Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель работы и основные задачи исследования – выявить основные преимущества и недостатки каждого из трех видов контроля в менеджменте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать виды контроля;
проанализировать методы и принципы контроля;
изучить сущность и функции;
проанализировать три основных вида контроля;
выявить актуальные вопросы, связанные с этапами проведения контроля.
Методы исследования. При решении поставленных задач использованы методы теории менеджмента и теории финансового анализа.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНТРОЛЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 6
1.1 Виды контроля, его методы и принципы 6
1.2 Сущность и функции контроля в менеджменте 10
2. ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА КОНТРОЛЯ 16
2.1 Основные виды контроля 16
2.2 Этапы процесса контроля 20
3. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
5. Оптимальность контроля. Его объем должен быть полным для решения конкретных задач. Излишний контроль влечет за собой неэффективное расходование средств, затрачиваемое на сбор и обработку ненужной информации, оплату труда контролирующего персонала. Чрезмерный контроль вызывает недоверие и раздражает работников. Недостаточный контроль, в свою очередь, ведет к упущенным выгодам, неиспользованным резервам и неэффективному расходованию ресурсов.
6. Экономичность контроля, поскольку задача, стоящая перед ним, приносить прибыль[6].
Перечисленные принципы контроля в менеджменте применяются при принятии решения относительно целесообразности использования той или иной контролирующей системы.
1.2 Сущность и функции контроля в менеджменте
Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.
Сущностью контроля является выработка и осуществление эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения цели деятельности.
Конечным результатом, целью контроля является выработка и осуществление эффективного управляющего воздействия, которое должно свести к нулю, исключить отклонение от плана.
Общее содержание (задачи) контроля:
проверка значений контролируемых параметров в определенных точках контроля;
выработка управляющего воздействия в случае несоответствия параметров запланированным значениям;
утверждение выработанного управляющего воздействия;
осуществление управляющего воздействия.
Задачи контроля в организации:
изучает положение дел в организации;
отслеживает тенденции ее развития;
выявляет нарушения и ошибки;
является основой вознаграждения;
ориентирует, на что нужно обращать внимание.
Требования к организации контроля:
привлечение компетентных лиц;
направленность на предотвращение ошибок;
гибкость;
своевременность;
экономичность;
индивидуализированность;
ориентированность на человека[7].
Особенности процесса контроля:
Система контроля и целевая группа контроля создаются заблаговременно при выработке решения планирования и организации.
В процесс контроля входит и непосредственное воздействие с целью обеспечения эффективной деятельности.
Контроль является одной из основных функций управления. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов[8].
Место контроля в системе менеджмента определяется исходя из его роли в осуществлении процесса достижения целей функционирования организации. Будучи заключительным этапом этого процесса, контроль обеспечивает возможность слежения за характером изменений объекта управления в сравнении с его желаемым состоянием (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Место контроля в системе менеджмента
Таким образом, процесс контроля направлен на достижение организацией собственных целей и его содержание как функции управления состоит из: выработки правил, стандартов, показателей и критериев деятельности; измерения ее текущих результатов; выявления отклонений от установленного режима деятельности и их причин; осуществления корректировок поведения организации или отдельных ее звеньев, работников (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Этапы процесса осуществления контроля деятельности деловой организации
Предметом контроля должна быть вся деятельность организации за исключением высшего руководства, работа которого в основном проверяется вышестоящими органами управления и относится к функции внешнего контроля. Степень совершенства системы внутреннего контроля во многом определяется уровнем организации управленческой деятельности, т.е. характером распределения функций и ответственности за их надлежащее исполнение, наличием четких правил и процедур осуществления управленческих действий, планов, точных указаний, инструкций, нормативов, рекомендаций и других согласованных между собой общих организационных мер.
Контроль как функция менеджмента – это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях[9].
Контроль – это проверка результатов какой-либо деятельности на соответствие целям и нормам, принятым в организации, сообществах и государствах, а также ценностям, вошедшим в индивидуальное и коллективное сознание как внутреннее убеждение, регулирующее поведение людей.
Основным признаком контроля, выделяющим его среди других функций менеджмента, является активное использование обратной связи.
Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями. При этом решаются следующие задачи:
Определение достигнутого уровня;
Анализ причин отклонения от намеченных ориентиров;
Решение о внесении необходимых изменений в деятельность организации;
Оценка роли контроля при принятии решений;
Анализ позитивных и негативных воздействий контроля;
Накопление опыта для последующей выработки целей[10].
Именно на стадии контроля можно определить, насколько проведение различных мероприятий позволило достигнуть поставленных целей.
В менеджменте основным объектом контроля является деятельность предприятий, организаций, органов власти и управления, общественных союзов и ассоциаций и т.д., а его предметом – процессы и конечные результаты, т.е. их качественные, количественные, пространственные и временные характеристики, содержащиеся в соответствующих программах и планах, а также стандартах, нормах и правилах.
Принципы контроля:
объективность;
Соответствие форм и методов контроля целям и задачам организации, характеру решаемых задач и ожидаемым результатам;
Своевременность;
Действенность;
Легитимность контроля, т.е. соответствие нормам законодательства;
Минимальная достаточность.
2. ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА КОНТРОЛЯ
2.1 Основные виды контроля
На практике существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
1. Предварительный контроль.
Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых правил, процедур и линий поведения.
Сложность выявления задач объясняется спецификой процесса предварительного контроля. Это проявляется в следующем:
1. контроль осуществляется не на стадии выполнения плановых заданий или распоряжений руководства, а на стадии планирования, организации, разработки проектов и др.;
2. контроль выражается не в сопоставлении текущего состояния со стандартами, а в соблюдении определенных правил, норм, ограничений, требований, процедур поведения. Их строгое соблюдение при разработке программ деятельности, оргструктур управления и др. - это способ контроля эффективного выполнения всей работы;
3. контроль осуществляет не специальный контролер или вышестоящий руководитель, а непосредственно исполнитель проекта путем соблюдения правил[11].
В организациях предварительный контроль используется в трёх ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым.
Предварительный контроль в области материальных ресурсов осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Цель данного контроля - произвести высококачественную продукцию
Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию управления. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он даёт уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у неё будут.
Предварительный контроль включает в себя в основном задачи общего характера, которые относятся к экспедиторскому, линейному и функциональному контролю[12].
2. Текущий контроль.
Как это собственно следует из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчинённые сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника.
Текущий контроль большей частью охватывает частные задачи и является прерогативой начальников, контролирующих работу своих подчиненных. Он используется в следующих областях управления:
контроль исполнения решений;
проведение пооперационного контроля в технологическом процессе производства продукции;
обеспечение обратной связи в коммуникациях;
определение изменений во внешней среде - конкуренции, законодательстве, культурной среде, экономике и др.;
процесс адаптации организации к происходящим изменениям и усовершенствование деятельности.
Регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации.
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с переменными величинами. Внешние факторы - это всё то, что воздействует на организацию из окружающей её среды: конкуренция, принятие новых законов, изменение технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое.
Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.
Организационные системы контроля с обратной связью, используемые в управлении, во многом похожи на систему термостат-обогреватель (при понижении температуры в помещении от термостата к обогревателю поступает сигнал и обогреватель нагревается до тех пор, пока не поступит второй сигнал - о том, что достигнута нужная температура). Но есть одно очень важное отличие. Система термостат-обогреватель - это замкнутая система контроля, т.е. она работает непрерывно и автоматически без внешнего вмешательства. Большинство организационных систем контроля с обратной связью относятся к открытым, или незамкнутым системам. Внешний для таких систем элемент - руководитель-менеджер, регулярно воздействует на эту систему, внося изменения как в её цели, так и в функционирование. В управлении необходимы системы именно открытого типа, поскольку на организацию оказывают воздействия очень много переменных величин[13].
3. Заключительный контроль.
В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определённого заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даёт руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство имеет возможность лучше оценить, насколько реалистичны были составленные им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Если руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением определённого уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.