Сущность Японской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение Японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить особенности японской модели менеджмента сравнить;
- изучить особенности современной российской экономики с учетом Японского опыта менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие японской модели менеджмента…………………………………...5
1.2 Описание японской модели менеджмента………………………………….7
1.3 Специфика японской модели менеджмента……………………………….16
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖЕТА В РОССИИ И
ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ
НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1 Особенности менеджмента в России……………………………………….25
2.2 Применение японского опыта в Российском менеджменте………………28
2.3 Проблемы менеджмента в России и возможность
использования японского опыта для их устранения…………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..41

Работа содержит 1 файл

сущность японской курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Наиболее распространенные принципы японского стиля менеджмента

 

Принцип

Описание

Вклад в повышение уровня конкурентоспособности

1

2

3

В сфере производства

Точно в срок

Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику

Сокращаются складские расходы, и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции

Кружки контроля качества

Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции

Коллектив становится сплоченнее

Гибкая специализация

Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией

Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства

В сфере экологии

Неуклонное соблюдение норм по охране окружающей среды и техники, безопасности

Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов

Сокращение расходов на охрану окружающей среды

Человеческие ресурсы и производственные отношения

Продвижение по служебной лестнице и бригадный метод работы

Определяется стажем работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады

Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения

Поощрение в зависимости от качества исполнения

Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции

Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы

Кружки совершенствования производства

Непрерывное совершенствование производственного процесса. Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров

Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами

Кружки инициативных работников

Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства

Улучшаются условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства

Автономия департаментов компании

Автономия принятия решений в департаменте компании

Упрощается координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента

Ступенчатый метод принятия решений

В обсуждении вариантов важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения - руководство компании. Решение принимается консенсусом

С расширением круга участников обсуждения повышается степень объективности решения

Ротация рабочих и служащих

Ротация рабочих, инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы

Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании

Пожизненный наем на работу

Повышается преданность компании

Повышение уровня квалификации сотрудников

Заработная плата выше у старших по должности

Более сильным сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата

У рабочих и служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании

Широкая специализация членов производственной бригады

Бригада осуществляет полный производственный цикл

Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд

Профсоюзы на предприятии

В рамках профсоюзов осуществляются периодические консультации рабочих с менеджерами

Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании

Организация управления

Разделение на департаменты

Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании

Упрощается схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции

Бизнес единицы

Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность

Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов


 

 

У японских рабочих природная любовь к чистоте и элегантности. У них очень развито чувство долга. Они гордятся своим мастерством. Они получают огромное удовлетворение от хорошо сделанной работы и чувствуют себя несчастливыми в случае неудачи.

К каждому рабочему относятся как к члену семьи. Точно также, если возникают финансовые трудности, все достойно переносят сокращение доходов. Японцы обладают определенными качествами, которые незаменимы в менеджменте промышленностью. Один эксперт сказал: «В Японии каждый существует не как индивидуум, а исключительно как член большой группы». Личность отожествляет себя с группой. Он отдает себе полный отчет, что является членом команды, и не стремится к личному авторитету. Его всегда интересует успех команды.

Все это усиливает координацию в организации производства, а личные трения сводятся к минимуму.

Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются.

Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за успех дела так же, как и за неудачи. Поэтому отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием. Подчиненные формулируют свои предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждением поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает к их выполнению. Если будет замечено, что подчиненный не в состоянии контролировать ситуацию, менеджер среднего звена вмешается, и будет лично осуществлять руководство. Таким образом, акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата. Это требует взаимопонимания.

Направленность усилий на решение задач фирмы ведет к его собственному развитию и прогрессу фирмы.

Комплексное управление  качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.

Японский менеджмент принимает профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльности и рост.

Это не означает, что профсоюзы раболепствуют: они сохраняют свою независимость. Они постоянно следят за правильным соблюдением всех согласованных норм.

Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие могут повысить свой уровень жизни только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом. Необходимо постоянное объединенное консультирование по всем вопросам, оказывающим влияние на производительность. Процесс модернизации не прямолинеен. Может возникнуть переизбыток рабочей силы. Но все эти проблемы решаются путем сотрудничества. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия  жизни рабочих, в конечном счете, зависят от процветания фирмы.

Таким образом, они могут развивать конструктивные отношения с менеджментом, сотрудничая с ним. Профсоюзы в Японии постоянно стремятся повышать уровень сознательности рабочих. Необходимо отметить, что значимость, ресурсы и власть менеджмента несопоставимы с ресурсами профсоюзов. Но лидеры союза и менеджмент разделяют два основных предположения: во-первых, процветание фирмы создает условия для решения других задач, а, во-вторых, ненависть друг к другу никому не идет на пользу.

В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание  благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.

 

 

 

1.3 Специфика японской модели менеджмента

 

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы. «Социальный человек», имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам можно отнести заработную плату, уровень условий труда, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, продвижение по служебной лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому понятию более гибкое, чем у тех же американцев.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы. Поэтому, говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить главное - это модель, ориентированная на человека, живущего интересами общества. 

Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании.

Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины.

Гласность и ценности корпорации.

Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

Управление, основанное на информации.

Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

 

Управление, ориентированное на качество.

Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий контроля за качеством, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

Постоянное присутствие руководства на производстве.

Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

Поддержание чистоты и порядка.

Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

Пять великих японских систем по мотивации.

Трудовые отношения в Японии развиваются под воздействием пяти известных во всем мире систем, которые начали формироваться в период с 1868 года до второй мировой войны, и основаны на традициях и философии народа. Итак, в структуру этой пятерки входят:

 

1. система пожизненного найма;

2. система кадровой ротации;

3. система подготовки на рабочем месте;

4. система репутаций;

5. система оплаты труда.

Рассмотрим их более подробно. Но, прежде чем дать краткую характеристику каждой из этих систем необходимо отметить, что они рассматриваются в комплексе, а не по отдельности, и только в таком случае обеспечивают эффективное функционирование. Каждая из них является как - бы подсистемой в единой системе и не может существовать одна без другой. Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является, система пожизненного найма. Она в классическом виде применяется в настоящее время на крупных предприятиях и в государственной службе. В принципе, нет юридически оформленного пожизненного найма. Здесь речь идет о джентльменском соглашении между работодателем и наемным работником.

Смысл пожизненного найма не в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальном обеспечении заинтересованности работников максимальное время трудиться на данном предприятии и пожизненно связать с ним свою судьбу. Практика пожизненного найма заключается в том, что для обеспечения необходимой рабочей силой предприятие принимает на работу молодежь, в основном из числа только что окончивших учебные заведения, причем новые работники проходят обучение и подготовку на предприятии, благодаря чему обеспечивается развитие кадров, соответствующих потребностям предприятия, и работают на нем практически до предельного возраста службы.

Информация о работе Сущность Японской модели менеджмента