Технологии планирования в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Опытно-экспериментальной базой контрольной работы является Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанское областное училище культуры».

В менеджменте процесс планирования в сфере культуры будет эффективен при соблюдении следующих условий:

 менеджер социально-культурной сферы должен быть высококвалифицированным, компетентным и широко эрудированным специалистом;

 соблюдение основных законов и принципов организации плановой деятельности и применение соответствующих методов;

 высокий уровень согласованности действий всех участников процесса разработки плана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I Сущность планирования и его принципы 4
Планирование 4
Принципы планирования 4
II Виды планов в сфере культуры 5
III Организация плановой деятельности 8
Организация плановой деятельности (этапы планирования) 8
Организационно-подготовительный этап 8
Этап разработки плана проекта 9
Этап согласования и утверждения плана 11
Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана 11
IV Методы планирования в сфере культуры 12
Методы планирования: 12
Плановые показатели 13
Технологические этапы планирования 14
Планирование в организациях культуры 15
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

контр МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Определение количественных значений планируемых показателей. Это может быть достигнуто двумя путями: с помощью аналитического или нормативного методов.

Обоснование реализации плана. Возможность достижения поставленных целей, решения поставленных задач, т.е. выполнения программы планируемых действий должна быть обоснована.

Оформление проекта плана. После обоснования реализации проект плана может быть оформлен («положен на бумагу»). Оформление зависит от вида конкретного плана (комплексный или тематический, перспективный или текущий, содержания планируемой деятельности), его назначения и т.д. Может быть выдвинут следующий тезис: план должен быть оформлен таким образом, чтобы в нем могли найти ответ на интересующие их вопросы исполнители, заказчики и инстанции, с которыми данный план согласуется.

Оформленный плановый материал – это всего лишь проект плана. Для того чтобы стать планом (т.е. документом), он должен быть согласован и утвержден.

Этап согласования и утверждения плана

План согласовывается со всеми инстанциями (организациями и должностными лицами), от которых зависит его реализация. Оформляется согласование с помощью реквизита «Согласовано» на последней странице планового документа, где указываются согласующие инстанции и подписи представляющих их ответственных лиц.

Утверждается план решением инстанции-распорядителя кредита организации, чьим планом данный документ является (обычно – директором). Оформляется с помощью реквизита «Утверждаю» (с указанием названия должности и фамилии ответственного лица, а также даты утверждения), который размещается в правом верхнем углу планового документа и обычно заверяется печатью.

После утверждения план становится документом, т.е. элементом административной, финансовой, хозяйственной, трудовой дисциплины.

Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана

Успех реализации плана во многом зависит от того, насколько его позиции доведены до конкретных исполнителей, насколько персоналу понятны и близки цели и задачи, содержание конкретной деятельности. Для этого необходимо предусмотреть специальную разъяснительную работу: совещания, семинары, беседы, наглядные материалы и т.п. Не менее важно доведение содержания планов до партнеров, инвесторов и доноров, клиентов и потребителей. В сфере культуры решение этой задачи – широкое информирование общественности о содержании планов – является необходимой предпосылкой успеха дела и поэтому особенно важно. В такой информативной работе могут использоваться СМИ и многообразные формы и виды технологии public relations.

 

IV   Методы планирования в сфере культуры

 

 

Методы планирования:

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) – выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный – обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует чёткое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данный момент под нормой понимается научно обоснованная (расчётная) величина, регламентирующая удельное потребление ресурсов на единицу (произведённой продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.).

Программный – разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социо-культурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

 

Плановые показатели

 

Плановый показатель – краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающие различные аспекты развития сферы и организации культуры.

Плановые показатели подразделяются:

                  По способу определения – на утверждаемые вышестоящим органом, нормативные и расчётные (определяемые самостоятельно).

                  По содержанию – на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ и услуг;

                  Характер выражения делится абсолютные (например, количество посетителей) и относительные (например, количество посетителей в расчёте на одно мероприятие).

Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объём услуг, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.

В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объёмную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, её качественный уровень).

Показатели могут отражать статику (состояние на определённый момент времени) и динамику (изменение на определённый период времени).

 

Технологические этапы планирования

 

Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи:

А) организационно-подготовительный этап:

        Определение круга исполнителей;

        Определение сроков разработки;

        Информационное обеспечение;

        Методическое обеспечение;

Б) этап разработки плана:

        Определение целей и задач на планируемый период;

        Выбор круга показателей и определение их конкретных значений;

        Обоснование механизма реализации плана;

        Оформление проекта плана;

В) этапы согласования и утверждения плана:

        Согласование плана;

        Утверждение плана.

Г) этап популяризации плана и организации контроля

исполнения:

                  Информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий Public Relations);

                  Организация контроля исполнения плана.


Планирование в организациях культуры

 

Директивное планирование.

Данный этап характеризует:

Отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования.

Избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами.

Установление значений плановых показателей методом «от достигнутого уровня».

Отсутствие прямой связи между планируемым объёмом финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезли стимулы к более эффективной работе, появились иждивенческие настроения.

В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) – своеобразное проявление затратного метода хозяйствования.

Нормативно-целевое планирование.

Данный этап отличает:

Разработка пятилетних планов экономического и социального развития.

Появление целевой стадии планирования.

Отказ от жёсткой регламентации; «сверху» доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов.

Попытка перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов.

Программно-целевое планирование.

На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности.

Перспективное планирование осуществляется путём разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренным Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.

Текущие планирование осуществляется путём разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).

Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития коллектива.

Планы творческой деятельности могут охватывать какой-то один вид деятельности, например, выпуск новых спектаклей или прокат текущего репертуара (тематический план) или ряд направлений работы (комплексный план).

К планам экономической деятельности можно отнести инвестиционные планы и сметы.

Инвестиционный план отражает объёмы и направления капитальных вложений на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов культуры.

Смета – это план доходов и расходов организации. Она является основным документом, определяющим финансово-хозяйственную деятельность организации в течение текущего года.

В сметах НКО культуры, в отличие от финансовых планов коммерческих организаций, более детально обосновываются расходы, в то время как доходы отражаются лишь в разрезе различных источников (целевые поступления, доходы от предпринимательской деятельности).

Существует взаимосвязь планов творческой и экономической деятельности. При изменении объёмов финансирования возможна корректировка творческих планов.

План социального развития включает вопросы формирования кадровых ресурсов (поиска, отбора, оценки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации), улучшение условий труда, социальной защиты и заботы о здоровье и развитии личности, досуга и отдыха работников организаций.

План внешнеэкономической деятельности составляется теми организациями культуры, которые в установленном порядке участвуют в проведении мероприятий по внешним культурным и прочим связям.


Заключение

 

Планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная  корректировка принятых управленческих  решений, постоянный контроль над  их  выполнением.   Для эффективности  планирования необходимо ясное представление  и сегодняшнем и будущем состоянии внешней и внутренней среды  фирмы.  Для этого в крупных фирмах  создаются информационные  системы, данные которых оцениваются с помощью систем  анализа.

Планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных   и  взаимосвязанных  работ  по определению долгосрочных  целей и направлений деятельности   предприятий.

Планирование – это то звено, ухватившись за  которое можно вытянуть всю цепь  предприятий, включая  малые  предприятия.   Главное – использовать его последовательно, сообразуя  как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, ее особенностями.  Но при  этом нельзя забывать, что предприятие не существуют  вне экономики и в значительной  мере определяют ее состояние. В свою  очередь и экономика предъявляет к предприятиям  все более серьезные требования.   Будущее любого  предприятия  прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно  отвечают  его действия потребностям рыночной  экономики.  Вовремя и правильно  ответить на эти запросы  и есть главная  задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом  процессе одну из главных  ролей   играет планирование.

Планирование обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка целей и определение конкретных действий, обеспечивающих их  реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.

Существует достаточно много типов планов. Каждое из них имеет свою специфику – по срокам реализации, составу задач, характеру ориентиров, организационному статусу, методам разработки, степени детализации и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Белоусова Е. Оперативное планирование на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. –2002. – №4. – с.40-45.

2.      Бизнес-план как одна из составляющих системы планирования на предприятии // Экономика. Финансы. Управление. – 2003. – №1. – с.25-30.

  1. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омена-Л, 2004. – 472 с.

4.      Прогресс, 1999 г., 387 с.

5.      Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на  предприятии. М.: Инф. – изд. дом «Филинъ», 2001 г.

6.      Деловое  планирование: Методы, организация, современная  практика./Под редакцией В.И. Попова. М.: Ф и С, 2002 г. 366 с.

7.      Зайцев В.И. Стратегия  развития  фирмы. М.: ЮНИТИ, 2000 г., 322 с.

8.      Ильин А.И. Управление  предприятием. Мн.:Высшая  школа, 2000 г., 275 с.

Информация о работе Технологии планирования в сфере культуры