Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:13, контрольная работа
SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИТУАЦИОННЫЙ (SWOT) - АНАЛИЗ. 5
1.1. Понятие, задачи и этапы ситуационного (SWOT) - анализа. 5
1.2. Ситуационный (SWOT) анализ на железнодорожном вокзале 8
1.3. Анализ пяти сил Портера 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Кафедра «Управление в социальных и экономических системах»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
на тему: SWOT-анализ и анализ 5 сил Портера.
СОДЕРЖАНИЕ
Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы. При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT-анализ.
SWOT-анализ является
необходимым элементом
Это настолько удобная универсальная методика, что она применима и в повседневной жизни. Неплохо провести «SWOT-самоанализ», для того, чтобы понять, куда двигаться дальше в карьерном развитии. Перед собеседованием при приеме на работу ситуационный анализ поможет реально оценить свои силы и возможности, четко определиться, на какие моменты вам нужно будет акцентировать внимание, а что постараться оставить за кадром. Он поможет просчитать некоторые «каверзные вопросы» интервьюера и подготовится к логическому обоснование своих ответов. Даже во многих житейских проблемах освоенная простая методика поможет найти правильное адекватное ситуации решение.
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
Чтобы выбрать желаемую конкурентную позицию в бизнесе, прежде всего, нужно начать с оценки отрасли, к которой он принадлежит. Для выполнения этой задачи, мы должны понять фундаментальные факторы, определяющие прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе, потому что именно прибыльность является наиболее важным показателям привлекательности отрасли.
Наиболее известной и широко используемой моделью оценки привлекательности отрасли является модель пяти сил конкуренции Портера – как основа SWOT-анализа. В модели Портера предполагается, что существует пять основных сил, которые формируют структуру отрасли: интенсивность соперничества среди конкурентов, находящихся внутри отрасли, угроза со стороны потенциально-возможных конкурентов, которые находятся вне отрасли, но собираются туда войти, угроза со стороны товаров заменителей, переговорная сила покупателей и переговорная сила поставщиков. Эти пять сил определяют границы цен, издержек, инвестиционных требований, которые являются основными факторами для определения прибыльности отрасли в долгосрочном периоде, и, следовательно, для привлекательности отрасли.
Целью контрольной работы является проведение ситуационного SWOT-анализа с применением модели 5 сил конкуренции Портера на примере железнодорожного вокзала.
Ситуационный анализ - это анализ прошлого, настоящего и будущего положения продукта или организации с учетом ее планов и факторов внешней среды. Представляет собой оценку организацией своих внутренних сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз.
SWOT-анализ учитывает исключительно крайности, что вытекает из его названия. SWOT - это аббревиатура английских слов:
- Strengths - сильные стороны;
- Weaknesses - слабые стороны;
- Opportunities - возможности;
- Threats - угрозы.
SWOT-анализ может быть представлен визуально в виде таблицы:
Положительное влияние |
Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда |
Strengths - свойства проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли |
Weaknesses - свойства, ослабляющие проект |
Внешняя среда |
Opportunities - внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели |
Threats - внешние вероятные
факторы, которые могут |
Задача SWOT-анализа - дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
В настоящее
время SWOT-анализ применяется
Основными этапами ситуационного SWOT - анализа являются:
1). Первый этап - анализ внутренней среды.
Для проведения SWOT-анализа на первом этапе дается характеристика внутренней среды предприятия. При этом определимся с целевой установкой анализа - исследование факторов, определяющих состояние предприятии, его устойчивость и конкурентоспособность. Обеспечение уровня конкурентоспособности дает возможность избежать кризиса.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда
2). Второй этап - анализ внешней среды.
На втором
этапе проводится анализ
Роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
В результате
получаем наглядное
3). Третий этап - анализ перспектив развития деятельности фирмы.
На третьем
этапе производится анализ
Результаты сопоставлений
заносятся в специальную
На основании результатов анализа SWOT и глубокого исследования своей отрасли, конкурентов, внутреннего положения и клиентов фирма может провести оценку ряда товарно-рыночных стратегий и разработать свою стратегию предприятия для достижения сформулированных целей.
Данный метод позволяет установить связь между сильными и слабыми сторонами железнодорожного вокзала и внешними угрозами и возможностями, т. е. связь между внутренней и внешней средой предприятия.
Возможности могут переходить в угрозу (в случае использования конкурентом ваших возможностей). Угроза — в возможность, если конкуренты не смогли преодолеть угрозу.
Применение метода ситуационного (SWOT) анализа на примере железнодорожного вокзала.
Внутренняя среда
(макросреда) (микросреда)
Рисунок 1. Внутренняя и внешняя среда организации железнодорожного вокзала.
1. Составим список сильных и слабых сторон организации.
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): |
Потенциальные внутренние слабости(W): |
Четко проявляемая компетентность персонала |
Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги |
Репутация на рынке транспортных услуг |
Рыночное искусство низкого уровня |
Ценовое преимущество |
Отсутствие анализа информации о потребителях |
Профессиональная подготовка персонала |
Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации |
Проверенное надежное управление |
Слабые позиции в НИОКР - научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах |
Внедрение современных технологических систем обслуживания пассажиров, модернизация терминального и информационно-справочного оборудования |
Недостаточная реклама |
Потенциальные
внешние благоприятные |
Потенциальные внутренние слабости(W): |
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей (увеличение пассажиропотока) |
Увеличение конкуренции (авиа и автотранспорт) |
Расширение диапазона и качества сервисных услуг |
Рост тарифов на электроэнергию, ГСМ и коммунальные услуги |
Привлечение клиентов гибкой тарифной индексацией на стоимость проездных документов. |
Сезонное (октябрь, март) уменьшение пассажиропотока |
Назначение дополнительных поездов (детских, летних, сезонных) |
Законодательное регулирование цены |
Рост платежеспособности населения |
Возрастание требований к сервису на вокзале и в поездах |
Таблица 1. Список сильных и слабых сторон организации.
2. Строим матрицу возможностей для оценки степени их важности и влияния на стратегию организации.
Вероятность использования возможности |
Влияние | ||
Сильное |
Умеренное |
Малое | |
Высокая |
Поле ВС |
Поле ВУ |
Поле ВМ |
1.Привлечение клиентов
гибкой тарифной индексацией
на стоимость проездных 2.Ценовое преимущество |
Четко проявляемая компетентность персонала |
Профессиональная подготовка персонала | |
Средняя |
Поле СС |
Поле СУ |
Поле СМ |
1.Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей (увеличение пассажиропотока) 2. Расширение диапазона и качества сервисных услуг |
Внедрение современных технологических систем обслуживания пассажиров, модернизация терминального и информационно-справочного оборудования |
Проверенное надежное управление | |
Низкая |
Поле НС |
Поле НУ |
Поле НМ |
Репутация на рынке транспортных услуг |
Рост платежеспособности населения |
Назначение дополнительных поездов (детских, летних, сезонных) |
Таблица 2. Матрица возможностей.
Позиционируем каждую конкретную возможность на матрице. По горизонтали откладываем степень влияния возможности на деятельность организации, по вертикали — вероятность того, что компания воспользуется этой возможностью. Возможности, попавшие в поля ВС, ВУ, СС имеют большое значение, их нужно использовать. Остальные (по диагонали) — только при наличии дополнительных ресурсов или благоприятных сопутствующих факторов.
3. Строим матрицу угроз.
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая |
Поле ВР |
Поле ВК |
Поле ВТ |
Поле ВЛ |
Рост тарифов на электроэнергию, ГСМ и коммунальные услуги |
Сезонное (октябрь, март) уменьшение пассажиропотока | |||
Средняя |
Поле СР |
Поле СК |
Поле СТ |
Поле СЛ |
Возрастание требований к сервису на вокзале и в поездах |
1.Увеличение конкуренции (авиа и автотранспорт). 2. Законодательное регулирование цены |
Недоступность финансов, необходимых для изменения стратеги | ||
Низкая |
Поле НР |
Поле НК |
Поле НТ |
Поле НЛ |
1.Рыночное искусство низкого уровня 2. Недостаточная реклама |
1. Отсутствие анализа информации о потребителях 2. Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации |
Слабые позиции
в НИОКР - научно-исследовательских
и опытно-конструкторских |