Теоретические основы исследования систем управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:38, статья

Описание работы

В статье представлен обзор ряда источников по вопросам оценки эффективности систем управления. Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Авторы показывают, что каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Работа содержит 1 файл

1Теоретические основы исследования систем управления предприятием.docx

— 52.84 Кб (Скачать)

Основными характеристиками исследования системы управления являются: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект исследования, предмет исследования, тип исследования, результат исследования, эффективность исследования.

Авдошина З.А. [2] указывает на то, что для достижения поставленных целей исследования систем управления  должны быть определены  объект, предмет, новизну, практическая значимость, методы исследования,  ограничения и условия использования различных методов технология управления, определение проблемы в исследовании процессов и систем управления, осуществление системного анализа прямых и косвенных факторов, эффективность.

Объединяя все элементы системы управления предприятия  можно прийти к выводу, что современное  управление предприятием нуждается  в исследовательском подходе, что  будет способствовать динамичности, перспективности управления, росту  потенциала, повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Структура процесса  и методы исследования и проектирования системы управления предприятием

Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. [16] обращают внимание на то, что эффективность деятельности любых предприятий в значительной степени зависит от исследования систем управления, создаваемых и рационально построенных при использовании нужного объема инвестиций. Исследование систем управления  позволяет выявить наиболее прибыльный  и эффективный вариант вложения финансовых средств в систему управления.

Исследование системы  управления предприятия, в общем, тоже является исследованием и значит, ему соответствует определение, данное Зайцевым А.К. [8], исследование как  вид деятельности человека, состоящий  из  распознавания проблем, ситуаций,  а также определения их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей развития и поведения, установление места в системе накопленных знаний,  нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений, знаний о проблеме в практике решения проблемы.

«Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование  управления в соответствии с постоянно  изменяющимися внешними и внутренними  условиями» определяют его так. Игнатьева  А.В., Максимцов М.М. [9]

Коротков Э. М. [12] говорит о том, что «исследовать нужно не только процессы объекта  управления, но и процессы функционирования и развития самого управления».

Авдошина З. А. [2] говорит о том, что при проведении исследований на предприятиях ставятся определенные цели, для достижения которых необходим анализ и выявление существующих проблем, а также рекомендации для их разрешения. Эффективность проведения исследования системы управления предприятием будет обеспечена за счет системного видения владения научно-категориальном аппаратом исследования, то есть «оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности».

В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская [7] представили схему предметной области исследования системы управления в настоящее время (Схема 1).

Схема 1 –  Структура исследования систем управления

Схема 1 показывает развитый арсенал методов  исследования систем управления, используя данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку  и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления.

Шутилов Ф.В [30] отмечает такой немаловажный факт, как то, что исследование систем управления имеет главной целью разработку именно долгосрочных нацеленных на перспективу мероприятий по совершенствованию организации, структуры, методов моделей управления, что должно  быть осуществлено  на основе системного похода, а полученные результаты стану т основой для перестройки существующей системы управления.

Необходимо учитывать  то, о чем говорит А.Б.Бушуев [3], а именно  «каждый элемент системы преобразует  поступающее на него внешнее воздействие (связь от другого элемента) в выходное воздействие, которое поступает на следующий элемент системы».

Процесс исследования систем управления предприятием имеет   последовательные  этапы:

«1. Выделение объекта  исследования (фирма,   подсистема, подразделение).

2. Определение цели  исследования, то есть, какой  результат нас интересует.

3. Выделение управляющих  и характеристических  переменных.

4. Определение функций,  подлежащих анализу.

5. Определение критериев  оценки результатов  исследования.

6. Определение критериев  оценки предлагаемых  решений по улучшению управления».

Авдошина З. А. [2] определяет метод исследования как такой способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится необходимое исследование.  
В зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования исследование систем управления отражает глобальный (системный, междисциплинарный, исследуются с помощью общенаучных методов) или локальный характер (проблемы небольшого масштаба с выраженной спецификой, исследуются с помощью частнонаучных методов).

В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская [7] выделяют существование четырех групп методов исследования систем управления:

1. Практические методы исследования систем  управления:  логические;  графические;  социологические;  параметрические; факторный анализ;  экспертный анализ;  имитационное моделирование;  рефлексивные методы исследования;  тестирование системы управления.

2. Общая методология:  системный анализ;  гипотезы и концепции;  диалектический подход;  приемы построения исследовательских процедур.

3. Планирование и  организация исследования системы  управления:  постановка цели и структуризация цели;  планирование исследования;  анализ чувствительности;  организация процесса исследования.

4. Оценка результатов  исследования, диагностика  состояния системы управления:  расчет показателей эффективности системы управления;  организация экономической и организационной  диагностики.

Авдошина З. А.[2] к общенаучным методам исследования относит: «контроль и диагностику проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально - декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий».  К частнонаучным методам: «определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента».

Коротков Э. М. [12] указывает на такую особенность  исследования, что оно не только функция современного менеджмента, а также стиль функционирования  и определенный тип по организации деятельности персонала всей системы управления предприятия, при этом исследование выступает как основная функция, подход управления, которое может обеспечить качество управленческих решений и как средство возможного совершенствования.

Можно выделить основные принципы, которые должны соблюдать  все подсистемы системы управления предприятия при формировании, развитии и функционировании, а также при  проведении исследования системы управления предприятия: принцип государственной законности системы менеджмента организации; принцип правовой регламентации при создании, функционировании и развитии  внутри организации;  принцип единства теории практики управления; принципы унификации элементов; принцип специализации, универсализации всех процессов управления; принцип целостности субъекта и объекта управления;  принцип многовариантности управленческого решения; принцип устойчивости по отношению к внешней среде; принцип мобильности (адаптируемости) процесса; принцип автоматизации управления; принцип развития системы менеджмента.

В процессе проведения исследования и анализа работы предприятия  изучается состояние производственно-хозяйственной  деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка и другие важные аспекты деятельности и особенно системы управления предприятия.

Библиографический список:

  1. Mишин B., Acтaшкинa И. Стадии и этапы исследования систем управления // http://www.inventech.ru/lib/analis/analis0025/
  2. Авдошина З.А. Исследования систем управления  // http://www.cfin.ru/management/strategy/classic/management_research.shtml
  3. Бушуев А.Б. Исследование систем управления. - Санкт-Петербург 2002.
  4. Галушка И. Эффективность систем управления // http://www.xserver.ru/user/effsu/
  5. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления, г. Железнодорожный, Моск.обл.:ООО НПЦ «Крылья», 2000.
  6. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента . - Таганрог: Изд-во ТРТУ , 1997.
  7. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебное-практическое  пособие. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 — 256 с.
  8. Зайцев А.К. Исследование систем управления: Учебное пособие. - Н.Новгород: НИМБ 2006.-123 с.
  9. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
  10. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. - М. 000 «Новое знание», 2000.
  11. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления // http://polbu.ru/knorring_management/ch27_all.html
  12. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учеб. /Коротков, Эдуард Михайлович; 2-е изд. доп. и перераб. - М.: ДеКА, 2003. - 336c. - Библиогр.: с. 332-333.
  13. Лехто Ю., Матвеенко А. Эффективность управления и возможности российских предприятий //http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/16_5_03.htm
  14. Методы управления http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0004/
  15. Мишин В.М. исследование систем управления Учебное пособиеМосква ЗАО «Финстатинформ» 1998
  16. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2003. — 352 с.
  17. Нестеров В.П. Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений // http://quality.eup.ru/MATERIALY2/ioppur.htm
  18. Пoпoв B. Информационное обеспечение управления // http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0032/
  19. Плотников Д. Оценка рентабельности бизнеса // http://www.iteam.ru/publications/finances/section_29/article_3989/
  20. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.
  21. Сатору Такая наги. Участие работников в управлении // http://www.xserver.ru/user/urvuu/
  22. Сильченко С. Эффективное управление рабочим временем // http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001259
  23. Система управления и смысл организации // http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_31/article_2517/
  24. Сущность функции управления //http://www.leg-ekonom.ru/Sushhnost_funkcii_upravlenija/index.html
  25. // http://managementless.ru/texnicheskie-sredstva-upravleniya.html
  26. Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"  (от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ)
  27. Функции управления // http://www.btraining.ru/function/
  28. Цыплухин В. Ошибки руководства, которые приводят к проблемам с сотрудниками // http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005486
  29. Чуб Б.А. Информационное обеспечение управления // http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn04/12.shtml
  30. Шутилов Ф.В. Исследование систем управления: информационные проблемы //http://prepod2000.kulichki.net/html/002.htm
  31. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - Издательство - Нева; Олма-Пресс – 2003.
  32. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. - М., «Советское радио», 1972, стр. 456.
 

 http://infomanagement.ru/lekciya/faktory_makrosredy

Информация о работе Теоретические основы исследования систем управления предприятием