Теория менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:02, курс лекций

Описание работы

Быстрая трансформация современных экономических концепций в России, развитие экономических парадигм требуют от специалистов и руководителей всех уровней профессионализма и глубоких теоретических знаний в области менеджмента.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессом, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.

Работа содержит 1 файл

1 Краткий курс лекций ТМ.doc

— 848.50 Кб (Скачать)

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

(краткий курс  лекций)

 

Тема 1. Введение. Содержание и задачи курса.

 

План:

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

1.2.Краткая  характеристика дисциплины, ее место  в учебном процессе

1.3. Знания, умения  и навыки, которые должны приобрести студенты в результате изучения дисциплины

 

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

Быстрая трансформация  современных экономических концепций  в России, развитие экономических парадигм требуют от специалистов и руководителей всех уровней профессионализма и глубоких теоретических знаний в области менеджмента.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло  в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессом, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.

Целью преподавания дисциплины является формирование у  студентов теоретических знаний, приобретение практических навыков и эффективного применения их на практике специалистами менеджерами высшего, среднего и низшего звена на предприятии (в организации) в соответствии с международными требованиями к данному виду деятельности.

Основной  целью курса «Теория менеджмента» является изучение современных методов и организации менеджмента (управления) на предприятиях горной промышленности, строительства и предприятий строительных материалов для их успешной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике. В этой дисциплине необходимо дать студентам объем теоретических знаний и практических умений решения управленческих задач. Таким образом, дисциплина является курсом, формирующим управленческие основы деятельности инженера-экономиста.

В практической деятельности каждый хозяйственный  руководитель и специалист должен ориентироваться  во всем многообразии возникающих на производстве технических, экономических, организационных и других ситуаций, уметь принимать и реализовать управленческие решения. Поэтому эта дисциплина также формируете основы культуры производства и мышления предпринимателя нового типа, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта управления.

 

1.2.Краткая характеристика  дисциплины, ее место в учебном  процессе

Изучение  дисциплины дает студентам необходимые  знания по организационно-методическим основам менеджмента и его использования в производственной деятельности шахт. Она необходима для успешного формирования кругозора студента, владения культурой мышления. Какое бы место в организационной структуре шахты не занимал будущий специалист, после окончания обучения он должен свободно ориентироваться в вопросах менеджмента, организация и проектирование всех элементов механизма управления на предприятии.

Без этого невозможно разрабатывать  и успешно реализовывать эффективную  стратегию и тактическую политику в условиях конкурентной борьбы за рынки сбыта, качественную рабочую силу, маркетинговую среду, и.д. Это одна из ключевых дисциплин в подготовке специалиста по менеджменту.

 

1.3. Знания, умения и навыки, которые должны приобрести студенты в результате изучения дисциплины.

Студент должен знать:

- содержание менеджмента, роль и место его элементов в производственной системе;

-   организационно-методические  основы менеджмента;

  • функции и службы управления;
  • методы принятия управленческих решений;
  • основы оперативного управления;
  • основы теории лидерства и управления в малых группах.

Студент должен уметь:

- использовать функции управления при формировании различных структур управления;

  • выбирать наиболее рациональные способы принятия управленческих решений;
  • использовать эффективные формы участия персонала в управлении;
  • оценивать стиль руководства и производить самооценку собственных качеств, характеризующих менеджера;
  • производить расчеты, связанные с совершенствованием и реструктуризацией предприятий различных отраслей.

Студент должен приобрести навыки:

  • ранжирование функции и дел по степени их значимости (важности) и разработки служебных инструкций;
  • работы с оперативной информацией о ходе производства и документов;

- оценки альтернатив для решения различных проблем производства, функционирования и развития коллектива.

 

Тема 2. Становление  и развитие  менеджмента

 

План:

2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи

2.2. Школы менеджмента

2.3. Модели менеджмента.

2.4. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента.

 

2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи

В 1911 г. учёный США Ф. Тейлор опубликовал книгу  «Проблемы научного управления», которая явилась основой признания управления наукой.

Менеджмент (англ. Management - управление) – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Менеджмент не существует в отрыве от организации.

Менеджмент  организации –– процесс управления организацией для достижения её цели (макс. прибыли).

Управление  организацией – деятельность по обеспеченности целенаправленности и согласованности в работе (макс. выручка при рациональном использовании ресурсов).

Основная цель менеджмента организации  – при минимальной затрате достигнуть необходимых результатов в процессе деятельности организации.

Основные задачи менеджмента:

  • эффективная организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
  • привлечение высококвалифицированных работников;
  • стимулирование персонала за счет создания комфортных условий труда и системы его оплаты;
  • формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • формирование и реализация стратегии развития организации;
  • создание эффективного контроля.

Сущность  менеджмента - постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.

Субъект менеджмента – человек или люди, создающие управленческие воздействия в рамках организации по реализации её целей и задач.

Объект менеджмента – то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта (персонал, конкуренты, финансы, производство, сбыт поставщики ресурсов, информация и т. д.).

Менеджмент  – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.

 

 

 

2.2. Школы менеджмента.

Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. Тейлор, Х. Гантт) –

Основные принципы:

  • разработка оптимальных методов работы на базе учета времени, усилий;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка кадров с наибольшей выгодой;
  • оплата по результатам труда, мотивация и рационализация труда;
  • выделение функций управления в отдельную сферу профдеятельности;
  • определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.

Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:

  1. выбор цели;
  2. выбор средств;
  3. подготовка средств;
  4. контроль за результатами.

Административная (классическая) школа управления 1920-1950 гг. (А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик). 14 принципов Анри  Файоля:

    1. разделение труда (специализация и унификация работ);
    2. делегирование полномочий и ответственности за порученную работу;
    3. поддержание дисциплины труда (подчинение условиям договора);
    4. единство распорядительства (получение распоряжений и отчёт перед одним непосредственным начальником);
    5. единство действий (единый план по одной цели);
    6. подчинение частных интересов общим (интересы фирмы выше личных);
    7. вознаграждение персонала (за качественный труд);
    8. централизация (организация должна иметь управляющий центр);
    9. скалярная цепь (иерархия неразрывной цепи команд и коммуникаций);
    10. порядок (каждый работник на своём рабочем месте);
    11. справедливость установленных правил и соглашений на всех уровнях;
    12. стабильность персонала (долгосрочная работа в организации);
    13. инициатива (поощрение независимых суждений в рамках полномочий);
    14. единение персонала и организации (в единстве – сила). 

А. Файоль выделил несколько видов  деятельности предприятия: технико-производственная; финансовая; административная; коммерческая; контрольная. Л. Урвик уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.

Школа человеческих отношений 1930-1950 гг. (А. Маслоу, Э. Мэйо, К. Артирис, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Н. Мейер). Основные положения:

  • мотивация людей через социальные потребности;
  • удовлетворение человека в социальных отношениях;
  • люди более отзывчивы к влиянию коллег, чем побуждениям руководства;
  • участие работников в управлении;
  • признание неформальных отношений

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ  на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. В результате экспериментов с группами рабочих Э. Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих. Д. Мак-Грегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения. Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.

Школа количественного подхода или  новая современная школа с 1950 г. по н.в. (Саймон, Бил, Акофф). рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.

Системный подход – это не набор руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.

 

2.3. Модели менеджмента

Модель менеджмента – это совокупность идей, лежащих в основе управления.

Азиатская модель – буддистская философия:

  • внутри и межфирменные отношения на доверии и взаимопонимании руководителей;
  • осознание совместного вклада в развитие организации.

Особенности японского менеджмента:

  • утренняя зарядка для сотрудников фирмы;
  • форменная одежда;
  • метод консенсуса на совещании руководителей с обязательным принятием решений;
  • обязательное награждение за успехи в труде;
  • функционирование «кружков качества»;
  • общая столовая для руководителей и работников;
  • наличие стажа работы на фирме для повышения зарплаты и продвижения по службе;
  • пожизненное принятие на работу;
  • практика поставки точно в срок во избежание громоздких складов;
  • сведение перерывов в работе к минимуму;
  • пенсионное пособие всем членам семьи после выхода его на пенсию.

Западная  модель менеджмента:

  • персональная ответственность;
  • самоутверждение и компетентность руководителей подразделений;
  • отсутствие чувства преданности;
  • разграничение деловых и личных отношений;
  • единоначалие руководителя в принятии решений.

Особенности американского менеджмента:

  • сразу переходят к самой сути вопроса.
  • прямолинейное действие;
  • спускаемый сверху приказ при согласовании решения на переговорах;

Особенности английского менеджмента:

  • высокий уровень образования персонала;
  • ориентация на сокращение издержек производства;
  • разработка новых наукоемких изделий;
  • гибкость использования технологических процессов;

Особенности немецкого менеджмента:

  • высокая дисциплина;
  • дальновидность;
  • длительный процесс внедрения новшеств, модернизации производства;
  • руководство компанией, как правлением, так и наблюдательным советом.

 

2.4. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента.

Основные тенденции развития современного менеджмента:

Интернационализация – возрастание роли экономической деятельности без учета национальных и географических границ.

Глобализация – опережающий рост международных контактов над национальными.

Информация о работе Теория менеджмента