Свойства качественных решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений - центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1. Понятие управленческого решения......................................................................5
2. Виды управленческих решений............................................................................7
3. Модель принятия управленческих решений........................................................9
4. Свойства качественных управленческих решений............................................15
5. Основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений......................................................................................................................19
6. Факторы, влияющие на качество управленческих решений.............................22
Заключение.................................................................................................................23
Список литературы....................................................................................................24

Работа содержит 1 файл

Упр реш Свойства качественных решений.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

3. Каждый  руководитель, которому передается  ответственность, должен четко  знать, перед кем и за что  он ответствен. Подобное требование  всегда должно увязываться с  четким определением линий подчинения. Единство распорядительства - одно из важнейших принципов научного управления. Необходимо, чтобы решение, распоряжение исполнителю исходило от непосредственного руководителя.

4. Непротиворечивость, строгая согласованность - еще  одно важное требование к качеству  управленческих решений. Оно должно исходить от непосредственного руководителя, должно быть точным, ясным, не допускающим разночтений и несогласованности с ранее принятыми решениями. Если новое решение не соответствует принятому ранее, то последнее следует отменить или оговорить процедуру его реализации в изменившихся условиях, дать указания, как согласовать новое решение с прежним. В противном случае исполнители будут по собственному усмотрению выполнять любое из противоречивых решений, произвольно толковать как старое, так и новое решение, уходить от исполнения указаний или выполнять их недобросовестно.

5. Решение  будет обоснованным, если оно  принято на основе достоверной  информации и если для его  реализации имеются реальные  возможности. Если решение не  обосновано и для его осуществления еще не созрели необходимые условия, то оно заведомо невыполнимо или его проведение в жизнь вызовет экономические или моральные потери. Ничто так не расхолаживает людей, как факты непродуманных решений, ведущих к тому, что впустую растрачиваются труд, созданные ценности.

6. Конкретность - еще одно важное требование  к качеству решения независимо  от того, относится ли оно к  учреждению в целом или к  отдельным объектам и процессам  в его рамках.

7. Управленческое  решение должно быть полномочным, т.е. приниматься органом или лицом, имеющим право принять решение. Полномочия делают это решение обязательным.

8. Решение  должно быть своевременным, приниматься  с учетом требований времени  и конкретных условий.

9. Управленческие  решения должны быть гибкими, подвижными. Принимать их нужно тогда, когда в них ощущается настоятельная необходимость, а вместе с тем и отменять, если они не соответствуют обстановке; решения следует корректировать соответственно изменениям, происходящим в объекте и субъекте управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  требования, предъявляемые к качеству управленческих решений

      Эффективность, конечный результат управленческой деятельности во многом обусловлены  качеством принимаемых решений, так как они определяют стратегию  и тактику управляющего воздействия, разрабатывает процесс исполнения принятых решений. Лучшим можно считать решение, в процессе выполнения которого будет минимальное число корректировок. В свою очередь потребность в коррекции решений будет меньшей, если они тщательно подготовлены, если максимально большое число возможных ситуаций окажутся прогнозируемыми и найдут отражение в подготовке вариантов решения. Все это требует соблюдения ряда определенных организационно-технологических требований (условий), к числу которых относятся: сбалансированность обязанностей и прав руководителей при принятии управленческих решений; единство распорядительства; непротиворечивость, строгая согласованность решений; конкретность решений; полномочность решений; своевременность решений; гибкость, подвижность решений.

      Сбалансированность  обязанностей и прав - необходимая  предпосылка качества управленческих решений. Одной из распространенных ошибок в практике управления является несоответствие служебных обязанностей правам принятия решений у низовых  руководителей. Возлагая ответственность за выполнение определенных обязанностей на руководителей нижестоящих ступеней, руководитель вышестоящего уровня должен предоставить им и необходимые полномочия в рамках данной ответственности. Все, кому поручена определенная работа, и кто несет ответственность за ее выполнение, должны быть наделены соответствующими полномочиями; формула в данном случае проста: ответственность равна полномочиям. Ответственность не может быть уже полномочий; полномочия не могут быть шире ответственности.

      Решение в системе управления должно приниматься, как правило, на том уровне, где  возникла ситуация, проблема, и по возможности  тем лицом (звеном управления), которое  располагает наибольшей информацией  по данному вопросу. Это требование вытекает из технологии процесса управления, где взаимно переплетаются три цикла: информационный - выработка решения - организаторская работа. Информация, решение, организаторская работа - взаимосвязанные элементы процесса управления. Поэтому, получив информацию, руководитель должен принять соответствующее решение и организовать его исполнение.

      Нецелесообразно процедуру решения искусственно изымать из единого технологического процесса управления и передавать ее в вышестоящий уровень управляющей  системы. Чем дальше от участка, которого касается данное решение, тем выше затраты на его принятие. Каждое звено управления должно заниматься своим делом, с тем, чтобы более высокие инстанции не загромождались массой текущих дел, отвлекающих их от решения крупных проблем, а низовые звенья могли оперативно решать вопросы, входящие в их компетенцию.

      Каждый  руководитель, которому передается ответственность, должен четко знать, перед кем  и за что он ответствен. Подобное требование всегда должно увязываться  с четким определением линий подчинения. Единство распорядительства - одно из важнейших принципов научного управления. Необходимо, чтобы решение, распоряжение исполнителю исходило от непосредственного руководителя. На практике иногда наблюдается нарушение этого принципа, и вышестоящий руководитель отдает распоряжения «через голову» нижестоящих руководителей.

      Непротиворечивость, строгая согласованность - еще одно важное требование к качеству управленческих решений. Оно должно исходить от непосредственного  руководителя, должно быть точным, ясным, не допускающим разночтений и несогласованности с ранее принятыми решениями. Если новое решение не соответствует принятому ранее, то последнее следует отменить или оговорить процедуру его реализации в изменившихся условиях, дать указания, как согласовать новое решение с прежним. В противном случае исполнители будут по собственному усмотрению выполнять любое из противоречивых решений, произвольно толковать как старое, так и новое решение, уходить от исполнения указаний или выполнять их недобросовестно.

      Решение будет обоснованным и позволит более  успешно выполнить задачу, если оно  принято на основе достоверной информации о внутреннем состоянии объекта, а также внешней среды, в которой  он функционирует, с учетом тенденций  его развития и если для его реализации имеются реальные возможности. Если решение не обосновано и для его осуществления еще не созрели необходимые материальные условия, то оно заведомо невыполнимо или его проведение в жизнь вызовет экономические или моральные потери. Ничто так не расхолаживает людей, как факты непродуманных решений, ведущих к тому, что впустую растрачиваются труд, созданные ценности.

      Конкретность - еще одно важное требование к качеству решения независимо от того, относится  ли оно к учреждению в целом  или к отдельным объектам и процессам в его рамках.

      И, наконец, управленческое решение должно быть полномочным, т.е. приниматься  органом или лицом, имеющим право  принять решение. Полномочия, подкрепленные  соответствующими правовыми нормами, делают это решение обязательным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факторы, влияющие на качество управленческих решений

      Качество  управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат  и зависит от ряда факторов:

· качества исходной информации, определяемого  ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления;

· оптимального или рационального характера  принимаемого решения;

· своевременности  принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

· соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

· квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

· готовности управляемой системы к исполнению принятых решений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Основными факторами, оказывающими влияние на качество решения, являются: применение к системе менеджмента научных  подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация  качественного решения и др.

      Разработка  и принятие решения - это, по существу, выбор из нескольких возможных решений  данной проблемы. Варианты принимаемых  решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком  научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего варианта решений из нескольких возможных. Принятие управленческих решений в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.

      Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

      Главными  способами повышения качества управленческих решений являются:

  1. применение интеллектуальных систем поддержки принятия решений;
  2. предпочтение многовариантности решений;
  3. внедрение на предприятиях стандартов качества в управлении.
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Смирнов  Э.А. «Разработка управленческих решений»: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000, 273 с.

2. Смирнов  Э.А. « Управленческие решения» - М.: Инфра-М, 2001, 264 с.

3. Фатхутдинов  Р.А. «Управленческие решения»: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА  - М. - 2001.-315 с.

4. Юкаева  В.С. «Управленческие решения» :Учебное  пособие - М.: «Дашков и Ко», 2007, 228с.

Информация о работе Свойства качественных решений