Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:14, лекция
Ни одна бизнес-система не функционирует в вакууме. Все, что находится вне этой системы, в той или иной степени постоянно оказывает на нее влияние. Это постоянное влияние протекает во времени или непрерывно или периодически с разной силой и проявляется не одинаково. И вполне естественным является тот факт, что каждая бизнес-система должна хорошо знать не только окружающую ее среду, но и уметь адекватно реагировать на каждое из этих влияний.
В механизме ситуационного менеджмента приоритеты должны отдаваться:
-мотивированию, ориентированному на антипроблемные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
-установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
-интеграции по ценностям профессионализма;
-инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов;
-корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Основной задачей ситуационного менеджмента в системе управления деятельностью предприятия является влияние корректирующих действий в направление развития предприятия и в распределение ресурсов, которые обеспечивают решение проблемной ситуации. Кроме того, его практическое значение заключается в том, что:
- предупреждает появление проблемных ситуаций;
- выявляет проблемы в деятельности предприятия;
- определяет степень угроз появившихся проблем;
- выделяет приоритетность проблем;
- выступает способом выживания в тяжелый период;
- способствует мобилизации, рациональному распределению и использованию ресурсов;
- снижает риск банкротства и ликвидации предприятия;
- координирует деятельность предприятия в целом;
- помогает преодолеть неопределенность рыночной среды;
-способствует переходу на новый виток циклического развития предприятия;
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль ситуационного менеджмента должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, саморганизацией, принятием ответственности.
Некоторые из характеристик ситуационного менеджмента требуют более подробного рассмотрения.
1.Функции ситуационного менеджмента — это виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях проблемы. В этом отношении можно выделить шесть функций: предпроблемное управление, управление в условиях проблемы, управление процессами выхода из проблемной ситуации, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.
Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют ситуационное управление.
2.В развитии любого управления две его противоположности — интеграция и дифференциация — находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой (рис. 1.2). Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки проблемной ситуации организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из проблемной ситуации — изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.
Рис.1.2. Динамика воздействия основных факторов организации
управления:
С — С - точка проблемной ситуации организации; АВ — переход и формирование новой организации (типа)
3.Нет управления без ограничений, которые могут внутренними и внешними. И эти две группы ограничений находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность проблемных явлений (рис. 1.3).
Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть ситуационного менеджмента. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационное обеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления.
. Рис.1.3. Ограничения в решении проблем.
Ограничения — неуправляемые процессы, сложные проблемы, разрешаемые либо естественным путем, либо опосредованными действиями.
Всегда существуют внешние и внутренние ограничения. Их обнаружение и учет — задача ситуационного менеджмента.
В менеджменте ограничения существуют в качестве критических факторов развития, т. е. устойчивой эффективности управления.
4.Одной из важных характеристик ситуационного менеджмента является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации ситуационного управления (рис.1.4). Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.
Р Рис..1.4.Сочетание формального и неформального управления: анализ сочетания и зависимости
1. Чем определяется сочетание и соотношение формального и неформального управления?
2. В чем выражается это соотношение и сочетание?
3. Где критическая зона соотношения?
4. Возможно ли сознательное установление и регулирование необходимого соотношения формального и неформального управления?
Таким образом, объединяя все виды управления, ситуационный менеджмент вносит гибкость и динамизм, подвижность во все элементы системы управления предприятием, заставляя ее совершенствоваться и развиваться.
Ситуационное управление или управление по ситуациям (ситуационный менеджмент) имеет место на всех этапах и уровнях иерархии менеджмента (стратегического, инновационного, производственного).
Изображенная на рисунке пирамида содержит в себе всю систему управления предприятием, базой (основой) которой является общая теория менеджмента, а вершиной – содержание, назначение, причина создания фирмы – миссия.
Рис. 1.5. Место ситуационного менеджмента (СМ) в общей концептуальной модели системы управления.
На основании выбранной миссии организация разрабатывает комплексный план ее достижения при помощи определенной стратегии. Стратегия необходима предприятию, поскольку, она определяет куда должна идти организация, чтобы достичь своей цели и реализовать свою миссию. Она создает ограничения, которые отображают особенности и направления деятельности, определяет границы выбора.
Выбор касается таких экономических категорий, как продукты или услуги, произведенные предприятием, их объем, номенклатура, рынки сбыта и получение ресурсов, возможности роста, оборот капитала и т.д.
Цель стратегического планирования заключается в создании жизнеспособного звена между перспективными (стратегическими целями, имеющимися ресурсами организации и благоприятными возможностями окружающей среды.)
Стратегии предприятия разрабатываются, формируются и располагаются в иерархической взаимосвязи в вертикальном и горизонтальном разрезе.
По горизонтали стратегия охватывает грани пирамиды – СМ, СВМ, ПУВ, а по вертикали – инновационный и операционный (производственный менеджмент).
В связи с тем, что долгосрочные стратегии разрабатываются на 5-10 лет, а товары выпускаемые предприятием обновляются через 3-5 лет, то разработанные стратегии предприятия обязательно (в той или иной мере) учитывают развитие инновационных процессов и таким образом влияют на формирование планов обновления производства и сам инновационный менеджмент.
С другой стороны, реализация и контроль исполнения выбранной стратегии осуществляется при помощи производственного менеджмента, реализация которого также прямо зависит и от задач инновационного управления на предприятии.
Конечная цель инновационного менеджмента в обеспечении высокой конкурентоспособности товара.
Считается, что нижней границей инновационного менеджмента является переход предприятия на серийный выпуск освоенного продукта, когда в полной мере в свои права вступает производственный менеджмент, требующий конкретизации общей системы менеджмента и ее основных функций. Основной целью производственного менеджмента – ядра рассматриваемой нами системы – является организация обеспечения достижения поставленных целей на базе научно обоснованных эффективных текущих и оперативных планов производства. От него зависит успех любой организации.
Рассмотренные виды менеджмента являются только частью концепции системы менеджмента, которая представлена в виде пирамиды. Другая ее грань (СМ) является ситуационным менеджментом – четвертым, чрезвычайно важным компонентом общей системы управления предприятием. Дело в том, что внешняя среда постоянно меняется, а это значит, что всегда остается определенная степень неуверенности в будущем и менеджер не в состоянии предусмотреть все стратегические, инновационные или тактические действия заранее. Он в любой момент может встретиться с разными проблемными и небезопасными ситуациями на каждом из рассмотренных уровнях. Поэтому, еще раз повторяюсь: главной задачей ситуационного менеджмента является ликвидация в кратчайший срок появляющихся небезопасных ситуаций.
Третьей гранью пирамиды является принятие управленческих решений (ПУР) – постоянно действующей составляющей менеджмента, которая характерна для любого уровня управления и без которой не может существовать менеджмент как таковой.
Необходимость выделения данной категории в отдельную часть, точно также как и ситуационного менеджмента, диктуется его важностью и качеством, что объединяет все виды управления – стратегического, инновационного, производственного, ситуационного и других видов, представленных на четвертой грани пирамиды (СВМ).
Если ПУР базируется методах и моделях теории принятия решений, то специфические виды менеджмента (СВМ) означают управление отдельными видами деятельности организации – кадровый менеджмент, инвестиционный, маркетинговый, финансовый и т.д. Во всех СВМ есть своя стратегия и тактика. Которые базируются на собственных технологических процессах, однако принципы функционирования, с точки зрения общей теории менеджмента и теории принятия решений, - одинаковые.
В связи с тем, что предприятие есть сложная открытая система на деятельность которой очень серьезно влияет быстро изменяющаяся окружающая среда, становится очевидным, что только системный подход как способ мышления относительно организации и управления, а не набор каких-либо отдельных принципов положений менеджеру более эффективно и производительно управлять предприятием. Только принятие теории систем к управлению дает ему возможность увидеть предприятие в единстве составляющих его частей, которые неразрывно связаны с внешней средой.
Главная задача при реализации системного подхода заключается в разработке адекватных его сути инструментальных методов и способов, позволяющие выявлять и описывать потенциальные ситуации, проектировать варианты процедур их решения и соответствующую этим процедурам информационную базу управления. При этом огромное внимание в работе придается психологическим аспектам управления, от которых в значительной степени зависит успех или неудача в решении этих или иных проблемных ситуаций.