Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:02, курс лекций
Быстрая трансформация современных экономических концепций в России, развитие экономических парадигм требуют от специалистов и руководителей всех уровней профессионализма и глубоких теоретических знаний в области менеджмента.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессом, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
(краткий курс лекций)
Тема 1. Введение. Содержание и задачи курса.
План:
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
1.2.Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
1.3. Знания, умения
и навыки, которые должны приобрести студ
1.1
Цели и задачи изучения
Быстрая трансформация
современных экономических
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессом, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях.
Целью преподавания
дисциплины является формирование у
студентов теоретических знаний
Основной
целью курса «Теория
В практической деятельности каждый хозяйственный руководитель и специалист должен ориентироваться во всем многообразии возникающих на производстве технических, экономических, организационных и других ситуаций, уметь принимать и реализовать управленческие решения. Поэтому эта дисциплина также формируете основы культуры производства и мышления предпринимателя нового типа, с учетом накопленного отечественного и зарубежного опыта управления.
1.2.Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
Изучение дисциплины дает студентам необходимые знания по организационно-методическим основам менеджмента и его использования в производственной деятельности шахт. Она необходима для успешного формирования кругозора студента, владения культурой мышления. Какое бы место в организационной структуре шахты не занимал будущий специалист, после окончания обучения он должен свободно ориентироваться в вопросах менеджмента, организация и проектирование всех элементов механизма управления на предприятии.
Без этого невозможно разрабатывать
и успешно реализовывать
1.3. Знания, умения и навыки,
которые должны приобрести
Студент должен знать:
- содержание менеджмента, роль и место его элементов в производственной системе;
- организационно-методические основы менеджмента;
Студент должен уметь:
- использовать функции управления при формировании различных структур управления;
Студент должен приобрести навыки:
- оценки альтернатив для решения различных проблем производства, функционирования и развития коллектива.
Тема 2. Становление и развитие менеджмента
План:
2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи
2.2. Школы менеджмента
2.3. Модели менеджмента.
2.4. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента.
2.1. Менеджмент: понятие, сущность, цели, задачи
В 1911 г. учёный США Ф. Тейлор опубликовал книгу «Проблемы научного управления», которая явилась основой признания управления наукой.
Менеджмент (англ. Management - управление) – это эффективное и производительное достижение цели предприятия посредством планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над ресурсами предприятия в рыночном обществе. Менеджмент не существует в отрыве от организации.
Менеджмент организации –– процесс управления организацией для достижения её цели (макс. прибыли).
Управление организацией – деятельность по обеспеченности целенаправленности и согласованности в работе (макс. выручка при рациональном использовании ресурсов).
Основная цель менеджмента организации – при минимальной затрате достигнуть необходимых результатов в процессе деятельности организации.
Основные задачи менеджмента:
Сущность менеджмента - постоянно отслеживать деловую среду, поскольку она непрерывно изменяется и оказывает большое влияние на практику менеджмента, на его основные тенденции.
Субъект менеджмента – человек или люди, создающие управленческие воздействия в рамках организации по реализации её целей и задач.
Объект менеджмента – то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта (персонал, конкуренты, финансы, производство, сбыт поставщики ресурсов, информация и т. д.).
Менеджмент – это система экономического управления предприятия, включающая в себя учение о принципах организации предприятия, его стратегическое развитие, подборе персонала и способов оптимизации его работы.
2.2. Школы менеджмента.
Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. Тейлор, Х. Гантт) –
Основные принципы:
Тейлор также выделил 4 группы управленческих функций:
Административная (
А. Файоль выделил несколько видов деятельности предприятия: технико-производственная; финансовая; административная; коммерческая; контрольная. Л. Урвик уделил разработке принципов построения формальной организации, не потерявших актуальности до настоящего времени.
Школа человеческих отношений 1930-1950 гг. (А. Маслоу, Э. Мэйо, К. Артирис, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Н. Мейер). Основные положения:
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознавать человеческий фактор, как основной элемент повышения эффективности деятельности предприятия. В результате экспериментов с группами рабочих Э. Мейо пришел к выводу, что производительность труда рабочих существенно зависит не только от условий труда и действий администрации, но и от психологического и социального климата в среде рабочих. Д. Мак-Грегор рассмотрел теорию X, которая применяет методы принуждения и поощрения. Теория Y – это создание условий, способствующих стимулированию работников, предоставленных им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности, самостоятельности при достижении целей предприятия.
Школа количественного подхода или новая современная школа с 1950 г. по н.в. (Саймон, Бил, Акофф). рассматривает экономико-математическое моделирование, систематический подход, построение моделей.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления. Основным моментом этого подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Процессный подход рассматривает функции как взаимосвязанные, поэтому управление рассматривается как процесс.
Системный подход – это не набор руководств и принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к предприятию и управлению.
2.3. Модели менеджмента
Модель менеджмента – это совокупность идей, лежащих в основе управления.
Азиатская модель – буддистская философия:
Особенности японского менеджмента:
Западная модель менеджмента:
Особенности американского менеджмента:
Особенности английского менеджмента:
Особенности немецкого менеджмента:
2.4. Основные теории и тенденции развития современного менеджмента.
Основные тенденции развития современного менеджмента:
Интернационализация – возрастание роли экономической деятельности без учета национальных и географических границ.
Глобализация – опережающий рост международных контактов над национальными.