Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 10:45, курсовая работа
Целью исследования является изучение Японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить особенности японской модели менеджмента сравнить;
- изучить особенности современной российской экономики с учетом Японского опыта менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие японской модели менеджмента…………………………………...5
1.2 Описание японской модели менеджмента………………………………….7
1.3 Специфика японской модели менеджмента……………………………….16
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖЕТА В РОССИИ И
ПРИМЕНЕНИЯ ЯПОНСКОГО ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ
НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1 Особенности менеджмента в России……………………………………….25
2.2 Применение японского опыта в Российском менеджменте………………28
2.3 Проблемы менеджмента в России и возможность
использования японского опыта для их устранения…………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..41
Наиболее распространенные принципы японского стиля менеджмента
Принцип | Описание | Вклад в повышение уровня конкурентоспособности |
1 | 2 | 3 |
В сфере производства | ||
Точно в срок | Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику | Сокращаются складские расходы, и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции |
Кружки контроля качества | Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции | Коллектив становится сплоченнее |
Гибкая специализация | Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией | Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства |
В сфере экологии | ||
Неуклонное соблюдение норм по охране окружающей среды и техники, безопасности | Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов | Сокращение расходов на охрану окружающей среды |
Человеческие ресурсы и производственные отношения | ||
Продвижение по служебной лестнице и бригадный метод работы | Определяется стажем работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады | Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения |
Поощрение в зависимости от качества исполнения | Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции | Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы |
Кружки совершенствования производства | Непрерывное совершенствование производственного процесса. Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров | Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами |
Кружки инициативных работников | Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства | Улучшаются условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства |
Автономия департаментов компании | Автономия принятия решений в департаменте компании | Упрощается координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента |
Ступенчатый метод принятия решений | В обсуждении вариантов важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения - руководство компании. Решение принимается консенсусом | С расширением круга участников обсуждения повышается степень объективности решения |
Ротация рабочих и служащих | Ротация рабочих, инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы | Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании |
Пожизненный наем на работу | Повышается преданность компании | Повышение уровня квалификации сотрудников |
Заработная плата выше у старших по должности | Более сильным сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата | У рабочих и служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании |
Широкая специализация членов производственной бригады | Бригада осуществляет полный производственный цикл | Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд |
Профсоюзы на предприятии | В рамках профсоюзов осуществляются периодические консультации рабочих с менеджерами | Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании |
Организация управления | ||
Разделение на департаменты | Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании | Упрощается схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции |
Бизнес единицы | Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность | Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов |
У японских рабочих природная любовь к чистоте и элегантности. У них очень развито чувство долга. Они гордятся своим мастерством. Они получают огромное удовлетворение от хорошо сделанной работы и чувствуют себя несчастливыми в случае неудачи.
К каждому рабочему относятся как к члену семьи. Точно также, если возникают финансовые трудности, все достойно переносят сокращение доходов. Японцы обладают определенными качествами, которые незаменимы в менеджменте промышленностью. Один эксперт сказал: «В Японии каждый существует не как индивидуум, а исключительно как член большой группы». Личность отожествляет себя с группой. Он отдает себе полный отчет, что является членом команды, и не стремится к личному авторитету. Его всегда интересует успех команды.
Все это усиливает координацию в организации производства, а личные трения сводятся к минимуму.
Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются.
Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за успех дела так же, как и за неудачи. Поэтому отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием. Подчиненные формулируют свои предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждением поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает к их выполнению. Если будет замечено, что подчиненный не в состоянии контролировать ситуацию, менеджер среднего звена вмешается, и будет лично осуществлять руководство. Таким образом, акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата. Это требует взаимопонимания.
Направленность усилий на решение задач фирмы ведет к его собственному развитию и прогрессу фирмы.
Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.
Японский менеджмент принимает профсоюз как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльности и рост.
Это не означает, что профсоюзы раболепствуют: они сохраняют свою независимость. Они постоянно следят за правильным соблюдением всех согласованных норм.
Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что рабочие могут повысить свой уровень жизни только путем повышения производительности, поэтому они начали сотрудничать с менеджментом. Необходимо постоянное объединенное консультирование по всем вопросам, оказывающим влияние на производительность. Процесс модернизации не прямолинеен. Может возникнуть переизбыток рабочей силы. Но все эти проблемы решаются путем сотрудничества. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия жизни рабочих, в конечном счете, зависят от процветания фирмы.
Таким образом, они могут развивать конструктивные отношения с менеджментом, сотрудничая с ним. Профсоюзы в Японии постоянно стремятся повышать уровень сознательности рабочих. Необходимо отметить, что значимость, ресурсы и власть менеджмента несопоставимы с ресурсами профсоюзов. Но лидеры союза и менеджмент разделяют два основных предположения: во-первых, процветание фирмы создает условия для решения других задач, а, во-вторых, ненависть друг к другу никому не идет на пользу.
В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.
1.3 Специфика японской модели менеджмента
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы. «Социальный человек», имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам можно отнести заработную плату, уровень условий труда, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его заслуг, продвижение по служебной лестнице, творческий подход к работе. Однако отношение японцев к этому понятию более гибкое, чем у тех же американцев.
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для японцев характерно тщательное отслеживание своего положения в группе. Они чутко реагируют на изменение места каждого человека в группе и стараются не переступать очерченные для каждого из них границы. Поэтому, говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще раз отметить главное - это модель, ориентированная на человека, живущего интересами общества.
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании.
Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины.
Гласность и ценности корпорации.
Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации.
Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество.
Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий контроля за качеством, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
Постоянное присутствие руководства на производстве.
Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка.
Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.
Пять великих японских систем по мотивации.
Трудовые отношения в Японии развиваются под воздействием пяти известных во всем мире систем, которые начали формироваться в период с 1868 года до второй мировой войны, и основаны на традициях и философии народа. Итак, в структуру этой пятерки входят:
1. система пожизненного найма;
2. система кадровой ротации;
3. система подготовки на рабочем месте;
4. система репутаций;
5. система оплаты труда.
Рассмотрим их более подробно. Но, прежде чем дать краткую характеристику каждой из этих систем необходимо отметить, что они рассматриваются в комплексе, а не по отдельности, и только в таком случае обеспечивают эффективное функционирование. Каждая из них является как - бы подсистемой в единой системе и не может существовать одна без другой. Первым, ключевым элементом единого механизма японской системы подготовки и использования кадров является, система пожизненного найма. Она в классическом виде применяется в настоящее время на крупных предприятиях и в государственной службе. В принципе, нет юридически оформленного пожизненного найма. Здесь речь идет о джентльменском соглашении между работодателем и наемным работником.
Смысл пожизненного найма не в формальном правовом, юридическом его закреплении, а в реальном обеспечении заинтересованности работников максимальное время трудиться на данном предприятии и пожизненно связать с ним свою судьбу. Практика пожизненного найма заключается в том, что для обеспечения необходимой рабочей силой предприятие принимает на работу молодежь, в основном из числа только что окончивших учебные заведения, причем новые работники проходят обучение и подготовку на предприятии, благодаря чему обеспечивается развитие кадров, соответствующих потребностям предприятия, и работают на нем практически до предельного возраста службы.