Сущность, структура мировой экономики. Основные этапы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств объединенных международным разделение труда разнообразными экономическими и политическими связями.
Цель мировой экономики: удовлетворение растущих потребностей людей в качественных товарах и услугах.

Содержание

1. Сущность, структура мировой экономики. Основные этапы ее развития.
2. Основные модели современного рыночного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Лекции по МЭ исправляемые1.doc

— 434.00 Кб (Скачать)
Виды

транспорта

Грузооборот Пассажирооборот
1950 год 2004 год 1950 год 2004 год
Железнодорожный 30,80 8,3 25,8 9,7
Автомобильный 7,5 10 71,6 79,5
Речной 5,6 2,5 0,6 0,3
Морской 51,9 62,5 0,8 0,2
Нефтепроводный 3,0 10,2 - -
Газопроводный 1,1 6,4 - -
Воздушный 0,1 0,1 1,2 10,3

    Основные  тенденции, происходившие в развитии транспорта во второй половине XX – начале XXI веков:

    - сокращение удельного веса железнодорожного  и речного транспорта в перевозках  людей и грузов;

    - заметный рост трубопроводного  транспорта в перевозках грузов (нефти, газа) (в 4 раза);

    - увеличение удельного веса воздушного  транспорта в перевозках пассажиров (в 9 раз). 

    Характеристика  основных видов транспорта:

    Автомобильный транспорт. Протяженность автомобильных дорог в мире достигает 24 млн. км. Примерно половина из них приходится на 5 стран – США (6304 тыс. км), Индию (3320 тыс. км.), Бразилию (1725 тыс. км.), Китай (1698), Японию (902). В России – 538 тыс. км.

    Железнодорожный транспорт. Остается важным видом сухопутного транспорта. Общая протяженность ж/д в мире составляет 1,2-1,3 млн. км. Наибольшая их протяженность приходится на США (235 тыс. км.), Россию (85,5), Индию (63,1), Канаду (62,7), Китай (59,5) и др.

    В Европе на ж/д приходится 60% грузоперевозок, в России – 80%. Наименее развитой является ж/д сеть Африки – 70 тыс. км., в т.ч. в ЮАР – 30 тыс. км.

    В перевозках пассажиров заметную роль играют высокоскоростные ж/д. Лидерами здесь являются – Япония, Франция, Южная Корея, Англия, Германия, Китай. Начал развиваться этот вид транспорта и в РФ (Москва-Петербург).

    Воздушный транспорт – самый молодой и быстрорастущий  вид тр-та. Объем воздушных перевозок в мире возрос с 9 млн. чел в 1945 г. до 1 млрд. 443 млн. чел. в 1998 г., т.е. в 160 раз. Среди стран лидерами по воздушным перевозкам занимают США, Великобритания, Япония, Франция.

    Самые крупные аэропорты мира – Атланта (США) – 79,1 млн. пассажиров в год, Чикаго (69,1), Лондон (63,3), Токио (63,3). Лос-Анджелес (55,0) и др.

    Грузов  воздушным тр-том перевозится  мало по причине дороговизны.

    Трубопроводный  тр-т. Является специфическим видом транспортировки нефти, газа, химических продуктов. Экономичен. Перевозка нефти обходится в 3 раза дешевле, чем по ж/д и в 2 раза – чем водным. Наибольшая протяженность трубопр-го тр-та  - в РФ, Канаде, США, странах Ближнего Востока.

    Морской тр-т. Перевозит основную часть грузов, в т.ч. в Великобритании и Японии – 98% внешнеторговых грузов, в США – 90%. Наиболее распространенные грузы – нефть (ок.1 млрд. тонн), нефтепродукты (300 млн.), железная руда (300 млн.), каменный уголь (270 млн.), зерно (200 млн.). 60% морских перевозок приходится на Атлантический океан, 25% - НА Тихий и 17% - на Индийский.

    Крупнейшие  морские порты мира – Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Кобе (Япония), Шанхай (Китай).

    В РФ морской тр-т занимает 3-е место  по грузоперевозкам, после трубопроводного  и ж/д. Но в 90-е годы объемы его перевозо сократились более чем в 2 раза. 
 

    Связь в мировой экономике.

    Связь – самостоятельная отрасль мировой  экономики. Ее основная функция –  передача и распределение различного рода информации. Связь – составная часть быстроразвивающейся информационной системы как на национальном, так и на глобальном уровне. Темпы прироста услуг международной связи значительно выше, чем мирового продукта и составляют 15-20% в год. Их удельный вес в Валовом мировом продукте составляет около 4%.

    По  уровню регионального развития ведущее место по оказанию услуг связи занимала Европа – 35,2%, далее – Северная Америка – 30,7%, страны Азии – 12% и т.д. В развитых странах приходится более 50 телефонных номеров на 100 жителей, в развивающихся странах – менее 5 номеров, а в среднем по миру – 10. Ситуация, однако, очень быстро меняется.

    Виды  связи. В зависимости от предоставляемых  услуг, технической базы связь подразделяется на 2 основных вида – почтовую и электрическую.

    Почтовая  связь – наиболее древняя, предполагает отправление адресатам письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, периодических изданий и т.д.

    Электрическая связь – телефонная, телеграфная, радиовещание, телевидение, электронная  почта. Наиболее ранний вид э/связи – телеграфная (1837 г.). Изобретатель телеграфа и азбуки к нему – Морзе (США).

    Телефон был также изобретен в США  Беллом в 1876 г. Количество стационарных телефонов в 1910 г. – 7 млн., в 1950 г. – 51 млн., в 2003 г. – 1100 млн. Современный телефон  стал многофункциональным аппаратом, а медные кабели повсеместно заменяются на волоконно-оптические линии связи (ВОЛС).

    Сеть  мобильной телефонной связи стала  развиваться сравнительно, однако темпы  ее прироста в 6 раз выше, чем стационарных телефонов. Сегодня в мире насчитывается  около 4 млрд. пользователей мобильной связи. В развитых странах (в т.ч. в России) на одного жителя приходится более 1,5 мобильных телефонов. Наиболее насыщенные этим видом связи страны – Италия, Великобритания, Испания. В России 3 главных оператора мобильной связи – Билайн, Мегафон и МТС.

    Спутниковый телефон получил распространение  с 60-х годов XX века. Преимущества этого вида связи – не нужно прокладывать кабели связи, применим в труднодоступных местах – в открытом океане, в тундре, в горах, пустынях и т.д.

    В последние десятилетия стали создаваться системы глобальной связи и навигации, которые используются как для гражданских, так и для военных целей. Это системы GPS (США), Глонасс (РФ), «Галилео» (Европа). Полноценно работают только первые две. Эти системы не только осуществляют связь, но и определяют точное местонахождение объекта, помогают прокладывать маршруты поездок и т.д.

    Интернет  – крупнейшая телекоммуникационная система связи. Возникла в 1960-е годы в США как система военной  связи, под названием Арпанет. С 1983 г. Арпанет потерял свое  военное значение и приобрел коммерческий характер. К ней стали подключаться университеты, музеи, архивы, библиотеки, физические лица. На рубеже XX – XXI общее количество пользователей оценивалось в 230-250 млн. чел., в т.ч. в Северной Америке – 52%, в Европе – 24%. В Японии – 7% и т.д. В РФ число пользователей растет очень быстро и сейчас составляет около 50 млн. чел. взрослого населения.

    Экономические функции Интернета:

    - это простая, надежная и относительно  недорогая система связи по  всему миру;

    -это  средство размещения рекламы.  Во многих странах стоимость  размещаемой         здесь рекламы уже превзошла печатные издания.

    - Интернет позволяет многим категориям  работников (инвалиды, кормящие женщины  и т.п.) работать дистанционно, не  выходя из дома. Таких людей в мире насчитывается уже десятки миллионов.

    - Интернет позволяет проводить  конференции, симпозиумы, совещания  и т.п., дистанционно получить  высшее образование и экономить  т.о. значительные денежные средства.

    - развивается электронная торговля, обороты которой измеряются уже примерно в 300 млрд. долл. Этот вид торговли не облагается пошлинами.

    Международная торговля.

  1. Международная торговля товарами, ее географическая и товарная структура.
  2. Международная торговля услугами.
 
  1. Международная торговля товарами (МТТ), ее географическая и товарная структура.
 

    МТТ - совокупный оплачиваемый товарооборот между всеми странами мира.

    Мировой экспорт – вывоз товаров на внешние рынки.

    Мировой импорт – ввоз товаров с внешних рынков.

    Внешний торговый оборот – сумма экспорта и импорта.

    Внешнеторговое  сальдо – разница между стоимостью экспорта и импорта в каждой стране.

    Активное  сальдо или «+» - экспорт больше импорта: Япония, Китай, Россия

    Пассивное сальдо или «-» - импорта больше экспорта: США

    Реализация  товаров осуществляется на мировом рынке.

    Характеристика  мирового рынка товаров:

  1. Реализуются только конкурентно – способные товары
  2. Действуют мировые цены, которые формируются по своим законам
  3. Расчеты за товары производятся в свободной конвертируемой валюте (СКВ)
  4. Высокая конкуренция
  5. Сильное влияние политических факторов
 

    Объемы  международной торговли товарами МТТ:

    В 1900 г. Объем мирового экспорта составлял 255 млрд. долларов. В настоящее время– 9 трлн. 200 млрд. долларов. Темпы роста  МТТ выше, чем мирового производства.

    Например: Послевоенные годы мировое производство увеличилось на 4 % в год, а МТТ  – на 6% в год.

    Товарная  структура МТТ:

    В 1900 г. 75% экспорта товаров было сырье, топливо, продовольствие, 25% - готовое  изделие. Соотношение этих групп  сравнялось в 1970 году.

    В настоящее время:

   78% - готовые  товары

   22% - сырье,  топливо, продовольствие

    Наиболее  торгуемые товары :

   41 % - машины, оборудование, транспортные средства

   15 % - офисное,  телекоммуникационное оборудование

    Страны, которые обладают современной структурой торговли:

   - Япония: 93% экспорта готовые изделия

   - Китай: 90% экспорта готовые изделия

   Для сравнения: Россия - 21% экспорта готовые изделия 

    Географическая  структура МТТ:

    Мировым лидером по экспорту товаров является:

   1. Европа - 3,4 трлн. долларов

   2. Азия - примерно 2 трлн. долларов

   3. Северная  Америка - 1,3 трлн. долларов 

    До 2003 года мировым лидером по экспорту товаров является США (10, 7 % мирового экспорта), потом Германия (9,5%), Япония (6,5 %). С 2003 года мировым лидером стала Германия (10%), а у США (9,7%), Япония (6,3 %)

    В 2009 году – крупнейшим мировым экспортом  стал Китай, за ним - Германия, США.

    По  объему импорта мировым лидером является США (1200 млрд. долларов), Германия, Китай, Япония.

    Формы МТТ:

  1. Экспортно-импортные операции
  2. Бартерная торговля
  3. Встречная поставка товаров
  4. Ярмарки (Германия, Италия, Россия)
  5. Ярмарки для миллионеров
  6. Автосалоны и авиасалоны
  7. Аукционы:
  8. По продаже антиквариата;
  9. По продаже чая - Индия, Калькутта, Англия – Лондон;
  10. По продаже пушнины (около150 аукционов)- Канада – Монреаль, Россия – Сыб;
  11. По продаже цветов –Амстердам (Голландия)
  12. По продаже шерсти
  13. По продаже золота
  14. По продаже лошадей- Москва, Лондон.
  15. Биржевая торговля зародилась в Голландии (хлопок, нефть, газ, металлы, древесина, зерно)
  16. Электронная форма торговли (интернет -торговля). Ее годовой оборот превысил 300 млрд. долларов, не облагается пошлинами.

Информация о работе Сущность, структура мировой экономики. Основные этапы ее развития