Теоретики менеджмента и их вклад в развитие науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Вся история развития менеджмента была связана с двумя подходами к управлению:
первый из них акцентировал внимание на управлении операциями ( технической стороной производственного процесса )
второй—на управление трудовыми ресурсами отдавая приоритет психологическим факторам , мотивации и стимулированию человеческой деятельности. Рассмотрим основные школы теории управления и вклад наиболее известных представителей теории и практики менеджмента в развитие управления. Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения.

Содержание

1. Введение.
2. Школа научного управления (Ф. Тейлор., Г. Ганнт , Ф.и Л. Гилберт.)
2.1 4 научных принципа Тейлора.
3. Административная или классическая школа (Г. Файоль, Г. Эмерсон)
3.1 14 принципов управления Файля.
3.2 12 принципов управления Эмерсона.
4. Школа человеческих отношений (М.Фоллет, Э.Мейо).
5. Школа поведенческих отношений (А. Маслоу).
5.1 Пирамида потребностей.
6. Современные теории управления (Д. Макгрегор теории «Х» и «У», У. Оучи теории «А» и «Z».
7. Заключение.
8. Литература.

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 33.43 Кб (Скачать)

 В тех случаях  когда человек не удолетворен своей работой, если она ему в тягость , он испытывает беспокойство даже тогда , когда основные потребности его удолетворены. Вот почему так важно правильно выбрать профессию, найти себя в работе и именно в ней стремиться к самовыражению. Учитывая, что потенциальные возможности человека растут и расширяются , потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удолетворена. Поэтому можно с уверенностью сказать : процесс мотивации поведения человека через потребности бесконечен.

 Отсюда вывод  : менеджер должен тщательно изучить  своих подчиненных и четко  представлять , какие активные потребности движут ими. Учитывая динамический характер потребностей человека, менеджеру очень важно заметить изменение этих потребностей и соответственно изменить методы удолетворения потребностей.

 Эта теория  была использована в качестве  основы многих современных моделей  мотивации труда.  

 Современные теории управления

 Взгляды Э.Мэйо идр. получили дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора. Он проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

 задания которые получает подчиненный

 качество выполнения  задания 

 время получения  задания 

 ожидаемое время  выполнение задания 

 средства, имеющиеся  для выполнения задания 

 коллектив , в котором работает подчиненный

 инструкции, полученные  подчиненным 

 убеждение подчиненного  в посильности задания и в  вознаграждении за успешную работу.

 размер вознаграждения  за проведенную работу 

 уровень вовлечения  подчиненного в круг проблем , связанных с работой.

 все эти факторы ,которые зависят от руководителя в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. Макгрегор сформулировал , что на основе этих факторов можно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал теорией «Х» и теорией «У».

 Теория «У». 

1. Человек изначально  не любит работать и будет  избегать работы.

2. Поскольку человек  не любит работать, его следует  принуждать, контролировать, угрожать  наказанием, чтобы заставить работать  для достижения целей организации. 

3. Средний человек  предпочитает , чтобы им руководили: он предпочитает избегать ответственности , у него мало честолюбия, ему нужна безопасность. 

 Теория «Х». 

1. Работа для человека  также естественна, как и игра.

2. Внешний контроль --- не единственное средство объединения  усилий для достижения целей  организации. Человек может осуществить  самоуважение и самоконтроль  служа целям, которым он привержен:  приверженность формируется как  результат наград ,связанных с достижением цели.

3. Средний человек  стремится к ответственности , его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху.

 Теория «Х»  воплощает чисто авторитарный  стиль управления, характеризуется  существенной централизацией власти, жестким контролем .

 Теория «У»  является демократическим стилем  управления и предполагает делегирование  полномочий , улучшение взаимоотношений в коллективе , учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержание работы.

 Теории Макгрегора нельзя встретить в чистом в виде в нормальной производственной деятельности, однако именно они оказали сильное влияние на развитие теории управления в целом. Теории «Х» и «У» были разработаны применительно к отдельно взятому человеку.

 Уильям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса , получившее название теории «А» и «Z» , чему в не малой степени способствовали отличия в управлении в японской и американской экономиках

 Современная практика  отдает предпочтение теориям  «У» и «Х». Теории «Х» и  «Z», теории «А» и «Z» также  можно назвать мягким и жестким  стилями в управлении, которые  были довольно точно охарактеризованы  :жесткий стиль руководства наиболее эффективен либо в очень благоприятной , либо в очень неблагоприятной ситуации.

 Жесткий стиль:  лидер наделен большей властью , располагает неформальной поддержкой подчиненных, задачи группы предельно ясны , и она только ожидает указаний.

 Мягкий стиль:  коллектив единомышленников, решающих  принципиально новую проблему. Здесь  задачи не вполне определены , лидера могут и не все поддержать, целесообразно поощрять развитие дискуссий. 
 
 
 

Заключение 

 Эволюция теории  и практики менеджмента нашла  свое применение в многообразных  направлениях. Но все эти направления  отличает стремление соединить  научное исследование организационно  -технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально - экономических конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

. 
 
 

  Литература 

1. И.Н. Герчикова «менеджмент»

2. Р.А. Фатхутдинов « Система менеджмента»

3. П.А. Кохно «Менеджмент» « Финансы и Статистика» 1993г.

4. Попов А.В. Теория  и организацич менеджмента. М., 1991г

5. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., Дело, 1995г 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Теоретики менеджмента и их вклад в развитие науки