Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:14, реферат
Объектом исследования в менеджменте является: предприятие, организация, система управления, процессы, т.е. непосредственно измеряемый качественными и количественными показателями реальный физический объект. Предметом исследования является система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и внутренней среды и процессы, происходящие в организации. Собственно, на предмет исследования и нацелен взгляд исследователя, ставящего перед собой задачу решения проблемы или изучения того или иного объекта с целью получения истинного знания о нем. Важность изучения дисциплины «Исследование системы управления» продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций (предприятий, производственных объединений, корпораций, отдельных фирм), которые обеспечат выпуск высококачественной продукции (или услуги) в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления. Эта проблема была актуальной всегда, однако до недавнего времени она в большей степени решалась в рамках математических дисциплин, таких, как теория вероятностей, математическая статистика, логика, теория множеств и др.
Введение ……………………………………………………………………….… 3
1. Эволюция теории и методологии в исследовании системного управления .6
2. Теоретико-методологические подходы к исследованию процесса системного управления ……………………………………………………..…. 16
Заключение ………………………………………………………………………27
Библиография ………
Система управления включает следующие основные элементы7:
Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:
-обладать
высокой гибкостью
-быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
-учитывать
серьезную конкуренцию на
-
учитывать требования к уровню
качества обслуживания
- учитывать изменение структуры издержек производства;
-
принимать во внимание
Исследованием системы управления является вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.8 Научное исследование, как правило, проводится в предметных рамках определенного научного подхода с использованием группы научных методов. Теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов. Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой9.
Система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем, называется методологическим подходом.
В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования.10
Общими
методологическими подходами, используемыми
для анализа подсистем
Способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование называется методом исследования.
Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как теоретический способ исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.11
В
связи с развитием общественных
отношений и техники, а также
постановкой задач более
Теория сложных систем является научно-математической базой системотехники - научно-технической дисциплины, изучающей вопросы создания, испытаний и эксплуатации сложных автоматизированных систем, к которым в ряде случаев можно отнести и системы управления большого масштаба. Возникновение таких сложных систем порождает не только проблемы в рамках ее составных частей, но общесистемные проблемы, связанные с закономерностями функционирования, организацией взаимодействия и взаимосвязей различных подсистем, учетом воздействия внешней среды на систему и ее составляющие части, оптимизации управления подсистемами и системой в целом. Именно решение общесистемных проблем управления сложными системами составляет основное содержание системотехники. В отечественной практике накоплен большой методологический и методический потенциал разработки сложных автоматизированных систем, что следует использовать при исследовании системы управления. Наиболее эффективно с применением системотехники могут решаться задачи прикладного исследования, связанные с планированием и созданием сложных систем управления.13
Методологическую
основу исследования операций составляют:
теория вероятностей, включающей теорию
случайных процессов (в том числе
методы моделирования операций по схемам
случайных процессов и
Например,
теория игр представляет собой такую
теорию, которая рассматривает
- определение величины допустимых отклонений от максимально заданных параметров системы;
-
поиск методов оперативного
- поиск путей минимизации затрат на достижение тех или иных целей управления в условиях выявленных резервов с учетом ограничений во времени;
-
заключение договоров и
Методология
исследования предполагает использование
не только системного подхода, но и других,
в частности функционального, целевого,
ситуационного, параметрического, нормативного,
оптимизационного и пр. Анализ исследовательского
опыта показал, что применение только
одного какого-либо подхода в его классическом
виде для целей системного исследования
не только практически невозможно, но
и не дает существенного эффекта. Отсюда
объективно вытекает необходимость интегративного
сбалансированного использования различных
методологических подходов применительно
к каждому конкретному исследованию СУ.
Данный подход правомерно следует трактовать
именно как системный, т.е. как интегративно-
Следовательно,
интегративно-
Это значит, что в процессе исследования СУ в зависимости от целей, вида и объекта исследования в системный подход могут включаться также и целевой, и ситуационный, и функциональный, и другие подходы.
Одним
из объективных случаев
Поэтому применение целевого подхода обязывает определять цели исследования на основе глубокого анализа всех потенциальных возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т.п.), имеющихся в распоряжении исследователей. Между методологическими подходами к исследованию, как и между науками и научными направлениями, нередко нет четких границ, поскольку они используют примерно одни и те же способы, приемы, принципы. Поэтому часть из них действительно можно рассматривать как подходы, реально используемые в методологии исследования, а некоторые из них или являются частными случаями других подходов, или только косвенно относятся к одноименным, методам исследования и управления.
Всю совокупность методов исследования можно разбить на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы16.
Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов.
Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:
- аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
- статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
- теоретика множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
- графические
(включают теорию графов и разного рода
графические представления информации
типа диаграмм, графиков, гистограмм и
т.п.).
Заключение
Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и определенное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, убивает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрывая и описывая те, лежащие в их основе отношения и общие для них сущностные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления. Основной процесс любой системы управления – это процесс принятия решения. Современная методология исследования систем управления содержит в своем арсенале множество развитых методов. Каждый метод, каждый подход к изучению систем управления имеет сильные и слабые стороны, свои ограничения и свой диапазон эффективного применения. Важно отметить, что переход к новейшим методам исследования систем управления не снижает ценности прежних методов. Новые методы расширяют возможности исследователей и руководителей, позволяют перейти на очередную ступень развития производства и общества. Один из главных принципов выбора метода исследования состоит в том, что методы выбираются, исходя из задач, которые необходимо решить в ходе исследования. Поэтому сначала формируется перечень задач исследования, и он соотносится с методами, которые позволяют решить эти задачи.
Несмотря на противоречивость взглядов в воззрениях представителей отечественных и зарубежных научных школ была создана основа для формирования теоретико-методологических подходов к становлению системы управления. Анализ и обобщение подходов в определении понятия системы управления представителями зарубежных и отечественных научных школ позволили установить наличие многообразия точек зрения в понимании данной категории, что свидетельствует о развитии теории и методологии вследствие исследования отдельных весьма важных, но частных аспектов данного понятия. Использование в исследовании воспроизводственного, системного и субъектно-объектного подходов позволило преодолеть бессистемное и безобъектное рассмотрение и развернуть его как систему, находящуюся в движении, целенаправленное функционирование которой требует управленческого воздействия, что предопределило необходимость обоснования субъектов, объектов управления и предмета управления.