды экономических методов: коммерческий расчет, цены и ценообразование, финансирование, кредитование, налоги.
Коммерческий расчет основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях внутреннего производства конечного продукта (трансфертные цены).
Метод цен и ценообразования основан на соотношении стоимости ресурсов «на входе» и цены на продукцию «на выходе». В зависимости от уровня цен определяется и корректируется система целей организации.
Метод финансирования – это обеспечение подразделений организации необходимыми финансовыми ресурсами за счет собственных и поступающих в порядке перераспределения средств.
Метод кредитования основан на возрастающей роли перераспределения (децентрализации) кредитных ресурсов через кредитный рынок.
Под предпринимательской средой понимается сложившиеся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско - правовая ситуация, обеспечивающая политическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов экономики.
Предпринимательская среда складывается на основе развития производственных сил, совершенствования производственных отношений, создания блоков общественного и государственного климата формирования рынка как среды существования предпринимателей и других важных условий.
Любая организация функционирует в условиях множества воздействующих на нее факторов. Среда организации имеет внешнюю и внутреннюю составляющие. Внешняя среда организации – совокупность внешних элементов, влияющих на параметры состояния организации. Внешняя предпринимательская среда включает в себя следующие подсистемы:
1) экономическое положение в стране и регионе;
2) политическая ситуация, характеризующая стабильностью развития общества и государства;
3) правовая среда, четко
устанавливающая права,
4) государственное регулирование
и поддержка
5) социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежеспособного спроса населения, уровнем безработицы;
6) культурная среда,
обуславливающая уровнем
7) научно-техническая и технологическая среда;
8) наличие в достаточном количестве, природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;