Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:09, реферат
Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения
Введение.
Руководители всегда сознавали,
что в современном менеджменте
все большее значение приобретают
мотивационные аспекты. Мотивация
персонала является основным средством
обеспечения оптимального использования
ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового
потенциала. Основная цель процесса мотивации
- это получение максимальной отдачи
от использования имеющихся
Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.
Актуальность рассматриваемой
проблемы обусловлена тем, что переход
к социально ориентируемому рынку
предполагает необходимость создания
адекватного механизма
Проблема мотивации персонала
довольно широко рассматривается сегодня
в научной и публицистической
литературе. Однако, попытки приспособить
классические теории мотивации к
современности во многом не систематизированы,
что затрудняет практическое использование
технологий и методов мотивации.
Сложность практической организации
системы мотивации персонала
определяется так же слабой изученностью
особенностей мотивации работников,
занятых в отдельных отраслях
экономики и видах
Объект работы, ЗАО "Электрос" является одним из крупнейших предприятий, по торговле электротехнической продукцией. На предприятии за период работы сформировалась своеобразная система стимулирования персонала.
Как следствие, предметом исследования и анализа является процесс мотивации персонала и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению эффективности труда.
Целью курсовой работы является выявление и пути решения проблем, связанных с мотивацией персонала на предприятии ЗАО «Электрос»
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
· Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
· Анализ организации стимулирования персонала ЗАО "Электрос".
· Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ЗАО "Электрос".
В соответствии с целями и задачами курсовой работы был использован комплекс методов: наблюдение, исследование, анкетирование, изучение специальной профессиональной литературы по теме исследования, анализ материалов содержащих данные о мотивации.
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой. В работе были использованы данные социологических исследований, опубликованные в журналах "Управление персоналом", "Служба кадров" и "СОЦИС".
Исходной базой анализа системы мотивации труда на ЗАО "Электрос" послужила документация предприятия.
1. Теоретическая характеристика мотивации.
1.1. Смысл и эволюция понятия мотивации.
В самом общем виде мотивация
человека к деятельности понимается
как совокупность движущих сил, побуждающих
человека к осуществлению определенных
действий. Эти силы находятся вне
и внутри человека и заставляют его
осознанно или же не осознанно
совершать некоторые поступки. При
этом связь между отдельными силами
и действиями человека опосредована
очень сложной системой взаимодействий,
в результате чего различные люди
могут совершенно по разному реагировать
на одинаковые воздействия со стороны
одинаковых сил. Более того, поведение
человека, осуществляемые им действия
в свою очередь также могут
влиять на его реакцию на воздействия,
в результате чего может меняться
как степень влияния
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Руководитель воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать следующее определение: Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.[3] Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне
раскрыть понятие мотивации,
à
à
à [4]
Прежде чем приступить
к рассмотрению этих вопросов,
остановимся на уяснении смысла
основных понятий, которые будут
использованы в дальнейшем.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив[5] - это то, что
вызывает определенные действия человека.
Мотив находится “внутри” человека,
имеет “персональный” характер,
зависит от множества внешних
и внутренних по отношению к человеку
факторов, а также от действия
других, возникающих параллельно
с ним мотивов. Мотив не только
побуждает человека к действию,
но и определяет, что надо
сделать и как будет осуществлено
это действие, в частности
если мотив вызывает действия
по устранению потребности то у
различных людей эти действия
могут быть совершенно отличны, даже
если они испытывают одинаковую потребность.
Мотивы поддаются осознанию - человек
может воздействовать на свои
мотивы, приглушая их действие
или даже устраняя их из своей
мотивационной совокупности.
Мотивы направлены на формирование
интересов индивида к чему-либо.
Сами интересы понимаются двояко: 1)как
направленность субъекта на значимые
для него объекты, связанная с
удовлетворением потребностей; 2)как
реальная причина деятельности социальных
субъектов, направленная на удовлетворение
определенных потребностей, лежащая
в основе непосредственных побуждений,
мотивов, идей и т.п., определяющаяся
положением и ролью этих субъектов
в системе общественных отношений.[6]
Поведение человека
обычно определяется не одним
мотивом, а их совокупностью,
в которой мотивы могут
находиться в определенном
отношении друг к другу
по степени их воздействия
на поведение человека. Поэтому
мотивационная структура
Мотивационная структура
человека обладает определенной
стабильностью. Однако она может
меняться, в частности, сознательно
в процессе воспитания человека, его
образования.
Мотивирование - это
процесс воздействия на
В зависимости от
того, что преследует мотивирование,
какие задачи оно решает можно
выделить два основных типа
мотивирования.[7] Первый тип состоит
в том, что путем внешних
воздействий на человека вызываются
к действию определенные
мотивы, которые побуждают
человека осуществлять определенные
действия, приводящие к желательному
для мотивирующего субъекта
Первый и второй
типы мотивирования не следует
противопоставлять, так как в
современной практике
Стимулы исполняют
роль рычагов воздействия
или носителей “раздражения”,
вызывающих действие определенных
мотивов. В качестве стимулов
могут выступать отдельные
предметы, действия других людей,
обещания, носители обязательств
и возможностей, предложено человеку
в компенсацию за его действия
или что он желал бы получить
в результате определенных
Реакция на конкретные
стимулы не одинакова у
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако очень важно
учитывать ситуацию, в
которой материальное
1.2. Методы стимулирования персонала.
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Существуют следующие методы стимулирования эффективного трудового поведения:
à
à
à [8]
Наиболее распространенной
формой (методом) материального стимулирования
является индивидуальная премия. Ее целесообразно
выплачивать один раз в год, иначе
она превратится в заработную
плату и лишиться своей стимулирующей
роли. Целесообразно заранее