Технологии планирования в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Опытно-экспериментальной базой контрольной работы является Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанское областное училище культуры».

В менеджменте процесс планирования в сфере культуры будет эффективен при соблюдении следующих условий:

 менеджер социально-культурной сферы должен быть высококвалифицированным, компетентным и широко эрудированным специалистом;

 соблюдение основных законов и принципов организации плановой деятельности и применение соответствующих методов;

 высокий уровень согласованности действий всех участников процесса разработки плана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I Сущность планирования и его принципы 4
Планирование 4
Принципы планирования 4
II Виды планов в сфере культуры 5
III Организация плановой деятельности 8
Организация плановой деятельности (этапы планирования) 8
Организационно-подготовительный этап 8
Этап разработки плана проекта 9
Этап согласования и утверждения плана 11
Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана 11
IV Методы планирования в сфере культуры 12
Методы планирования: 12
Плановые показатели 13
Технологические этапы планирования 14
Планирование в организациях культуры 15
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

контр МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Рязанский заочный институт (филиал)

 

 

Факультет организации и управления

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Основы менеджмента»

 

 

ТЕМА: «Технологии планирования в сфере культуры»

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила: студентка III курса группы 916-917

                     Букина Юлия Владимировна

                                                            Преподаватель: Калинин Владимир Валентинович 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2011г.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

I Сущность планирования и его принципы

Планирование

Принципы планирования

II Виды планов в сфере культуры

III Организация плановой деятельности

Организация плановой деятельности (этапы планирования)

Организационно-подготовительный этап

Этап разработки плана проекта

Этап согласования и утверждения плана

Этап пропаганды и организации контроля выполнения плана

IV   Методы планирования в сфере культуры

Методы планирования:

Плановые показатели

Технологические этапы планирования

Планирование в организациях культуры

Заключение

Список литературы

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Опытно-экспериментальной базой контрольной работы является Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Рязанское областное училище культуры».

В менеджменте процесс планирования в сфере культуры будет эффективен при соблюдении следующих условий:

        менеджер социально-культурной сферы должен быть высококвалифицированным, компетентным и широко эрудированным специалистом;

        соблюдение основных законов и принципов организации плановой деятельности и применение соответствующих методов;

        высокий уровень согласованности действий всех участников процесса разработки плана.

Материалы данной контрольной работы могут найти применение в деятельности средних специальных учебных заведений культуры и искусств, в социально-культурных учреждениях.

Кроме того, данное исследование может быть интересно и полезно менеджерам любых уровней современных организаций и фирм.

Контрольная работа состоит из введения, з главы, где отражены теоретические основы процесса планирования в сфере культуры; заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Сущность планирования и его принципы

 

Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроль, их выполнением.

    Планирование — один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:

                  Философия планирования – основное содержание и направленность плановых документов.

                  Технология планирования – принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования определяется его философией.                            

 

Принципы планирования

 

Системный подход – соотнесение планов по срокам и уровням планирования.

Перспективный подход – постановка целей, ведущая роль перспективных планов.

Комплектность:

                  Учёт социально-экономической ситуации;

                  Преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;

                  Взаимодействие всех аспектов развития культуры.

Пропорциональность – сбалансированность отдельных элементов и пропорции планов.

Федерализм – сочетание федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций.

Непрерывность планирования – планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.

Обоснованность планов – обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.

 

II Виды планов в сфере культуры

 

1.               А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

2.               Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.

3.               Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.

4.               В) По содержанию планируемой деятельности различают планы творческого, экономического, социального развития и др.

5.               Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).

6.                Д) Различают также стратегические и тактические планы. К выработке стратегии относится формулировка миссии, определение стратегических целей и задач организации на планируемый период. Таким образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и организацию обеспечения их выполнения.

 

По содержанию планируемой деятельности различаются планы культурно-досуговой деятельности, финансирования, повышения квалификации и т.д. Планы могут быть посвящены какому-то одному виду деятельности – в этом случае это будет тематический план, или ряду направлений работы – комплексный план или программа.

В зависимости от уровня принятия планового решения планы различаются на федеральные, республиканские, областные и краевые, районные и городские, планы учреждений и организаций, их подразделений, индивидуальные.

В зависимости от степени директивности, т.е. обязательности выполнения, различаются планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению). В директивных планах содержится четкое определение заданий в цифровых показателях с указанием точных сроков выполнения.

Директивным образом планируются ассигнования средств из государственного бюджета, договорные обязательства, задания, связанные со строительством, и другие задания, связанные с использованием материальных, стоимостных и трудовых ресурсов деятельности учреждений культуры. Показатели рекомендательных планов носят контрольный характер (обычно указываются минимальные значения таких показателей). Это означает, что фирма в своей деятельности должна построить свою работу так, чтобы обеспечить достижение показателей не ниже контрольных. Таким образом обычно планируются объемы культурно-досуговой деятельности.

В зависимости от сроков, на которые разрабатываются планы, они различаются на перспективные (среднесрочные и долгосрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные). Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет. В сфере культуры такие планы обычно разрабатываются на федеральном и региональном уровнях (развития сферы, сети учреждений, долгосрочные программы и т.п.). В таких планах указываются обычно наиболее общие показатели, характеризующие деятельность учреждений на планируемый период. Среднесрочное планирование охватывает период от года до 5 лет (включительно) и отличается обычно большей детализацией. К краткосрочным относятся планы, разрабатываемые на срок до года включительно, а также оперативные планы. В них конкретизируются задания перспективных планов на текущий год, квартал, месяц, неделю.

Поэтому краткосрочные планы называются также планами текущей работы. Текущее планирование осуществляется на тех же уровнях, что и перспективное, а также на уровне отдельных учреждений и их подразделений. Наиболее полно деятельность учреждения культуры выражается в годовых планах работы. Дальнейшая детализация и конкретизация плановых заданий достигается в квартальных и месячных (календарных) и других оперативных планах работы. К оперативным относятся планы, разрабатываемые не декаду, неделю, день, а также оперативные индивидуальные планы.

Следует различать также стратегические и тактические планы. Очевидна центральная роль стратегии – она определяет как содержание конкретных планов, так и организацию обеспечения их выполнения, требования к контролю и персоналу. Цель стратегии – удостовериться, что фирма находит и развивает перспективные виды деятельности, сокращая и сворачивая слабые.

В качестве программы реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой необходимый набор документов, фактов, анализ информации, оценка рынка – собранный в единый документ, дающий возможность в случае его одобрения и поддержки получить кредит, а следовательно – начальный капитал для развития фирмы, программы или разового мероприятия.

 

III Организация плановой деятельности

 

Организация плановой деятельности (этапы планирования)

Разработка любого плана или программы представляет собой деятельность, организованную определенным технологическим образом. С организационно-технологической точки зрения планирование состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Это организационно-подготовительный этап, этап разработки проекта плана, этап согласования и утверждения плана, этап пропаганды плана и организации контроля исполнения.

Организационно-подготовительный этап

На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой деятельности. Их создание предполагает решение следующих задач.

Определение круга исполнителей. Разработка плана обычно поручается наиболее квалифицированным работникам, поскольку планирование предполагает достаточно широкий горизонт рассмотрения перспектив работы.

Определение сроков разработки. Важно определиться со сроками разработки проекта плана, представления его на согласование и утверждение. Разработка плана на следующий год не должна начинаться позже ноября текущего года.

Информационное обеспечение. Разработка программы должна опираться на добротную информационную базу. Информационное обеспечение планирования заключается в сборе, систематизации и анализе предплановой информации, на основе которой может приниматься плановое решение. К предплановой информации предъявляется ряд требований, таких как объективность и достоверность, оперативность и своевременность, полнота и конкретность, систематичность и т.п. В круг предплановой информации входят данные учета и отчетности, материалы прошедших проверок, директивные и нормативные материалы, научные публикации, методические материалы.

Методическое обеспечение (инструктаж). Менеджер, организующий разработку программы, должен быть уверен, что все участники разработки правильно понимают свои задачи, технологию разработки требуемого плана. Поэтому необходимо предусмотреть проведение совещаний, семинаров, деловых игр, ознакомление с опытом планирования работы других аналогичных организаций.

Этап разработки плана проекта

Этот этап также складывается из нескольких частей, связанных с решением соответствующих задач:

Определение целей и задач на планируемый период. Целеполагание – центральная проблема планирования. Цели деятельности могут задаваться в организационных (уставы, положения, инструкции), распорядительных и директивных (приказы, распоряжения) документах, они могут определяться нормами и нормативами, формулироваться в результате маркетинговых исследований и других методов анализа.

Характеристика целей и задач в конкретных показателях. Показатель – краткая характеристика планируемого процесса или явления, поэтому именно в показателях выражается целенаправленный характер планирования. Выбирая те или иные показатели и давая им количественное или иное выражение, мы конкретно фиксируем поставленные цели и задачи.

По способу определения различают показатели утверждаемые, нормативные и расчетные. Утверждаемые показатели фигурируют в планах экономического и социального развития, в планах бюджетного финансирования. Нормативные показатели определяются на основе межотраслевых, отраслевых и местных норм и нормативов. Расчетные показатели устанавливаются самой фирмой, исходя из анализа конкретных возможностей и условий. По оценке различаются положительные и отрицательные показатели. Первые предполагают систематическое увеличение и наращивание работы. Отрицательные – характеризуют те явления и процессы, которые подлежат уменьшению, снижению и, возможно, устранению (например, дефицит определенного вида культурных услуг и ценностей). По виду планируемой деятельности показатели различаются на показатели производства и потребления культурных ценностей, показатели оснащенности, финансирования, хозяйственного содержания, кадрового обеспечения и т.д. По характеру выражения планируемые показатели разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели в зависимости от их экономической природы могут быть натуральными (выражаться в штуках, комплектах, мероприятиях, количестве людей и т.п.) и стоимостными (выражаться в рублях). Относительные показатели выражаются в простых, относительных и динамических процентах, долях, индексах, корреляциях и т.д.

Информация о работе Технологии планирования в сфере культуры