Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:59, реферат
Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления».
Сущность управленческой деятельности
Среди всего многообразия
проблем теории и практики управления
главное место, безусловно, принадлежит
комплексу вопросов, связанных с
содержанием управленческой деятельности,
с индивидуальной деятельностью
руководителя. Подобно тому, как
руководитель играет центральную и
наиболее важную роль в любой организационной
системе, так и изучение этой деятельности
объективно выступает главной проблемой
теории управления. От правильного, полного
понимания сущности и содержания
управленческой деятельности во многом
зависит решение всех иных управленческих
проблем, формирование адекватного
общего представления о «науке управления».
Поэтому основная цель данной главы
состоит в том, чтобы охарактеризовать
сущность и психологическое содержание
управленческой деятельности, а также
определить закономерности ее взаимодействия
с главными компонентами функционирования
организации. Это равнозначно задаче
определения предмета психологии управленческой
деятельности и его взаимосвязей
с другими предметами изучения.
Чтобы составить
правильное и полное представление
об этом предмете, следует учитывать
основные трудности психологического
изучения деятельности руководителя,
сложности выделения
Во-первых, деятельность
руководителя объективно и неразрывно
связана со всеми иными аспектами
функционирования организации. Следовательно,
проблема управленческой деятельности
также органично вплетена во все
иные управленческие и организационные
проблемы и вне их не может быть адекватно
решена. Изучение управленческой деятельности
выступает специфическим аспектом при
рассмотрении всех существующих проблем
управления. С одной стороны, это позитивно,
так как создает «широкий фронт» для изучения
управленческой деятельности, но с другой
— гораздо ощутимее негативные последствия
этого. Они проявляются в неопределенности
предмета и сферы изучения психологии
управленческой деятельности, в ее «размытости»
по иным разделам теории управления.
Во-вторых, проблема
управленческой деятельности принадлежит
к категории междисциплинарных
научных проблем, т.е. является предметом
исследования в целом комплексе
дисциплин. В качестве таковой она
и разрабатывалась, но при этом явно
доминировали внепсихологические ее аспекты:
организационный, социологический, экономический,
инженерный, социотех-нический и др.
В-третьих, психологическое
изучение управленческой деятельности
наиболее затруднительно в научном
плане, поскольку здесь предметом
исследования является такая трудноуловимая,
«неосязаемая» сфера, как психическая
реальность. Закономерно поэтому, что
в гораздо большей степени, чем она, раскрыты
и изучены внешние проявления управленческой
деятельности, а не ее внутреннее содержание.
Тем не менее анализ внешней картины управленческой
деятельности хотя и является объективно
необходимым этапом и условием ее познания,
еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего
раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный
принцип познания управленческой деятельности
— требование сочетания анализа ее внешнего
— объективированного содержания — и
ее внутреннего — имплицитного содержания.
Данный принцип является основополагающим
для психологии деятельности; поэтому
он положен и в основу структуры данной
книги: первый ее раздел посвящен преимущественно
внешнему содержанию управленческой деятельности,
а второй — ее внутреннему, имплицитно-психологическому
содержанию. И лишь синтез этих двух планов
познания может обеспечить полное представление
о всем многообразии изучаемого предмета
— управленческой деятельности.
Как же преодолеваются
эти трудности и что составляет предмет
психологии управленческой деятельности?
Как вычленить эту область исследований
из общеуправленческой и организационной
проблематики, не нарушая ее объективных
связей с ней, а, наоборот, учитывая их?
Почему вообще можно говорить об «управленческой
деятельности» как особом типе деятельности,
несмотря на огромные различия в ее конкретных
видах и формах?
Для того чтобы дать
ответ на эти принципиальные вопросы,
необходимо обратиться к понятию
деятельности как общенаучной категории
и к тем представлениям, которые
сложились к настоящему времени
в одной из основных областей психологии
— в психологии деятельности.
Понятие деятельности
имеет статус общенаучной категории.
Она изучается во многих науках: социологии,
экономике, инженерных дисциплинах, философии,
физиологии, психологии и др. «На «лбу»
деятельности не написано, предметом какой
науки она является». В своем предельно
общем виде она определяется как индивидуальная
форма существования общественных отношений
и характеризует способ включения личности
в существующую структуру общественного
разделения труда. Это общее — философское
— определение специфическим образом
конкретизируется в каждой из наук, изучающих
деятельность, а необходимость синтеза
получаемых в них знаний обозначается
как принцип комплексности в изучении
деятельности. Ключевую роль в комплексном,
междисциплинарном изучении деятельности
играет психология.
Деятельность определяется
как форма активного отношения
субъекта к действительности, направленного
на достижение сознательно поставленных
целей и связанного с созданием
общественно значимых ценностей
и освоением общественного
Деятельность предполагает
два основных плана характеристики
— внешний (предметно-действенный)
и внутренний (психологический). Внешняя
характеристика деятельности осуществляется
через понятия субъекта и объекта
труда, предмета, средств и условий
деятельности. Предмет труда —
совокупность вещей, процессов, явлений,
с которыми субъект в процессе работы
должен мысленно или практически оперировать.
Средства труда — совокупность орудий,
способных усилить возможности человека
распознавать особенности предмета труда
и воздействовать на нею. Условия труда
— система социальных, психологических
и санитарно-гигиенических характеристик
деятельности. Внутренняя характеристика
деятельности предполагает описание процессов
и механизмов ее психической регуляции,
ее структуры и содержания, операционных
средств ее реализации.
Основными структурными
компонентами деятельности являются такие
психологические образования, как
цель, мотивация, информационная основа,
принятие решения, план, программа, индивидуально-психологические
свойства субъекта, психические процессы
(когнитивные, эмоциональные, волевые),
а также механизмы контроля, коррекции,
произвольной регуляции и др. Основными
средствами реализации деятельности являются
действия и операций. Действие — это
основная единица строения деятельности,
представляющая собой произвольную, преднамеренную
активность, направленную на достижение
осознаваемой цели. Операции — автоматизированные
и неосознаваемые элементы действий, выступающие
как способы выполнения и определяемые
условиями деятельности. Наличие у деятельности
постоянной, стабильной структуры основных
компонентов и средств реализации деятельности
считается ее важнейшей психологической
особенностью и обозначается понятием
инвариантной структуры деятельности.
Она, однако, может претерпевать довольно
существенные изменения в связи с различиями
в видах и формах самой деятельности, с
различиями в условиях ее реализации и
внешних требований к ней. В силу этого
в психологии существуют многочисленные
классификации видов деятельности, различающиеся
по используемым в них основаниям.
Так, виды деятельности
классифицируются по предметной сфере
труда (на трудовые профессии и специальности);
по специфике содержания (интеллектуальная
и физическая); по специфике предмета
(на «субъект-объектные» виды, где предметом
деятельности является какой-либо материальный
объект, и «субъект-субъектные» виды, где
предметом трудовых воздействий выступают
люди); по условиям осуществления (деятельность
в нормальных и в экстремальных условиях);
по ее общему характеру (трудовая, учебная,
игровая) и др. Определить психологическую
сущность управленческой деятельности
как типа профессиональной деятельности
можно в том случае, если обратиться к
еще одной — фундаментальной классификации.
Согласно ей, все существующие типы и виды
деятельности могут быть подразделены
на две основные категории — индивидуальную
и совместную. Соответственно психология
деятельности включает два основных раздела:
психологию индивидуальной и совместной
деятельности.
Первая развита
намного лучше второй. Индивидуальная
и совместная деятельности имеют
множественные и глубокие различия
по основным психологическим
Синтетическая природа
управленческой деятельности как индивидуально-совместной
определяет не только ее принадлежность
к особому, специфическому типу деятельности,
но и обусловливает наличие у
нее ряда основных психологических
особенностей.
Она характеризуется
не прямой, а опосредованной связью
с конечными результатами функционирования
той или иной организации. Руководитель
обычно непосредственно сам не только
не участвует, но и не должен участвовать
в создании конечных результатов. По
данному признаку управленческая деятельность
дифференцируется от исполнительской.
Чем в большей степени управленческая
деятельность концентрируется вокруг
неисполнительских функций и освобождается
от непосредственно исполнительского
труда, тем выше ее эффективность.
Управленческая деятельность
очень специфична по своему предмету.
Она, по определению, предполагает воздействие
на других людей в целях организации
их совместной деятельности. Поэтому
ее предметом выступают
Управленческая деятельность
очень специфична и по своему процессу.
Ее суть — организация деятельности
других людей, т.е. «деятельность по
организации деятельностей» (деятельность
«второго порядка»). Это свойство вообще
рассматривается в теории как
основное — атрибутивное для управленческой
деятельности. Она поэтому обозначается
понятием метадеятельности.
По своему содержанию
управленческая деятельность представляет
собой реализацию определенных универсальных
управленческих функций (планирования,
прогнозирования, мотивирования, принятия
решения, контроля и др.). Система
этих функций присуща любой