Теоретические основы исследования систем управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:38, статья

Описание работы

В статье представлен обзор ряда источников по вопросам оценки эффективности систем управления. Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Авторы показывают, что каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Работа содержит 1 файл

1Теоретические основы исследования систем управления предприятием.docx

— 52.84 Кб (Скачать)

Теоретические основы исследования систем управления предприятием 
 

Аннотация: В статье представлен обзор ряда источников по вопросам оценки эффективности систем управления.  Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Авторы показывают, что каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления. 
 
Ключевые слова: система, система управления, подсистема, предприятие, функции управления, методы управления, управленческие решения 
 
Abstract: In clause the review of some sources concerning an estimation of efficiency of control systems is presented. As well as any other system, a control system of the enterprise consists of elements which are incorporated together by the purpose of functioning, thus it is especially important to allocate the subject and object of management, basic elements of a control system. Authors show, that each element is a subject to research to provide integrity of research of a control system. 
 
Keywords: system, control system, subsystem, enterprise, functions of management, methods of management, administrative decisions
 

Скопин Олег Викторович  
кандидат экономических наук, доцент 
Назарова Наталья Леонидовна

 
Вятский государственный университет 
mim@mcnip.ru 

Понятие  системы управления предприятием

Управление понимается, как некоторый процесс такого целенаправленного воздействия  субъекта на объект управления с целью  достигнуть определенных результатов, о чем говорят Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин [23].

Необходимо отметить, что управление и его развитие  обусловлено в первую очередь определением миссии, стратегии, ценностей предприятия на основе анализа прошлого опыта и видения будущего, а это  является главным требованием для создания эффективной системы управления предприятием, о чем говорят Ю. Лехто, А. Матвеенко [13].

Для создания эффективной  системы управления предприятием необходимо учесть, государство регулирует  и контролирует право всех граждан на полное использование способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности в рамках законодательства, о чем сказано в  Федеральном Законе  от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ [26] ,  что говорит о свободном выборе и создании структуры управления руководством конкретного предприятия.

Эффективность функционирования любого экономического объекта,  вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей, как утверждает И. Галушка [4] все в большей мере зависит от качества системы управления.

Повышение качества системы управления предприятия  может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон деятельности, включая в себя исследование, как  управляемой системы, так  и управляющих подсистем, а именно исследование и рассмотрение сильных, слабых сторон предприятия, процесса производства и сбыта, финансового состояния, персонала, маркетинга.

Необходимо дать определение системы управления предприятием, чтобы понять основу для проектирования и исследования системы управления.

Систему управления  Стенли Янг [32] определяет как подсистему предприятия, составными частями являются  группы взаимодействующих людей, при этом  функции системы управления являются  восприятием входов предприятия (определенных проблем) и выходов (выполнение комплекса действий, процессов, итогом которых будут определенные решения), при этом должны увеличиваться доходы вследствие оптимизации взаимосвязи всех входов и выходов  от деятельности всего предприятия.

В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. [5] понимают систему управления как такую систему, которая предназначена  для воздействия на объект управления, при этом  переводит этот объект в желаемое состояние, придавая его параметрам и процессам определенные количественные или качественные значения, при этом являясь конкретным аппаратурным, нормативным, функциональным вариантом реализации технологий для решения конкретной проблемы управления.

Как отмечают, И. Acтaшкинa, B. Mишин [1], система управления предприятием представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка, при этом состав элементов каждой из подсистем системы управления предприятием является  разнообразным и зависящим от конкретного содержания системы организации.

Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы  обеспечить целостность исследования системы управления.

Элементы  системы управления предприятием и их исследование

Система управления предприятием включает такие элементы, как  функции управления, организационную структуру управления, персонал управления, технические средства управления, информацию, методы управления, технологию, финансы, управленческие решения.

Исследование такого элемента системы управления, как  функции имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия, о чем говорится в статье «Функции управления» [27], при этом существует общие функции управления, которые  являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль), а также конкретные функции управления (специфические), определяемые объектом управления.

К функциям управления современным предприятием относят: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновации,  информацию и  социальное развитие.

Любая функция управления как указывается в статье «Сущность  функции управления» [24] реализуется  «в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание  процессов в заданных состояниях».

Также важно учитывать  то, что исследование практической реализации  функций управления на предприятии связано с исследованием тех решаемых  задач в ходе выполнения последовательных действий соответствующим аппаратом управления, отмечают Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [20]. 
Также необходимо исследовать такой элемент системы управления предприятием, как организационная структура управления. Необходимо дать определение, ссылаясь на Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А. [10], что организационная структура управления предприятием – это такая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, а это в свою очередь обеспечивает их функционирование как единого целого.

Организационная структура  управления предприятием включает в  себя  состав организационный структуры, соотношение элементов структуры, а также  расположение  взаимосвязанных отдельных подсистем предприятия, при этом создание такой структуры нацелено на эффективное распределение прав и ответственности между всем управленческим персоналом предприятия, который тоже является элементом системы управления и подлежит исследованию.

Как отмечает Гольдштейн Г. Я. [6], что исследуя такой элемент  системы управления, как организационная  структура управления с целью  его оптимизации и рационализации, необходимо проводить  анализ (диагностика) существующей структуры управления и синтез (проектирование) структуры управления, при этом задача анализа -установление необходимого уровня соответствия организационной структуры управления предприятием и условиями среды функционирования, синтез же используется как определение числа и состава структурных единиц управления и определенных  способов, связывающих их во взаимодействие.

Организационная структура  предприятия должна постоянно совершенствоваться соразмерно ее развитию, чему может  способствовать  персонал управления предприятия, как один из элементов системы управления предприятием, требующий исследования и изучения.

Сатору Такая наги [21] отмечает, что  предприятие должно ориентироваться на участие персонала управления  в принимаемых решениях непосредственно на всех уровнях управления, в ходе использования приемов управления предприятием и системой, направленных на максимально возможное использование талантов и способностей работников.

Исследование персонала  управления как отмечает С. Сильченко [22] должно рассматриваться с точки зрения эффективности использования  и управления рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления, так как именно системный принцип может обеспечить большее достижение целей всей системы управления предприятием.

Также необходимо исследовать  технические средства управления. В  статье «Технические средства управления» [25] большую роль играют при принятии управленческих решений, при этом  для получения более высокой эффективности необходимо комплексное применение технических средств: связи, проведения совещаний, демонстрационной техники, средств оснащения рабочего места руководителя, средств контроля. Исследование технических средств управления, как отмечает  В.И. Кнорринг [11] способствует повышению эффективности технологии управления, организации управленческого труда и процесса управления на предприятии, используя при этом более совершенную технику и грамотное пользование ею руководителем. 
Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc [31] отмечают, что управленческая информация должна не просто соотноситься с задачами руководителя, а также подходить и сочетаться с  применяемыми моделями процессов, при этом информация должна быть значимой, то есть влиять на принимаемые решения. Для всего этого должна быть организована информационная система управления, что увеличит эффективность системы управления предприятием.

Потребность в информации разных субъектов и звеньев системы  управления предприятием неодинакова, а определяема задачами, которые  решаются в процессе управления субъектом  управления: руководителем или работником управленческого аппарата, что отмечает В. Попов [18].

При исследовании управленческой информации, как отмечает Чуб Б.А. [29] необходимо учитывать, что в ходе исследования: «большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки; исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных  производственных точек зрения и  с учетом требований потребителей; исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время».  
Также при проведении исследования управленческой информации как элемента системы управления предприятия, как отмечает В.П.Нестеров [17] основой принятия правильных решение во внешней,  внутренней сферах работы предприятия  является «наличие необходимой для корректного анализа достоверной информации».

Методы управления являются одним из основополагающих элементов системы управления, так  как именно с их помощью можно  проводить как исследование системы  управления предприятием, так и именно методы обеспечивают достижение целей  и задач для предприятия.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. [9] отмечают, что «эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования».

Чтобы управление предприятием было наиболее эффективным, необходимо применять системную методологию, то есть методы системного подхода  к организации управленческой деятельности на предприятии. Как отмечает автор  статьи «Методы управления» [14], при  этом в зависимости от разнообразия функций управления, для осуществления  которых применяются такие определенные методы  как методы управления функциональными подсистемами предприятия, выполнение функций управления и принятие управленческих решений.

Как отмечают авторы статьи «Методы исследования систем управления» [14] при проведении исследований системы управления предприятием можно  использовать  «исключительно широкий арсенал разнообразных методов: теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические».

Еще одним элементом  системы управления предприятия, подлежащим исследованию является технология управления. Технология управления определяется как  совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений  управленческих процессов. Технология управления состоит из «информационных, вычислительных, организационных и  логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля  по определенному алгоритму вручную  или с использованием технических  средств», именно эти составные части  и подлежат исследованию.

Как отмечает Д. Плотников [19], финансовый анализ  и исследование всей финансовой деятельности предприятия, так и конкретно системы управления предприятия может помочь в эффективной  и объективной оценке платежеспособности, эффективности и доходности от деятельности предприятия, а также выявить перспективы развития и в результате  принять обоснованные решения.

И, конечно же, исследованию подлежат управленческие решения, принимаемые  в сфере системы управления. Как отмечает В. Цыплухин [28], что большую часть решений принимают руководители,  но также часто специалисты гораздо лучше разбираются в отрасли, чем руководитель, поэтому исследование управленческих решений должно обеспечить четкую разграниченность областей принимаемых решений и тем самым повысив в конечном итоге их эффективность, иначе ошибки руководства могут привести к неэффективности системы управления предприятия и невозможности ее развития.

Информация о работе Теоретические основы исследования систем управления предприятием