Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов инвестиций в человеческий капитал.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность трудовых ресурсов и человеческого капитала, его особенности и виды;
Введение 3
1.Трудовые ресурсы и человеческий капитал: cущность, особенности, виды .... …5
2.Виды инвестиций в человеческий капитал 11
3.Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
2
Содержание
Введение 3
1.Трудовые ресурсы и человеческий капитал: cущность, особенности, виды .... …5
2.Виды инвестиций в человеческий капитал 11
3.Показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов-теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы. Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты-теоретики как У. Петти, А. Смит, Дж.С.Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических аспектов инвестиций в человеческий капитал.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить сущность трудовых ресурсов и человеческого капитала, его особенности и виды;
2. рассмотреть классификацию инвестиций в человеческий капитал;
3. описать основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.
Трудовые ресурсы и человеческий капитал: сущность, особенности, виды
Теория человеческого капитала оформилась как самостоятельный раздел экономического анализа на рубеже 50–60-х годов XX века. Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал». Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки. В нашей стране работы по эффективности вложений проводились еще в 20-х гг., а в середине 50-х были возобновлены академиком С. Г. Струмилиным и его пос
Трудовые ресурсы в сегодняшнем понимании – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.[1]. Трудовые ресурсы различаются по организационным формам. В современных условиях это может быть самостоятельное занятие: домашнее или семейное хозяйство, предпринимательство личное или на основе кооперации с кем–либо, бизнес мелкий или крупный с привлечением соответствующего числа наемных работников и т. д., а может быть работа по найму. Выбор конкретной формы зависит от доступности человеку определённого богатства как запасов активов. В былые времена к этим активам относили только наличные деньги, недвижимость, т.е. здания, оборудование и т.п., природные объекты – иначе говоря, “материальный капитал”, способный служить производству будущих благ. Такие активы, как правило, могут быстро переходить из рук в руки, убывать и наращиваться, особенно благодаря кредиту. Но постепенно всё явственнее становится роль активов иного рода – богатства нередко уникального, в значительной части непреходящего и уже безусловно незаемного, лежащего вне сферы кредита. Это – «человеческий капитал». Этот капитал включает, во-первых, культивированные природные задатки индивида. На базе знаний и навыков, приобретенных в процессе образования, профессиональной подготовки и практического опыта, способности человека становятся условием оказания услуг, полезных другим людям. Во-вторых, сюда относятся способности человека благодаря его личностной и деловой репутации, доверительным отношениям с другими хозяйствующими субъектами привлекать к своему делу богатство иных людей, пополнять и концентрировать необходимые ресурсы. В-третьих, человеческий капитал индивида – это позволяющее ему с требуемой интенсивностью и регулярностью использовать материальные и духовные факторы производства.[2]. Определенный “человеческий капитал” принадлежит конкретному индивиду потому, что это признается иными людьми, соответственно формирующими свои ожидания и строящими свое поведение. Такой капитал никому ни уступить, ни продать нельзя, а можно лишь обменять услуги, обеспечиваемые им, на то или иное вознаграждение, размер которого зависит от соотношения спроса на подобные услуги и их предложение. А это соотношение, в свою очередь, зависит от распределения богатства, и прежде всего – самого “человеческого капитала”, играющего решающую роль в изобретении, производстве, внедрении и эксплуатации техники и технологии. Использование этого капитала определяется, во-первых, ожиданиями человека касательно чистых выгод или доходов при том или ином решении, во-вторых, степенью его уверенности в их получении или оценке риска соответствующего решения и, в-третьих, его субъективными приоритетами настоящего, ближайшего или отдаленного будущего.
В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.[3].
В экономической энциклопедии человеческий капитал определяется как особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.
Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал – это не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.[4].
Можно выделить следующие особенности человеческого капитала:
– в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
– формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
– человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
– человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
– человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
– человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
– независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.[5].
В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию
общества различают потребительский и производительный человеческий капитал.
Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения.
Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов). Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.
1.Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
2.Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
3.Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).[6].
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены.
В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности. Таким образом, при существовании большого количества определений и видов человеческого капитала, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“. Человеческий капитал – это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.[7].
Продуктивность “человеческого капитала” влияет на спрос на услуги, представляемые им, а потому на размер возможных доходов на этот капитал. Сама же эта продуктивность зависит от инвестиций в формирование и развитии человеческого капитала. Различия в таких инвестициях экономическая теория полагает решающим фактором дифференциации трудовых доходов вообще, оплаты наемных работников в частности.
Сущность, виды инвестиций в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал – это осуществляемые наемными работниками, предпринимателями или государством расходы на повышающие квалификации и дееспособности работников, в конечном счете улучшение результативности труда. Таким образом, к инвестициям в человеческий капитал относят расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, миграцией, рождением и воспитанием детей, поиском экономически значимой информации о ценах и заработках. Все это – текущие издержки ради многократно окупающих их в будущем выгод, как для наемного работника, так и для предпринимателя. Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:
1. расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;
2. расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
3. расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.[8].
Существует также деление инвестиций в человеческий капитал на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым – накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.[9].
Информация о работе Сущность виды эффективность инвестиций в человеческий капитал