Тактическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:03, контрольная работа

Описание работы

Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Решения, принимаемые при тактическом планировании, менее субъективны, чем при стратегическом, потому что базируются на более объективной и полной информации.

Работа содержит 1 файл

Внурифирменное планирование.docx

— 61.71 Кб (Скачать)
  1. Методология тактического планирования. Содержание  и функции тактического планирования. Порядок разработки тактического плана.

1.1 Содержание и функции  тактического планирования

Тактическое планирование занимает промежуточное положение между  долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов.

Решения, принимаемые при  тактическом планировании, менее  субъективны, чем при стратегическом, потому что базируются на более объективной  и полной информации. Реализация тактического плана сопряжена с меньшим риском, поскольку его решения более детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени (лаг). Кроме того, тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы оптимизации.

Тактический план имеет многофункциональное  назначение. В целом он выполняет  три основные функции, частично перекрывающие  друг друга: прогнозирования, координации  и контроля. Поскольку тактический  план содержит развернутую систему  конечных целей деятельности предприятия, при его составлении необходимо определить цели в конкретной форме, а также средства и методы их достижения.

Следующая функция тактического планирования - координация действий. План, устанавливая определенные пропорции  между ресурсами и видами деятельности, создает хорошую основу для координации  усилий всех участников предприятия. Координация, в свою очередь, требует интеграции всех разделов тактического плана. В  данной ситуации координация планов, охватывающих различные функции, представляет собой более сложную проблему, для решения которой применяются  различные средства и методы. Наиболее часто используются следующие подходы.

Во-первых, единственная возможность  сделать процесс планирования согласованным  заключается в планировании только важнейших ресурсов и объектов. Во-вторых, требование комплексного подхода, как  важнейшего условия интеграции планов, предполагает применение различных методов обоснования плановых решений, начиная от интуиции и кончая количественными математическими методами. В-третьих, проверка согласованности планов должна осуществляться на протяжении всего процесса планирования и учитывать соответствие их стратегическим планам и единой нормативной базе. В-четвертых, интеграции планов способствует определенная последовательность их составления.

И, наконец, важнейшей функцией тактического плана является обеспечение  эффективного контроля. Насколько точно  реализуются целевые установки  плана зависит от того, как налажен  контроль за его выполнением. Система отчетности о выполнении плана, методы оценки и измерения результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия должны позволить организовать управление по отклонениям. Это дает возможность высшему управленческому персоналу уделять внимание только исключительным событиям или ситуациям, вызывающим отклонения от нормального хода производства.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим требованиям.

1. Гибкость плана. Несмотря  на то, что тактический план  носит директивный характер, он  не должен сковывать инициативу  людей, работающих по этому  плану.

2. Полнота планирования. Данное требование предполагает  при принятии плановых решений  учет всех факторов, влияющих  на эффективность и реализуемость  заданий тактического плана. Однако  попытка учесть все факторы  может сделать тактический план  слишком сложным, жестким и  обременительным для исполнителей.

3. Поддержка со стороны  высшего руководства. Потенциальные  возможности любой системы планирования  не могут быть реализованы  без ограниченной поддержки высшего  руководства предприятия. Должна  быть эффективная система морального  и материального стимулирования  плановых работников, поощряющая  нетрадиционные, новаторские плановые  решения.

4. Комплексность планирования. Тактические планы должны составлять  часть эффективной системы внутрифирменного  планирования. Они должны быть  интегрированы со стратегическими  и оперативно-календарными планами.  Суть хорошо поставленного внутрифирменного  планирования в том, чтобы провести долгосрочные стратегические решения в количественные показатели тактического плана, обеспечивающие текущую координацию производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому тактический план, как бы тщательно он не был разработан, без стратегического плана эффекта не даст. Здесь проявляется так называемый синергетический эффект, суть которого в том, что эффективные хозяйственные решения лежат на «стыке» различных планов. К сожалению, такое положение на практике встречается редко.

5. Ответственность за  разработку и выполнение планов. Хотя, в конечном счете, ответственность  за принятые плановые решения  лежит на высшем руководстве,  необходимо добиваться, чтобы каждый  работник, причастный к составлению  или выполнению плана, знал  свою меру ответственности за  низкое качество принятых решений,  неисполнение или ненадлежащее  исполнение показателей тактического  плана.

6. Приоритет текущих решений  над планом. План не должен  давить над решениями. Он составляется  для того, чтобы направлять действия  работников, служить в качестве  инструмента достижения целей  предприятия, а не в качестве  дубинки. Поэтому текущие решения,  принимаемые на стадии выполнения  плана, должны обладать приоритетом  над ранее принятыми, уточнять и детализировать их.

7. Точность, ясность, лаконичность  формулировки плана. План должен  быть сформулирован так, чтобы  не допускать разночтений. Это  помогает лучше усвоить требования  плана и является залогом его  успешной реализации. Выполнению  данного требования способствуют  следующие условия. Во-первых, необходимо  до предела ограничить использование  бухгалтерской терминологии. Во-вторых, лучшие результаты достигаются  тогда, когда план содержит  нормативы, на основании которых  измеряются фактические результаты  работы. Здесь выдвигаются два  условия:

- норматив должен быть  количественно определен и представлять  собой базу, на которой основываются  текущие решения;

- управляющий должен нести  ответственность за достижение  тех нормативов, которые регламентируют  деятельность возглавляемого им  подразделения предприятия.

8. Участие исполнителей  в разработке плана. Исполнители  должны понимать цели и ограничения,  сформулированные в плане.

 

1.2 Содержание и структура  тактического плана

Состав разделов и показателей  тактического плана зависит от специфики  и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния  экономики, рыночной конъюнктуры и  т.д.

Основу тактического плана  составляют стратегический план и портфель заказов предприятия, сформированный на планируемый период. На базе стратегического  плана разрабатывается план инноваций, а на базе портфеля заказов - план производства и реализации продукции. План производства и реализации продукции является основным в структуре тактического плана. Он устанавливает возможности  предприятия по производству и реализации продукции в планируемом периоде. Задания этого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана: плана по издержкам, прибыли  и рентабельности; плана материально-технического обеспечения; плана по персоналу  и оплате труда.

Заключительным в структуре  тактического плана является финансовый план. Он определяет конечные цели деятельности предприятия и связан со всеми  остальными разделами плана предприятия.

Проведенные исследования показали, что минимальный состав разделов тактического плана, без которых  план теряет свой экономический смысл, должен охватывать основные хозяйственные  области деятельности и процессы. Сокращенный вариант тактического плана содержит следующие разделы:

- производство и реализация  продукции;

- материально-техническое  обеспечение производства;

- персонал и оплата  труда;

- издержки производства;

- финансовый план.

1.3 Порядок разработки  тактического плана

Тактическое планирование на предприятии является непосредственным продолжением стратегического планирования и составляет с ним единое целое. Поэтому разработка тактического плана  осуществляется в рамках общей системы организации внутрифирменного планирования. Однако тактическое планирование имеет ряд особенностей, которые состоят в следующем:

- более высокая значимость  нормативной базы внутрифирменного  планирования, широкое использование  долговременных прогрессивных нормативов;

- наличие системы плановых  показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно устанавливать  достигнутый уровень эффективности  и качества работы структурных  подразделений предприятия;

- ориентация средств и  методов планирования на развитие  хозяйственной самостоятельности  и инициативы всех участников  разработки и исполнения плана  в деле достижения высоких  конечных экономических и социальных  результатов;

- укрепление и дальнейшее  развитие коммерческого расчета  во внутрихозяйственной деятельности.

В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:

- анализ выполнения плана  за предшествующий плановому  год, где особое внимание должно  уделяться выявлению резервов  производства и разработке мероприятий  по улучшению использования производственных  мощностей, экономии материальных  ресурсов, повышению производительности  труда, улучшению качества и  конкурентоспособности новой техники;

- сбор предложений работников  предприятия по реализации стратегии  развития предприятия, повышению  эффективности работы;

- изучение мероприятий  и обоснование плановых решений  по всем разделам тактического  плана.

Тактический план обычно разрабатывается  в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, т.е. наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации.

Тактический план разрабатывается  в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за шесть-семь месяцев  до начала планируемого года. На этом этапе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей.

На данном этапе важная роль отводится предплановой работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. Вся информация может  быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя содержит различные маркетинговые, конъюнктурные и общеэкономические прогнозные оценки. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия: наличие и структуру производственных мощностей; численность и профессиональный состав кадров; наличие и потребность в оборотных средствах; запасы сырья, топлива, материалов, готовой продукции.

На втором этапе разрабатывается  окончательный вариант плана, в  котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные  структурой плана. Планово-экономический  отдел предприятия, исходя из показателей  стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому  разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных  подразделений предприятия. Последние  составляют проекты отдельных разделов плана.

После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости - корректировка  по ресурсам и срокам выполнения запланированных  мероприятий. Таким образом достигается сбалансированность всех разделов плана, устанавливается согласованный порядок и очередность выполнения всех работ, устанавливаются сроки и ответственные исполнители по всему кругу хозяйственных операций и запланированных мероприятий, определяются источники и размеры финансирования.

Окончательный вариант плана  утверждается первым руководителем  предприятия. Работу на втором этапе  целесообразно проводить за один - два месяца до начала планируемого года.

Точность и реалистичность плана во многом зависит от последовательности разработки отдельных его разделов (частных планов).

  1. Планирование производственной программы  предприятия и подразделений.   Методика планирования производственной программы.

2.1 Планирование производственной программы  предприятия и подразделений.

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и  реализации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Промышленные предприятия  формируют производственную программу  на основе государственного заказа; заказов  потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Производственная программа  состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном  выражении.

Информация о работе Тактическое планирование