Теория и история социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:16, реферат

Описание работы

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.), призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Работа содержит 1 файл

основы современного социального управления.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

С точки зрения экономики  организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода: формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой с точки зрения как объекта воздействия, так и его субъекта, появляется особый тип управленца — рыночный. Каждый муниципальный менеджер становится своего рода предпринимателем в сфере управления, успешно конкурирующим с государственным управлением, что создает необходимые общественные противовесы, без которых чиновничий аппарат на всех уровнях управления бюрократизируется, вырождается и деградирует. Как показал мировой опыт, это главный механизм формирования ответственной и профессиональной команды не только менеджеров, но и государственных органов управления.

В результате буржуазной революции  появился класс менеджеров взамен капиталисто. Стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе. Наряду с менеджментом усиливается и государственное управление.

Подлинная история менеджмента  начинается с движения, во главе  которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф. Тейлора (тейлоризм), А. Файоля, Г. Эмерсона и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и налаживания социальных отношений на предприятии. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами А. Маслоу, Э. Майо, П. Дракера, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области гуманизации труда и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называемой управление персоналом или, более широко, управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию социальный менеджмент.

Основные суждения по управлению, высказанные в трудах этих ученых и всех их последователей вплоть до настоящего времени, посвящены управленческой деятельности — соединению в управлении научного знания, технических средств, трудовых и эвристических способностей человека. Именно этими исследователями были открыты и введены в действие огромные резервы рационализации систем управления, а на этой базе и с помощью управления — всей общественной и частной жизнедеятельности людей. Управленческой деятельности посвящена обширная и разноплановая научная литература, которую полезно и необходимо изучать каждому управленцу.

История мирового социального  управления насчитывает несколько  управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления.

Первая управленческая революция привела к возникновению  власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции.

Вторая связана с  именем вавилонского царя Хаммурапи, давшего  образцы сугубо светского аристократического стиля

управления.

Основным итогом третьей революции  в управлении, относимой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью.

Четвертая совпала с зарождением  капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.

Пятая управленческая революция ознаменовалась приходом новой социальной силы — профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления материальным и духовным производством.

Начало развития управленческой науки в России было положено в XVII в. и преимущественно в рамках теории государственного управления. В развитии этой системы важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680), сделавший попытку введения городского самоуправления в западных приграничных городах России. А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставившим вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) управления,

Особую эпоху в развитии российской теории управления составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летосчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

развитие крупной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

содействие развитию сельского  хозяйства;

укрепление финансовой системы;

активизация развития внешней и  внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль за их исполнением — регулировали различные сферы деятельности государства, по сути это было государственным управлением.

Особую роль в сфере управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839). Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти М.М. Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", которым вводилось всесословное самоуправление.

 

 

 

 

 

4. Принципы социального  управления.

 

Под принципами социального  управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития - социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития - законы и закономерности социального управления - принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

К основным принципам социального  управления относят:

• принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

• единства воздействия  всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

• сочетания отраслевого и территориального управления;

• приоритетности в достижении стратегических целей;

• научности социального управления;

• прогнозирования социального  управления;

• мотивации (стимулирования) труда;

       • ответственности  за результаты социального управления;

 • рационального подбора,  подготовки, расстановки и использования кадров;

 • экономичности и эффективности  управления;

 • системности (рассмотрение  объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

 • иерархичности (рассмотрение  систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы;

при этом каждая ступень управляет  нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению  к вышестоящему уровню);

 • необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать  не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

 • обязательности обратной  связи (получение информации о  результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

 • сочетания единоначалия  и коллегиальности;

 • ситуационного управления  по прогнозированию возмущений;

 • программно-целевой;

 • делегирования полномочий;

 • гуманизма  и нравственности в управлении;

 • гласности  в принятии решения.

Принцип позволяет формировать  систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального  управления должны:

• основываться на законах развития общества, на законах управления;

• соответствовать  целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

• учитывать  временные и территориальные  аспекты процессов социального управления;

• в необходимых случаях иметь  правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов  управления изменяются в процессе развития и социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

 

 

5. Методы социального  управления

 

Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность  методов управления ориентирована  на систему (объект) управления.

Содержание  — это специфика приемов и  способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

социальные  и социально-психологические, применяемые  с целью повышения социальной активности людей;

экономические, обусловленные экономическими стимулами;

организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

самоуправление как разновидность  саморегулирования социальной системы.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно  разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального  управления отражают требования различных  объективных законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны  со способами достижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, и в первую очередь управленцев. Будучи основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

Социальные методы включают широкий  спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально-политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия. Методы социального регулирования применяются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К этим методам относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

Социальные методы управления включают социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др.

Информация о работе Теория и история социального управления