Теории лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить основные эволюционные направления развития концепций лидерства, изучить характерные черты типологии лидерства.
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
рассмотреть основные направления эволюции теорий лидерства;
охарактеризовать типологию лидерства;
рассмотреть лидерство в компании «Систематика».

Содержание

Введение 3
1. Основные эволюционные направления концепций лидерства 5
1.1. Эволюция концепций лидерства 5
1.2. Современные теории лидерства 12
2. Основы типологии лидеров 15
2.1. Критерии типологии и функции лидерства 15
2.2. Структура лидерства и типы лидеров 18
3. Лидерство в компании «Систематика» 21
3.1. Общие сведения о компании «Систематика» 21
3.2. Менеджмент и лидерство в компании «Систематика» 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 33

Работа содержит 1 файл

Теория лидерства основные эволюционные направления. Типы лидеров_29657_2010.doc

— 549.00 Кб (Скачать)

Лидерство – это способность  влиять на людей, направляя их усилия для достижения собственных целей. Функции лидера представляют собой  главные направления его деятельности. Выделяют основные функции лидерства [19, c.173]:

  1. Интегративная – лидерство объединяет людей, которые имеют общие интересы, одинаковые хобби в одну слаженную действующую группу.
  2. Дезинтегративная – объединяя людей в одну группу, она тем самым становится обособленным от других коллективом.
  3. Организационная – создание единой системы управления и благоприятных условий для сосуществования членов коллектива, планирование различных действий, событий, распределение ролей и обязанностей, регулирование отношений между участниками группы.
  4. Конструктивная – выражение в конкретной программе общих интересов членов компании. Эта программа должна удовлетворять всех участников группы, учитывать их интересы и идти на пользу всем, не ущемляя при этом членов других групп.
  5. Координационная – все принятые решения должны согласовываться с мнением общественности, институтом власти и системой ценности, которая принята в данном обществе.

Таким образом, лидерство – это тип отношений, складывающихся между лидером и его последователями. Тип лидерства во многом зависит от характера поставленной задачи. Лидерство – это способность влиять на людей, направляя их усилия для достижения собственных целей. Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности: интегративная, дезинтегративная, организационная, конструктивная и координационная.

2.2. Структура лидерства и типы лидеров

 

Лидерство представляет собой процесс воздействия на группу людей, чтобы увлечь их за собой  для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Организации бывают формальные  и неформальные. Отношения в них тоже бывают формальными и неформальными. Их особенности:

  1. отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологические, эмоциональные;
  2. руководство занимает особое место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль и функции руководителя в организации заранее определены, а роль лидера возникает стихийно, без ее формального определения и описания;
  3. руководитель коллектива назначается извне вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкции, лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных по статусу (служебному положению).

Выделяются основные функции лидера, который:

1)  формирует, устанавливает  и поддерживает эталоны приемлемого  группового поведения;

2) установив нормы,  обычаи, традиции, мотивирует поведение  каждого члена группы, заставляя  его следовать эталонам группового  поведения.

Структуру лидерства  составляют пять основных элементов [19, c.180]:

1) лидер, обладающий  определенными личностными чертами,  способностями и возможностями,  ориентированными на цель:

2)  последователи, имеющие  свои качества и возможности  для реализации целей;

3)  задачи, которые  взаимодействующие сотрудники пытаются  решить;

4)  ситуация, в которой  происходит процесс взаимодействия;

5)  группа, в которой  происходят все акты межличностного  взаимодействия.

Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э.де Боне, выглядят следующим образом [9, c.112]:

  1. ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство - их естественное состояние, они обладают врожденными лидерскими качествами;
  2. организаторы групп. Их отличительной чертой является знание психологии своих последователей;
  3. исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив;
  4. дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицировано;
  5. генераторы идей. Отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;
  6. продавцы идей. Предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;
  7. синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им использовать нетрадиционные подходы;
  8. разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой сложной ситуации;
  9. реакторы. Активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;
  10. коммуникаторы. Отличаются высокой коммуникабельностью, умением слушать людей;
  11. исследователи. Могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;
  12. следопыты. Обладают способностью к самостоятельным действиям, т.е. автономностью;
  13. хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать;
  14. организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

Таким образом, лидерство это воздействие на группу людей, чтобы увлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Лидер формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения, а также мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. Структуру лидерства составляют пять основных элементов: лидер, последователи, задачи, ситуация и группа. Если в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители-лидеры, то, как установил Э.де Боне, можно выделить 14 типов лидерства.

 

3. Лидерство в компании «Систематика»

3.1. Общие сведения о компании «Систематика»

 

Компания «Систематика» -  ведущий поставщик ИТ-решений  и услуг с 18-летним опытом на российском рынке.

Деятельность компании направлена на предоставление комплекса  услуг по оптимизации бизнес-процессов предприятий различных отраслей путем внедрения информационных технологий.

«Систематика» осуществляет разработку, внедрение и поддержку  сложных информационных систем и  инфраструктурных решений на базе технологий и оборудования ведущих мировых производителей и предоставляет консалтинговое сопровождение проектов.

Являясь партнером крупнейших мировых производителей оборудования и программного обеспечения, компания «Систематика» обладает  глубокой экспертизой по всему спектру  новейших технологий и продуктов. Профессиональное видение и понимание деловых потребностей заказчика, отличное знание специфики различных отраслей помогают специалистам «Систематики» развивать и адаптировать передовые информационные продукты с учетом текущих и перспективных потребностей Заказчиков.

Компетенции «Систематики»  включают в себя решения и услуги для государственных и коммерческих организаций по следующим направлениям: сетевые и телекоммуникационные решения корпоративного и инфраструктурного  уровня, вычислительные системы и ЦОД, инженерные системы, решения в области информационной безопасности, системы управления ИТ-инфраструктурой (ITSM), решения на базе технологии радиочастотной идентификации (RFID) и др [20].

Одним из преимуществ  «Систематики» является большой опыт в области создания и сопровождения сложных географически распределенных систем федерального масштаба.

Все работы, выполняемые  или контролируемые «Систематикой», осуществляются в соответствии с  государственными стандартами и  требованиями регулирующих органов в области построения информационных систем.

Высокий авторитет «Систематики» среди ведущих государственных и крупных промышленных предприятий демонстрирует надежность и востребованность услуг компании. Среди заказчиков компании: Министерство Финансов РФ, Фонд социального страхования РФ, Министерство образования РФ, Федеральная Налоговая Служба, органы исполнительной власти субъектов РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Пограничная служба ФСБ РФ, Федеральная служба охраны РФ (Служба специальной связи ФСО РФ), Министерство внутренних дел РФ, предприятия оборонно-промышленного комплекса, ГМК «Норильский никель», Газпром, Сургутгазпром, Сургутнефтегаз, Лукойл, ГМК «Евразхолдинг», РЖД, Банк России (Центральный банк РФ), ВТБ, Альфа-Банк, Вымпелком и др [20].

«Систематика» сегодня  – это более 400 сотрудников, профессионалов в своем деле, большинство из которых  являются сертифицированными специалистами, и одна из лучших управленческих команд на рынке.

Офисы «Систематики» расположены в Москве и в Санкт-Петербурге.

Постоянное развитие компетенции и расширение спектра  предлагаемых услуг, наращивание собственной  экспертизы, инвестиции в персонал и развитие отношений с партнерами позволяют «Систематике» укреплять  свое лидерство на рынке информационных технологий.

Долгосрочная цель компании - помогать клиентам решать задачи государственной важности, способствовать модернизации отечественной промышленности и процветанию российского бизнеса при помощи информационных технологий.

Обладая уникальным интеллектуальным и технологическим потенциалом, компания предлагает клиентам решения, адаптированные под конкретные управленческие и производственные задачи с учетом их отраслевой и организационной специфики; оптимизируем для них общую стоимость владения корпоративной информационной системой.

Компания «Систематика»  обладает необходимыми лицензиями и  сертификатами для выполнения полного  комплекса работ в области  системной интеграции на территории России.

Таким образом, компания «Систематика» -  ведущий поставщик ИТ-решений и услуг. «Систематика» осуществляет разработку, внедрение и поддержку сложных информационных систем и инфраструктурных решений. Офисы «Систематики» расположены в Москве и в Санкт-Петербурге. Компания «Систематика» обладает лицензиями и сертификатами для организации своей деятельности.

3.2. Менеджмент и лидерство в  компании «Систематика»

 

Успех деятельности крупной  компании напрямую зависит от способности  руководителей объединить множество  талантливых и амбициозных специалистов в работоспособную команду. Это требует от руководителей компании высочайшего организаторского мастерства и «политического таланта». Стратегическим преимуществом «Систематики» является профессиональная команда топ-менеджеров.

Лидеры «Систематики» - успешные, авторитетные и сильные личности. Их объединяет стремление к развитию компании и укреплению ее позитивной репутации в деловых кругах.

Эффективный менеджмент «Систематики» - результат интеграции личных качеств топ-менеджеров и корпоративной системы управления бизнес-процессами.

Деятельность в компании построена по методологии «проектного  управления», благодаря которой  обеспечивается гибкое распределение  ресурсов компании и повышается надежность достижения поставленных целей. Непрерывное  совершенствование корпоративной системы проектного управления в сочетании с улучшением качества бизнес-процессов является приоритетной задачей развития «Систематики» и роста ее благосостояния.

Лидеры компании нацелены на результат. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Лидерство не только оказывает влияние на развитие культуры организации, но также является ее продуктом.

Организационная культура компании «Систематика», как система ценностей и установок определяет отношение сотрудников к работе и их поведение. Поэтому руководитель «Систематики» не только реагирует на стихийно складывающуюся культуру (существующую без его усилий в организации), но и влияет на ее формирование, культивирует нужные организации реалии, позволяющие боле эффективно вести бизнес.

Управление и изменение  организационной культуры в компании  «Систематика» осуществляется с  помощью таких мер, как контроль за ее состоянием со стороны руководства; пропаганда и обучение персонала  необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов, корпоративные традиции, которые помогают сотрудникам воспринять организационную культуру.

Лидер «Систематики»  руководствуется следующими принципами: ориентацией на людей, так как люди – это самый жизненно важный ресурс организации; духом соперничества, то есть умением добиваться успеха в условиях острой конкуренции; внешней перспективой, то есть способностью вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур; гибкостью и способностью принимать решения в условиях неопределенности; ориентацией на будущее.

Важным фактором конкурентоспособности  внутри компании «Систематика» становится умение руководителей строить отношения между работниками, управлять работой и персоналом, организовывать обучение в этой области.

Лидер в компании «Систематика»  должен иметь лидерский уровень развития компетенции. Данный уровень развития компетенций необходим только для руководителей, которые по своим должностным обязанностям могут принимать стратегические решения. Достижение руководителем лидерского уровня развития компетенции означает, что он не только сам проявляет необходимые навыки, но и создает возможности для других сотрудников развивать данную компетенцию. Руководитель, обладающий таким уровнем развития компетенций, организует специальные мероприятия, задает нормы, правила, процедуры, которые способствуют проявлению данных компетенций.

Информация о работе Теории лидерства: основные эволюционные направления. Типы лидеров