Теоретические концепции самоорганизации в работах Н. Н. Моисеева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Одним из тех, кто активно изучал процессы самоорганизации являлся профессор Никита Николаевич Моисеев, в свое время членом РАН, а также президент Международного независимого эколого-политологического университета, президент Российского Национального комитета содействия программе ООН по охране окружающей среды, президент национальной организации Международного зелёного креста в России. Он определял самоорганизацию системы, как такой процесс изменения ее состояния (или характеристик), который происходит без целенаправленного начала, каковы бы ни были источники целеполагания.

Содержание

Введение 3
§1. Основные положения теории самоорганизации 4
§2. Феномены жизни и разума с точки зрения универсального эволюционизма 10
§3. Современная деятельность человека на земле.
Проблемы и перспективы 18
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

СИН Моисеев.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

    Описанные кризисные явления могут проявиться даже при жизни нынешнего поколения. Причин для кризиса много, причём все они, как правило, друг друга усиливают. Природа требует от людей, чтобы они меняли свои правила игры. Жизненно важно появление стратегии человечества, и она должна быть согласована со стратегией Природы.

    Для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать не только локальную, но и глобальную деятельность с потребностями природы в установлении жёстких рамок собственного развития, своей деятельности, их согласования с развитием остальной биосферы. Эти требования столь суровы, что их правомерно назвать экологическим императивом. Таким термином условимся называть совокупность тех ограничений, накладываемых на активность деятельности людей, нарушение которых уже в ближайшем будущем может обернуться катастрофой для человечества. Эта задача - формирование экологического императива - является фундаментальной, поскольку от ее решения зависит существование человечества.

    Императив экологический неизбежно порождает императив нравственный, и он не менее жёсткий. Его тоже надо ещё конкретизировать, но основные принципы новой нравственности уже давно изложены - это, прежде всего, принципы нагорной проповеди и спасения для всех. Они уже есть, основная задача сейчас - выполнение этих принципов, чтобы они стали нормами жизни.

    Какие основные требования к новому рационально организованному обществу?

    Первое - способность обеспечить раскрытие таланта, интеллектуальных возможностей, воли отдельной личности. Человечеству потребуются новые технологии, новые взаимоотношения с природой, а это всё - открытия, изобретения. Общество должно стать максимально раскрыто к новым идеям ( но действия должны быть максимально продуманы).

    Второе - способность обеспечить высокий уровень социальной защищённости личности, что просто необходимо для успешной реализации первого требования.

    Эти два условия необходимы для реализации обществом третьего требования - обеспечение выполнения условий экологического императива.

    Сегодня мы подошли к началу самого трудного и опасного этапа переустройства нашей экологической ниши, поскольку сталкиваемся с необходимостью решения проблемы ресурсов, формирования распределения обязанностей и ответственности отдельных народов и цивилизаций за судьбы человечества и вида.

    В результате человеческой деятельности нарушилось естественное равновесие природных циклов, восстановить которое теми методами, которыми мы владеем сегодня, - невозможно. У человечества есть две очевидных альтернативы восстановления равновесия: либо прейти к полной автотрофности, либо уменьшить антропогенную нагрузку на биосферу примерно в 10 раз. Скорее всего, ни одна из этих альтернатив не может быть реализована ни сегодня, ни в обозримое время. Поэтому более или менее приемлемый путь выхода из экологического кризиса, если такой существует и может быть найден, состоит в некоторой длительной переходной программе изменения общества и окружающей среды, которая должна опираться как на программу технического перевооружения общества, так и на множество социальных программ - образования и переустройства общества, его потребностей, менталитета и выработке некоторого нравственного императива. Однако одних нравственных начал, т.е. системы нравов, образцов поведения людей, будет ещё недостаточно. Необходимы более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры, обретение нового смысла существования. Возможно ли это? Вряд ли. Однако другого выхода у нас просто нет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Предложенная Н.Н. Моисеевым система взглядов на развитие окружающего мира - теория самоорганизации или универсальный эволюционизм - безусловно заслуживает самого пристального внимания учёных всех профилей, как “гуманитариев”, так и “естественников”; и прежде всего тем, что она говорит о единстве окружающего нас мира и лишь о различии форм его организации. Предложенная схема описания его развития (я имею ввиду сочетание “дарвиновского” и бифуркационного механизмов) адекватно отражает существующую действительность и позволяет вскрыть некоторые принципиальные особенности развития - а именно направленность и невозможность обратного хода эволюции. Огромную важность имеет универсальность полученных закономерностей и результаты применения данной теории к появлению и развитию живого вещества и возникновению Разума. Несомненным достоинством является “открытость” теории самоорганизации, возможность её самосовершенствования и доступность для критики.

    Работы Н.Н. Моисеева, посвящённые проблеме выживания человечества, сохранения вида homo sapiens на нашей планете, несомненно должны быть отнесены к одним из наиболее проработанных работ по данной теме. Принципиально важно то, что реализуется системный подход к данной проблеме, показано всё переплетение отдельных аспектов общей картины развивающегося энвайроментального кризиса. Огромную важность имеет также то, что Н.Н. Моисеев не просто констатирует наличие проблем, но и предлагает принципиальный путь их решения. Другое дело, сможет ли человечество решить возникшую перед ним проблему. Но отмахнутся от решения мы не можем, от этого зависит существование не просто человеческой цивилизации, но и человека разумного как вида. 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М. ,”Аграф”,1998,-480с.
  2. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. М.:ИздАт,1993.
  3. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы// Вопросы философии.1995.№1.
  4. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.:ИздАт,1985.

Информация о работе Теоретические концепции самоорганизации в работах Н. Н. Моисеева