Теория и история социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:16, реферат

Описание работы

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.), призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

Работа содержит 1 файл

основы современного социального управления.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой деятельности — одной из разновидностей человеческой деятельности вообще. Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, поскольку  всегда направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность информационна, потому что связана с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и прежде всего управленческой, информации. Управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной информации.

Каждый человек, занятый  управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного "я" управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления, подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

Помимо субординации типа "руководитель — подчиненный" существуют отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности в нее входят функции управления. Под ними понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, подразделяя их на целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются определяющим элементом управленческой деятельности.

Процесс целеполагания  — определяющее условие эффективности всей системы управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования — предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части —  организации решает система управления. Конечный результат ее функционирования — принятие и реализация грамотного управленческого решения.

 

 

3. История управленческой социальной  мысли

Сегодня вряд ли кто скажет, как  и когда зародились искусство и наука управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

социальной  — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;

экономической — необходимость в производстве и распределении ресурсов;

оборонительной  — защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних  обществах требовались личности, которые координировали бы и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов.

I. Древний  период. Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная с 9-7 тысячелетий до н.э. и примерно до начала XVIII в. Прежде чем выделить управление в самостоятельную область знаний человечество тысячелетиями по крупицам накапливало его опыт.

Первые самые простые, зачаточные формы упорядочения и  организации совместного труда отмечались на стадии первобытно-общинного строя, когда управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало во всех видах деятельности.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

II. Индустриальный период (1776—1890). Переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Бэббидж разработал проект "аналитической машины" — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

III. Период систематизации (1856—1960). Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени управленцы переориентировались от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали управленческие проблемы старыми способами, которые срабатывали прежде, другие искали более систематизированные под ходы к управлению. Их индивидуальные успехи и неудачи могут послужить уроком для современных управляющих.

В сущности то, что мы сейчас называем управлением, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы не могли уже наблюдать за деятельностью всех работников. Лучших работников стали обучать тому, что они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры.

Основные  школы управления.

Самые первые исследования в области  управления были сделаны классической школой.

Первых управленцев в основном волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали в основном на адаптации рабочих: разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.

В те времена управление считали  искусством. Это, видимо, было связано  с тем, что не все люди по своим  качествам подходят для управленческой работы. Было замечено, что всем преуспевающим управленцам свойственны определенные черты характера и навыки. Поэтому считалось, что достаточно установить качества, свойственные управленцу, и можно подобрать людей, обладающих ими.

Первый крупный шаг к рассмотрению управления как науки был сделан Ф. Тейлором, который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью деятельности отдельного человека, а деятельностью организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он как основатель "школы научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Ф. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области управления.

Разновидностью классической школы  управления стала административная школа, которая занималась изучением вопросов о роли и функциях управления. Считалось, что достаточно определить суть работы управляющего и тогда легко можно выявить наиболее эффективные методы руководства.

Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название административная школа).

Суть разработанных им принципов  управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация управленцев одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.

Другие представители административной школы:  М. Блюмфилд, разработал концепцию управления рабочей силой (1917), М. Вебер, предложил концепцию рациональной бюрократии (1921). Он также дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.

Основная черта классической школы (научной и административной) заключается в утверждении, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических управленцев состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно приемлемый метод управления.

Определенный прорыв в области управления, ознаменовавшийся появлением школы человеческих отношений (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х годов. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Родоначальником принято считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих — это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, считал он, результаты труда.

А. Маслоу  предложил следующую  классификацию потребностей личности: физиологические; безопасности существования; социальные (принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижные (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); самовыражения, полного использования своих возможностей, достижения целей и личного роста.

Не менее популярно в школе  человеческих отношений и учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и У) лежат следующие характеристики работников: теория Х — средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория У — люди от природы не пассивны, а стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать.

IV. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой. Ее появление — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Представители этой школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е годы начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений управленцев.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Системный подход в управлении связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких, как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории такова: ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы.

В 70-е годы появилась  идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Информация о работе Теория и история социального управления