Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель работы и основные задачи исследования – выявить основные преимущества и недостатки каждого из трех видов контроля в менеджменте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать виды контроля;
проанализировать методы и принципы контроля;
изучить сущность и функции;
проанализировать три основных вида контроля;
выявить актуальные вопросы, связанные с этапами проведения контроля.
Методы исследования. При решении поставленных задач использованы методы теории менеджмента и теории финансового анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 6
1.1 Виды контроля, его методы и принципы 6
1.2 Сущность и функции контроля в менеджменте 10
2. ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА КОНТРОЛЯ 16
2.1 Основные виды контроля 16
2.2 Этапы процесса контроля 20
3. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
2.2 Этапы процесса контроля
Независимо от типов и количества контрольных систем, необходимых организации, существует четыре основных этапа любого процесса контроля.
Первый этап в контрольном процессе – установление стандартов.
Стандарт – это эталон, норма, требование, контрольная цифра, с которыми сравниваются результаты деятельности людей и организации в целом. Они должны разрабатываться на основе целей и задач организации. В более широком понимании стандарты отражают организационную стратегию.
Второй этап в процессе контроля – измерение фактических результатов деятельности контролируемого объекта. На этом этапе необходимо определить качественные и количественные методы измерения. Данная проблема является сложной, так как результаты некоторых видов деятельности, например управленческой, не поддаются непосредственному измерению.
Третий этап – сравнение фактических результатов и стандартов, разработанных на первом этапе[14].
Достигнутые результаты могут превышать, быть ниже или соответствовать разработанным стандартам.
Прежде чем предпринимать корректирующие действия, необходимо решить, какое расхождение со стандартами допустимо, а какое требует устранения.
Заключительный этап в контролирующем процессе – оценка результатов и осуществление корректирующих действий. На этом этапе руководствуются сравнением, сделанным на предыдущем этапе. После оценки возможны три варианта действий.
Поддержание существующего положения, когда достигнутые показатели соответствуют стандартам или отклонение от них допустимо.
Исправление отклонения фактических результатов от стандарта.
Изменение стандартов, которые могут быть либо слишком высокими, либо слишком низкими.
Процесс контроля можно представить еще из 3-х пунктов:
установления стандартов;
сопоставления со стандартами реальных результатов;
проведения необходимых корректирующих действий, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов (рис. 2.1)[15].
Рисунок 2.1 – Схема процесса контроля
Первый этап процесса контроля – установление стандартов. Стандарты – это конкретные показатели, движение к которым поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, выбираются из целей организации.
Цели, используемые в качестве стандартов для контроля, характеризуются, во-первых, наличием временных рамок, в пределах которых должна быть выполнена работа; во-вторых, конкретным критерием, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Например, рабочий-каменщик за смену (8 часов) по норме должен уложить два кубометра кирпичной кладки. Временные рамки – 8 часов, конкретный критерий – два кубометра кладки. Конкретный критерий и определенный период времени называются показателем результативности, который точно определяет то, что должно быть сделано для достижения поставленных целей. Он позволяет сопоставить реально выполненную работу с запланированной и выяснить, что требуется сделать для того, чтобы достичь плановых показателей.
Второй этап процесса контроля состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. При этом необходимо учитывать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов, то есть требуется установить масштабы отклонений. Масштаб допустимых отклонений – это показатель, в пределах которого отклонения полученных результатов от намеченных не вызывают тревоги. Например, если универмаг планирует в течение года реализовать товары на сумму 365 млн. рублей, то есть по 7 млн. рублей в неделю, а в течение истекшей недели он реализовал их на 6,9 млн. руб., то это не должно вызывать тревоги, так как в следующую неделю объем продаж может составить 7,1 млн. руб. Суть дела в том, что объем продаж планируется по 7 млн. руб. в неделю в среднем за год, а не каждую неделю. Система контроля должна реагировать лишь на заметные отклонения от стандартов и не реагировать на несущественные отклонения[16].
Третий этап процесса контроля – заключительный контроль. Он состоит в выборе одной из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть стандарты.
Если фактические результаты деятельности организации свидетельствуют об ее успешной работе и достижении поставленных целей, то ничего не следует предпринимать, но требуется продолжать измерение результатов, так как возможно появление отклонений.
При обнаружении отклонений от стандартов необходимо установить их причину и произвести корректировку, чтобы вернуть организацию к правильным действиям. Корректировка может состоять в улучшении структуры организации, усовершенствовании функций управления, технологических процессов и других переменных. При этом следует убедиться в том, что корректирующее действие не приведет к осложнению деятельности других звеньев организации, поскольку все они тесно взаимосвязаны.
Пересмотр стандартов требуется тогда, когда обнаруживается, что они стали нереальными, устарели, перестали соответствовать новым условиям, то есть не все отклонения от стандартов нужно устранять. Иногда следует пересматривать и сами стандарты.
Система контроля организации, для того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований[17].
Основные характеристики эффективного контроля:
Стратегическая направленность контроля, означающая, что контроль должен служить достижению целей организации, отражать и поддерживать ее общие приоритеты. Деятельность во второстепенных областях, не имеющих стратегического значения, не должна измеряться слишком часто, если отклонения в них не стали слишком большими.
Ориентация на результаты означает, что конечная цель контроля заключается в решении задач, стоящих перед организацией, а не в сборе информации и установлении стандартов. Поэтому информация об отклонениях от намеченной цели должна сообщаться субъекту управления и использоваться им для проведения необходимых корректирующих действий.
Соответствие делу, то есть контролируемому виду деятельности. Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно для деятельности организации и достижения ее целей.
Своевременность контроля заключается не в частоте и высокой скорости контроля, а во временном интервале между проведением измерений функционирования тех или иных составляющих деятельности организации. Одни из них необходимо контролировать чаще, например, еженедельно, другие – раз в квартал.
Гибкость контроля означает его способность приспосабливаться к происходящим изменениям во внутренней и внешней средах организации.
Простота контроля заключается в том, что он должен быть наименее сложным с точки зрения тех целей, для которых он предназначен, и требовать наименьших усилий для проведения, разумеется не за счет снижения его качества.
Экономичность контроля предполагает, что суммарные затраты на систему контроля не должны превышать выгоды от его проведения. В противном случае лучше от него отказаться или провести менее тщательный контроль.
3. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
На предприятиях накоплен положительный опыт использования различных систем контроля, отличающийся по целям, задачам, объектам, методам и формам контроля. Очень важной является организационная сторона контроля в его связи с проблемами координации и установления порядка внесения необходимых перемен в процессы выполнения запланированных работ. Поэтому необходима разработка мероприятий по координации контрольной деятельности разных контролирующих органов. Тут может быть разработана система, предусматривающая:
- концентрацию материалов прошлых проверок и ревизий в каком-нибудь органе управления (в зависимости от специфики деятельности предприятия и организации работ по стратегическим планам и программам) для избежания потери времени на повторное получение этой информации при следующих проверках. Такая централизованная система сокращает время руководителей и специалистов предприятия на поиск использования информации о событиях и явлениях, происшедших на предприятии: система служит информационной базой для принятия не только текущих, но и стратегических решений;
- распределение задач по контролю и координации, разработка соответствующего порядка и процедур контроля. Это позволяет разработать специальные организационные планы и графики, способы и порядок получения информации, а также ее использования при анализе и подготовке решений;
- разработка методов и порядка корректирования планов и программ, с учетом текущего состояния хода работ. Необходимо отметить, что это не означает ориентацию на “обычный советский подход”, когда планы корректировались “под фактическое выполнение” без анализа, как это повлияло на достижение определенной цели. Изменения в стратегических планах и программах или, в случае необходимости, переход к новым стратегиям, должны происходить лишь тогда, когда изменения (и связанные с ними затраты) могут быть компенсированы за счет тех эффектов (по срокам и затратам), которые могут быть получены в условиях выполнения новых по содержанию отдельных мероприятий или новых программ и планов.
Информационно-управляющая система определяется как формальная система для выдачи администрации информации, необходимой для принятия решений. ИУС дает возможность:
- накапливать информацию о прошлом и настоящем;
- иметь прогнозы развития событий;
- составить представления о реальных делах, происходящих на предприятии в каждый конкретный отрезок времени;
- отслеживать события во внешней среде.
Общей целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля и производственной деятельности. При проектировании информационной системы нужно учитывать, что информационные потребности управляющих различны и зависят от их уровня в иерархии и функциональных обязанностей. ИУС должна быть ориентирована на пользователя, т.е. информация, которую она обрабатывает, должна служить потребностям тех управляющих, которые ее получают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налаживание эффективной деятельности фирмы на рынке в текущее время и в перспективе - главное в российском менеджменте. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, условий конкурентной борьбы. Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляют свои действия на достижение общих целей на основе мотивации их труда.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Разработка управленческого решения и дальнейший контроль его исполнения - одни из наиболее важных управленческих процессов. От их эффективности в значительной степени зависит успех дела.
Только профессиональный менеджер владеет эффективными технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке, практически, невозможно.
Каждый менеджер должен понимать, что прежде, чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. Причем необходимо определить цель на долговременную перспективу - стратегическую и для каждого конкретного действия - тактическую.
Контроль является одной из важнейших функций управления. Он охватывает весь процесс управления, начиная с непосредственного создания организации и до самой последней стадии оценки конечных результатов деятельности.
Контрольные мероприятия помогают выявить различные отклонения, возникающие в деятельности организации, определить их причины и устранить их до того, как они смогут серьезно повлиять на эффективность функционирования организации.
Контрольная деятельность имеет огромное значение для всех организаций, независимо от особенностей. И чем большее количество целей стоит перед организацией, чем большее количество задач она призвана решать и чем сложнее ее структура, тем большее значение для эффективности ее функционирования приобретает контроль.
Итак, на практике существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
1. Предварительный контроль.
Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых правил, процедур и линий поведения.
2. Текущий контроль.
Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника.
3. Заключительный контроль.
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определённого заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.