Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:42, курсовая работа
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
В основе теорий мотивации лежат различные предположения о факторах, от которых зависят усилия людей и выполнение работ в организации.
1. Введение……………………………………………..3
2. Основные положения теории Адамса………..…...4
3. “Входы” и “выходы” теории Адамса……………..9
4. Примеры мотивации персонала………………….12
5. Заключение к работе………………………………17
6. Список литературы………………………………...18
Министерство
образования и науки РФ
Московский
государственный университет
статистики
и информатики (МЭСИ)
Кафедра
Общего Менеджмента
и Предпринимательства
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Теория
Адамса и ее применение для мотивации
персонала»
Руководитель: Конотопов М.Н.
Выполнила: студентка
группы ДМУ-201
Салямова Светлана
Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Нередко встречаешься с расхожим представлением людей, что изучение теории менеджмента - пустая трата времени. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять самым важным ресурсом - сотрудниками компании. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека как-то мотивировать, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
На
сегодняшний день имеется колоссальное
количество способов воздействия на
мотивацию конкретного
При всей широте методов, с помощью которых можно мотивировать работников, руководитель компании должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для выполнения главной задачи - выживания фирмы в жесткой конкурентной борьбе.
В основе теорий мотивации лежат различные предположения о факторах, от которых зависят усилия людей и выполнение работ в организации.
Люди
имеют различные потребности
и цели, а значит и мотивацией к выполнению
своей работы будут служить различные
виды вознаграждения и поощрения. Таким
образом, в центре внимания оказывается
индивид и его потребности.
Глава 1.
Основные
положения теории
Адамса.
В своей теории справедливости Джон Стейси Адамс рассматривает мотивацию работника с точки зрения его оценки ситуации и складывающегося у него в этой связи представления о справедливости отношений между ним и организацией. При этом он сравнивает себя с другими людьми, сопоставляя свой вклад с их вкладом, свое вознаграждение за работу с их вознаграждением.
Теория утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает несправедливость, то есть человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс. Основателем теории справедливости считается американский ученый С. Адамс, который провел значительные исследования в компании «General Electric».
Тот человек, с которым работник склонен сравнивать себя, должен занимать сходную должность, решать схожие задачи или выполнять аналогичную работу. Рабочий будет сравнивать себя с рабочим, а не с директором или президентом компании, российский врач — с российскими врачами, а не с американскими, директор небольшого продуктового магазина — с директорами магазинов такого же размера, а не с директорами крупных торговых центров и т. п. Основой суждений человека относительно справедливости или несправедливости своих отношений с организацией является сравнение двух отношений: того, что работник получил от работы, к тому, что им было реально сделано, то есть к его вкладу в работу, с таким же отношением того человека, с которым работник сравнивает себя. При этом возможны три варианта итоговой оценки таких сравнений:
Теория
Адамса предполагает, что работники
стремятся к установлению справедливых
отношений с другими и
Ощущение
несправедливости при
недоплате возникает тогда, когда, по
мнению работника, его соотношение результат/вклад
меньше, чем соотношение результат/вклад
того человека, с которым он сравнивает
себя. То есть человек считает, что либо
он вложил больше того человека, с кем
он себя сравнивает, получив при этом столько
же, либо он получил меньше за ту же самую
работу. Люди, которым недоплатили, испытывают
чувство обиды, неудовлетворенности, раздражения.
Ощущение
переплаты возникает тогда, когда, по
мнению работника, его соотношение результат/вклад
больше, чем соотношение результат/вклад
того человека, с которым он сравнивает
себя. Люди, которым переплатили, могут
испытывать чувство неловкости или вины.
Ощущение переплаты может вызывать также
повышенные внутренние обязательства
и готовность работника к дополнительным
усилиям, способным уравнять отношение
результат/вклад. Так, если в отделе из
всех сотрудников лишь один работник получил
максимальную премию по итогам года, можно
ожидать, что его готовность к сотрудничеству
с руководством и к тому, чтобы работать
с высокими нагрузками, будет выше, чем
у его коллег.
Ощущение
справедливости оплаты возникает тогда,
когда, по мнению работника, соотношение
пропорции результат/вклад равно пропорции
результат/вклад того человека, с которым
он сравнивает себя. Люди, которым заплатили,
по их мнению, справедливо, испытывают
чувство удовлетворения, считая, что их
отношение к делу и их трудовые усилия
получили достойную оценку. Люди, как правило,
стремятся восстановить нарушенный баланс
в отношениях с организацией либо за счет
изменения уровня затрачиваемых усилий,
начав работать более или менее интенсивно,
повышая или понижая качество своей работы,
либо пытаясь изменить уровень получаемого
вознаграждения. Представления Адамса
были подтверждены в очень простом и очень
показательном эксперименте.
Исследователи
выделили три группы рабочих. Первой
группе сказали, что они получат
больше, чем другие работники, выполняющие
такую же работу («переплата»); второй
группе – что они получат меньше,
чем другие работники, выполняющие
такую же работу («недоплата»); третьей
группе — что они получат равную
оплату с теми работниками, которые
выполняют такую же работу («справедливая
оплата»). В этом эксперименте были
получены следующие результаты: работники,
которые были уверены в том, что
им переплачивали по сравнению с
другими, демонстрировали более
высокую производительность труда,
чем две другие группы. Работники,
которые считали, что им недоплачивают,
показали самую низкую производительность
труда. При этом и работники, которым
недоплачивали, и те, кому переплачивали,
продемонстрировали более низкую удовлетворенность
своей работой, чем те работники,
которые получали справедливую оплату.
Часто ощущение справедливости или несправедливости обменов, осуществляющихся между организацией и работниками, возникает у работников в ситуации использования тех или иных форм дополнительных выплат. Это могут быть премии за выполнение конкретных заданий, за определенный период времени (месяц, квартал или год) и т. д. Возможны три типа восприятия человеком справедливости дополнительных выплат:
Относительное
равенство. Надбавка воспринимается
как справедливая, если работники получают
равный процент надбавки к зарплате в
сравнении с их коллегами.
То
есть надбавка может восприниматься
как относительно равная (справедливая),
если всем дадут, например, пятипроцентную
надбавку. Если один работник получит
пятипроцентную, а другой — десятипроцентную
надбавку, то тот, кто получил 5%-ную надбавку,
может воспринять ее как несправедливую
недоплату (хотя в абсолютных цифрах пятипроцентная
надбавка к высокой заработной плате может
быть гораздо большей, чем 10% к низкой зарплате).
И действительно, практика показывает,
что нарушение справедливости такого
рода может вызывать неудовлетворенность
работников. Так, в одном из ведущих западных
банков был проведен опрос, выявляющий
отношение работников к системе оплаты.
Была выявлена высокая степень неудовлетворенности
системой оплаты труда, при которой руководителям
начислялся бонус до 30% от их зарплаты
за отличные результаты работы подразделения,
тогда как рядовые работники получали
всего лишь 6—8% годовой надбавки.
Абсолютное
равенство. Это надбавки, равные в денежном
выражении, независимо от размера получаемой
зарплаты. Например, по итогам года два
работника могут получить надбавку в $100.
Это
будет восприниматься как одинаковая
надбавка, хотя для одного она составит
10%, а для другого — 20% от получаемой
зарплаты.
Уравнительное
равенство. Работники, имеющие одинаковые
заслуги, теоретически должны получать
одинаковую оплату. Это значит, что если
два человека добились одинаковых результатов
по итогам года, а зарплата одного ниже,
чем зарплата другого, то первый может
ожидать большую надбавку (как в денежном,
так и в процентном выражении), которая
сравняет их отношение результат/вклад.
Например,
повышение зарплаты в «ВымпелКоме»
зависит как от результатов аттестации,
так и от того, насколько оплата работы
сотрудника соответствует его рыночной
стоимости. Так, если два инженера получили
одинаковые оценки, но один изначально
получал меньше другого, то он получит
прибавку больше. Это позволяет уравнять
зарплаты людей, выполняющих одни и те
же функции, и тем самым избежать проблем,
связанных с несправедливой оплатой труда.
В соответствии с теорией справедливости
люди стремятся избегать негативных эмоций,
таких как чувство вины и обиды, возникающих
при несправедливой оценке (оплате) их
труда.
Существует несколько способов восстановления справедливости в таких ситуациях:
На несправедливость возможны различные реакции:
Информация о работе Теория Адамса и ее применение для мотивации персонала