Суть ситуационного менеджмента и его роль в общей концепции системы управления бизнесом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:14, лекция

Описание работы

Ни одна бизнес-система не функционирует в вакууме. Все, что находится вне этой системы, в той или иной степени постоянно оказывает на нее влияние. Это постоянное влияние протекает во времени или непрерывно или периодически с разной силой и проявляется не одинаково. И вполне естественным является тот факт, что каждая бизнес-система должна хорошо знать не только окружающую ее среду, но и уметь адекватно реагировать на каждое из этих влияний.

Работа содержит 1 файл

Ситуационный менеджмент.doc

— 269.00 Кб (Скачать)


6

 

                                            Курс лекций

 

                              Ситуационный менеджмент.

                                          Лекция №1

             Тема. Суть ситуационного менеджмента и его роль

               в общей концепции системы управления бизнесом.

Ни одна бизнес-система не функционирует в вакууме. Все, что находится вне этой системы, в той или иной степени постоянно оказывает на нее влияние. Это постоянное влияние протекает во времени или непрерывно или периодически с разной силой и проявляется не одинаково. И вполне  естественным является тот факт, что каждая бизнес-система должна хорошо знать не только окружающую ее среду, но и уметь адекватно реагировать на каждое из этих влияний. Неудача в приспособлении к окружающей среде может вылиться, в конечном счете, в неудачный бизнес. Почему? Потому что высокая степень изменения в современных условиях окружающей среды вызывает неопределенность, различного рода риски, а значит и появление проблемных, а то чрезвычайных кризисных ситуаций, способных привести фирму к плачевным последствиям.

Термин «ситуация» в переводе с латинского означает: состояние, обстановка, совокупность обстоятельств.

Появление разных ситуаций, опасных для организации, объективно характеризуется множеством взаимозависимых факторов, влияющих на сложность и риск управления. Практика показывает, что проблемные ситуации возникают и протекают по-разному и причиной появления проблемных, а чаще и кризисных ситуаций, может быть не только объект, но и субъект управления. Более того, именно субъект управления может быть более частым источником проблемы, состояние и развитие которого может быть неадекватными  состоянию и тенденциям развития объектов управления, что и порождает проблемные ситуации. При этом, чем выше ранг субъекта управления в иерархической системе, тем заметнее его влияние на первичные звенья экономики. Под субъектом управления, в данном случаи, подразумевается не только личность, но и орган власти страны, региона, города, отрасли, который влияет на экономическую политику объектов управления.

Например, дестабилизация в государстве возникает не потому, что существуют конфликты. Они были и всегда будут в обществе. Напряжение возникает через неумение своевременно влиять, контролировать и регулировать этот процесс, т.е. управлять им. Таким образом, на макроуровне основным явлением, влияющим на возникновение проблемных ситуаций, является государственное влияние.

Кроме особенностей и условий государственного влияния на экономические процессы общества, устойчивая работа организаций также зависит от таких хорошо известных факторов макросреды, как:  цикличность развития экономики, отраслевые аспекты, глобальная конкуренция, демографическая ситуация и т.д.

Например, цикличный характер порождения всех экономических процессов обуславливает объективность появления негативных тенденций в их развитии. Другими словами, в соответствии с волнообразным характером развития экономики следом за прогрессом ожидается регресс и кризис, т.е. кризис – это закономерное явление в экономике. Таким образом, опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. В связи с этим возникают две взаимосвязанные проблемы: распознавание кризиса и его избежание. Первая из них – чрезвычайно важная, поскольку для решения другой проблемы необходимо своевременно увидеть нарастание кризиса, определить его ранние признаки, понять его характер. А для этого необходимо знать его типологию. Кризисы бывают:

              - регулярные (цикличные) – это кризисы, которые повторяются с определенной закономерностью. Они отличаются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. В тоже время они дают начало новому циклу развития;

- нерегулярные;

- промежуточные – это кризисы, которые прерывают на определенное время прохождение какого-либо из этапов. Они менее глубокие и продолжительные, чем регулярный и носят локальный характер;

- частичные – это кризисы, которые охватывают не всю экономику, а отдельные ее сферы (например, нефтяной кризис);

- отраслевые кризисы – это кризисы, которые охватывают одну из отраслей народнохозяйственного комплекса государства (например, перепрофилирование оборонного комплекса страны);  

-структурный кризис – это следствие нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Он проявляется в межотраслевых диспропорциях, с одной стороны, и товарном дисбалансе – с другой (например, энергетический, бензиновый, продовольственный, сырьевой и т.д).

Любой кризис, из перечисленных выше рисков, может осуществить катастрофическое влияние на хозяйственную деятельность как предприятия, так и государства в целом. А это значит, что субъекту управления необходимо уметь предвидеть причины и  источники возникновения проблемных ситуаций и иметь про запас заранее спроектированный механизм их решения для того, чтобы имеющимися ресурсами и возможностями можно было если и не достичь поставленной цели, то, хотя бы, не иметь убытков. Для этого очень важно, прежде всего, научиться своевременно замечать симптомы этих проблемных ситуаций.

. Симптом – это первичное, внешнее проявление наступления проблемных ситуаций.

Симптомы появляются, как правило, в показателях деятельности предприятия и, что особо важно, в тенденциях их изменений. Так, например, анализ показателей фондоотдачи, продуктивности, эффективности, финансового состояния могут характеризовать наступление проблемной ситуации. Кроме того, настораживающими  симптомами могут быть: рост текучести персонала, падение производственной дисциплины, неудовлетворение трудом, конфликтность в коллективе, частые кадровые перестановки.

              Симптомом наступления проблемной ситуации может быть либо несоответствие показателям закономерным соотношениям, либо временные параметры, например, темп роста продуктивности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность появления проблемных ситуаций.

              Симптомы не всегда отображают опасность проблемы. Причины нередко кроются гораздо глубже внешнего проявления кризисных признаков. Оценка проблемных ситуаций, их глубины и опасности выплывает не только из симптомов, а и из причин и реальных факторов.

              Под фактором следует понимать событие, зафиксированное состояние или тенденцию, которая указывает на наступление проблемы.

              Причина появления кризисных ситуаций – событие или явление, вследствие которых появляются факторы проблемы.

              Например, в организации симптомом появления проблемных ситуаций может быть снижение качества продукции, а фактором – нарушение технологической дисциплины. Причиной же, в данном случаи, может быть низкая квалификация персонала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Возникновение и распознавание проблемной ситуации

 

              Задачу распознавания проблемы и ее избежания может решить специальный вид управления - ситуационный (адаптивный) менеджмент.

Ситуационный менеджмент — это управление, в котором постав­лено определенным образом предвидение опасности проблемы, ана­лиз ее симптомов, мер по снижению отрицательных последствий проблемы и использования ее факторов для последующего развития.

Ситуационный менеджмент – один из разновидностей управления деятельностью предприятия. Как составная часть управления он является системой элементов, которые сливаются по содержанию с элементами системы управления предприятия в целом. 

Он так же, как и любой другой менеджмент, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность ситуационного менеджмента характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования проблемы в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

              Главной проблемой управления в середине организации является адекватность стимулов и форм взаимодействия параметров объекта и субъекта управления условиям и методам решения задач организации, эффективности ее деятельности.

Объектные параметры отображают тип и структуру организации (предприятия, объединения и т.д.), ее место в отрасли, регионе, народнохозяйственных системах управления. Эти параметры характеризуют вид промежуточных и конечных результатов деятельности организации, условия их получения, влияние научно-технического прогресса на качественное развитие первичных звеньев экономики.

Субъектные параметры отображают цель управления организацией и ее структурными подразделениями, функции управления, структуру и связи управления, качество информационной базы и техническое оснащение процессов управления, качественный и количественный состав управленческих кадров, способность и компетентность самого руководителя.

Но как раз анализ, синтез и решение этих проблем, интеграция деятельности функционального или предметно специализированных звеньев и составляют функцию руководителя.

Известно, что по содержанию объектов менеджмента существуют такие его виды: управление производством, управление персоналом, управление финансами, управление инвестициями, управление проектами, управление сбытом, маркетингом и т.д. Каждый из перечисленных видов сосредоточен на одном определенном аспекте деятельности. В отличие от них, объектом ситуационного менеджмента являются одновременно все элементы деятельности предприятия: способы производства, рабочая сила, организация производства, труда и управления, финансы, инвестиции, внешняя и внутренняя среда. То есть это вид комплексного всестороннего управления предприятием.

Особенностью ситуационного менеджмента является то, что предметом этого вида управления выступают только профилактические способы превентивного плана, т.е. выбор действий которые предупреждают появление проблемных ситуаций, а не развитию объекта управления вообще.

Иначе говоря, использование этого вида менеджмента лежит скорее  в подготовке места и создании условий для последующего развития и совершенствования деятельности хозяйственного субъекта. Это своего рода связующее звено управления между всеми видами и иерархиею менеджмента вообще, а также методами всех его аспектов как необходимые условия для эффективной деятельности данного предприятия.

        Ситуационный менеджмент имеет предмет воздействия — про­блемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения и (возможно) на­ступления кризиса.

Любое управление в определенной мере должно быть антипроблемным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению проблемных ситуаций.

    Суть ситуационного менеджмента выражается в следующих поло­жениях:

               -проблемы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

                            -проблемы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

                 -к проблемам можно и необходимо готовиться;

                 -проблемы можно смягчать;

                 -управление в условиях проблемы требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

                -проблемные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

                      - управление процессами выхода из проблемной ситуации способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

     Проблемы, по своей сути, различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процес­сах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

    Система ситуационного менеджмента должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

♦  гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи мат­ричным системам управления;

♦  склонность к усилению неформального управления, мотива­ция энтузиазма, терпения, уверенности;

♦  диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

♦  снижение централизма для обеспечения своевременного ситу­ационного реагирования на возникающие проблемы;

♦  усиление интеграционных процессов, позволяющих концент­рировать усилия и более эффективно использовать потенциал ком­петенции.

Ситуационный менеджмент имеет особенности в части его про­цессов и технологий. Главными из них являются:

•    мобильность и динамичность в использовании ресурсов, про­ведении изменений, реализации инновационных программ;

•    осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

•    повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

•    усиление внимания к предварительным и последующим оцен­кам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

•    использование антипроблемного критерия качества решений при их разработке и реализации.

              Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздей­ствия дают необходимый эффект в предпроблемной или проблемной ситуации.

Информация о работе Суть ситуационного менеджмента и его роль в общей концепции системы управления бизнесом