Сущность, структура мировой экономики. Основные этапы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйств объединенных международным разделение труда разнообразными экономическими и политическими связями.
Цель мировой экономики: удовлетворение растущих потребностей людей в качественных товарах и услугах.

Содержание

1. Сущность, структура мировой экономики. Основные этапы ее развития.
2. Основные модели современного рыночного хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Лекции по МЭ исправляемые1.doc

— 434.00 Кб (Скачать)

Основные тенденции изменения структуры мировой эк-ки:

  • Происходит сокращение удельного веса с/х. При этом рост продуктов питания увеличивается на 1% в год.
  • Сокращение удельного веса обрабатывающей промышленности в ВВП. При этом производство товаров не сокращается.

Деиндустриализация  – сокращение удельного веса обрабатывающей промышленности.

  • Рост удельного веса сферы услуг – терциальная революция. В развитых странах удельный вес сферы услуг в ВВП превышает 60 %.

Обозначенные  тенденции происходят и в развивающихся странах. В Китае с 1975 г. удельный вес сферы услуг увеличивается с 12% до 33%. В Нигерии удельный вес сферы услуг увеличивается с 20% до 55%. В России удельный вес сферы услуг превышает 50%.

Структура ВМП: с/х занимает в нем 5%, обрабатывающая промышленность 32%, сфера услуг-63%. 

2 Агропромышленный комплекс:

Агропромышленный  комплекс – это система промышленных и с/х предприятий занятых производством  продовольствия и сырья.

3 основные части  АПК:

  1. Промышленные предприятия, производящие средства производства для с/х: тракторы, комбайны, сеялки, оборудования для животноводства.
  2. Само с/х- земледелие и животноводство
  3. Промышленные предприятия, занятые хранением, транспортировкой, переработкой с/х продукцией.

В развитых странах  пропорции между 3 основными частями 3:1:6. В развивающихся больше с/х. К АПК присоединяют также рыболовство и лесное хозяйство. Отрасль самая большая по числу занятых 1млрд.100млн. человек.  

     Особенности сельского хозяйства: 

     1. Производительность труда ниже, чем в промышленности. Главная причина – зависимость от природы. Страны с самой высокой в мире производительностью труда в сельском хозяйстве: Дания, Голландия, Франция, США.

     2. С/х это одна из немногих отраслей, которая пользуется дотациями и субсидиями государства = 150 млрд.$ в год. В Европе 50% дохода фермер зарабатывает сам, а 50% ему доплачивает государство. В США-30% доходов фермеров составляют дотации и субсидии. В 2011 году в России на поддержку сельского хозяйства выделено 50 млрд. руб.

     3. Размеры крестьянских хозяйств в мире очень разные: в Японии-2 га, в Европе-17 га, в США-200га, в Австралии и Аргентине-2800 га.

     В 80-е и 90-е гг. с/х пережило «зеленую революцию» - это развитие по интенсивному пути. Зеленая революция включала в себя: а) комплексная механизация с/х труда – 27млн. тракторов и 4 млн. комбайнов взяли на себя самую тяжелую работу; б) мелиорация земель – орошение водой – 242 млн. га. Количество поливных земель-14% всей обрабатываемой земли, но с этой земли получают ½ мирового урожая (Индия имеет 57млн.га орошаемых земель, Китай- 50 млн.га, США -21 млн.га). в) химизация с/х, т.е. применение удобрений (120 млн. т. в год) и средств защиты  растений (пестицидов, гербицидов). г) С/х наука: генетика и биотехнологии, в том числе выведение генно-модифицированных продуктов (ГМУ).

     Результат «зеленой революции»: средняя урожайность  зерновых в мире за 1980-90-е гг. повысилась с 18 ц. с га до 29 ц. с га.

     Мировое производство основных видов продукции  в начале XXI века:

     - зерновые – 2067 млн. тонн

     -корнеплоды  – 692 млн. тонн

     - овощи – 803 млн. тонн

     - фрукты – 476 млн. тонн

     - мясо – 250 млн. тонн

     -молоко  – 601 млн. тонн

     -хлопок  – 20 млн. тонн

     - шерсть – 2,1 млн. тонн

     - табак – 6,4 млн. тонн

     Структура валового сбора зерна: пшеница (28 %), рис (26 %), кукуруза (25 %). Чуть больше половины сбора зерна потребляет человек, остальное – животные и птица.

     Мировым лидером по производству зерна является Китай – более 400 млн. тонн. Далее следуют – США (около 300 млн. тонн), Индия (211 млн. тонн) Россия (80 млн. тонн).

     Для обеспечения продовольственной безопасности требуется собирать примерно 1 тонну зерна на человека в год. Такую норму выдерживают почти все развитые страны (в т.ч. Канада – более 2 тонн). В целом в мире сборы зерновых составляют около 300 кг на человека, что является явно недостаточным.

     Ведущим производителем с/х продукции является Азия – 90 % риса, 67 % овощей, 40 % фруктов, 60 % хлопка.

     Производство  мяса за последние 50 лет выросло  в 6 раз. Его структура: 39 % - свинина, 26 % - говядина, 28 % - мясо птицы. Крупнейшие производители мяса – страны Европейского Союза, США, Австралия, Аргентина и др.

     Норма потребления мяса на душу населения  – 80-100 кг на душу населения в год. Такую норму выдерживают: Голландия (200 кг), Аргентина (180 кг) и т.д. В Росси  производство мяса составляет 40-50 кг мяса на душу населения.

     Крупнейшими экспортерами с/х продукции в мире являются: США (40 млрд. долл.), Франция (20,2 млрд. долл.), Голландия ( 17,1 %).

     Крупнейшие  импортеры с/х продукции: Япония (24 млрд. долл.), ФРГ (23,6 млрд. долл.), Великобритания (18,3 млрд. долл.)…, Россия (6,2 млрд. долл).

     Основные  проблемы, связанные с развитием  сельского хозяйства и производством  продовольствия:

     - сокращение обрабатываемых земель  на 7-8 млн. га в год из-за заболачивания,  наноса песков, водной и ветровой эрозии.

     -проблема  голода, который охватывает в  последние годы около 1 млрд. чел.  Количество голодающих выросло  на 150 млн. чел. из-за сокращения  производства продуктов, роста  цен на них, а также быстрого  роста народонаселения.

     -проблема  недоедания (нехватка белков, жиров, витаминов, микроэлементов, которая происходит из-за некачественной структуры питания). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Машиностроение в мировой экономике. 

     Машиностроение  – крупнейшая отрасль обрабатывающей промышленности. Она существует с 1785 года, когда в Англии был построен первый завод по производству паровых машин. В целом в мире в М. занято более 80 млн. чел. (в т.ч. в РФ – 3 млн.)

     М. делится на 3 составных части:

     -общее  машиностроение (производит станки  и другое производственное оборудование).

     -транспортное  М. (автомобили, тракторы, суда, локомотивы, самолеты)

     -электротехника, электроника и приборостроение

     В общем объеме М. эти 3 части занимают примерно одинаковые доли, хотя более  быстрыми темпами развивается 3-я  часть.

     В мире существует несколько центров М.:

     -Северная  Америка (США и Канада) – более  30 % мирового М. (автомобили, самолеты, оружие и боевая техника, электроника)

     -Объединенная  Европа – около 30 % М. (станки, электрооборудование, автомобили)

     -Восточная  и Юго-Восточная Азия – 25 % М. (станки, автомобили, морские суда, электроника, промышленные роботы)

     -Республики  бывшего СССР – все виды  машиностроительной продукции, хотя  и не очень высокого качества.

       Основные тенденции в развитии  общего М.:

     -достижение  максимальной автоматизации производственных процессов.

     -достижение  высокой степени экономичности  и экологичности выпускаемого  оборудования.

     Мировыми  лидерами по производству станков являются- Япония, Германия, США. Россия по выпуску  станков занимает место в 3-й десятке, хотя СССР до 1990 г. производил их больше всех в мире. 

     Транспортное  машиностроение.

     В мире каждый год выпускается 60 млн. автомобилей. Из них 75 % - легковые и 25 % - грузовики и автобусы. Важнейшие  требования к автомобилям – максимальная экономичность, экологичность, комфорт, надежность, безопасность в эксплуатации. Ускоренно развивается производство электроавтомобилей, машин на водородном топливе и т.д.

     Традиционные  лидеры в области производства автомобилей – Япония, США, Германия. В 2009 года в мире было выпущено 61 млн. автомобилей. Мировым лидером стал Китай (14 млн.) Далее следуют Япония, Германия, США. Россия занимает 17-е место по выпуску автомобилей (730 тыс. шт. в год).

     Крупнейшие  компании по производству автомобилей  – Тойота, Дженерал моторз, Форд, Фольксваген. Почти все крупнейшие компании наладили сборочное производство в России.

     По  производству тракторов долгое время (1960-1990 гг.) лидировал СССР (500 тыс. шт.). Сейчас лидерство удерживает Япония (154 тыс. шт.). Далее следуют – США, Италия, Китай. Россия занимает 10-е место.

     По  производству морских судов мировыми лидерами являются Япония и Южная Корея, намного опережая другие страны.

     В выпуске гражданских самолетов  сегодня представлены 2 лидера: компания «Боинг» (США) и «Эейрбас индастри» (Франция, Германия, Англия и Испания). Эти две компании выпускают примерно по 300 самолетов в год.

     Другие  крупные производители самолетов  – Бразилия, Канада, РФ. В России авиастроение находится в кризисе. За год все авиазаводы производят лишь 10-12  пассажирских самолетов. В качестве перспективного может рассматриваться лишь самолет «Супер-Джет» компании «Сухой – Гражданские самолеты» (Комсомольск-на-Амуре), рассчитанный на 100-120 пассажиров. 

     Производство  электронной продукции демонстрирует  очень быстрый рост. За послевоенные годы оно увеличилось примерно в 200 раз.

     Виды  электронной продукции:

     -различные  виды вычислительной техники  (от калькуляторов до суперкомпьютеров).

     -средства  связи.

     -бытовая  электроника (телевизоры и т.п.).

     -производственное, медицинское, научное электронное оборудование. 

     Крупнейшие  производители электронной продукции:

     -США  (34 % мирового объема)

     -Япония (30 %)

     -Европа (13 %).

     В РФ отставание в области производства электроники носит структурный  характер (отставание на 20-25 лет) Центром  российской электроники является г. Зеленоград (Московская область). 

 

      4. Транспорт в  мировом хозяйстве.

    Транспорт – самостоятельная отрасль мирового хозяйства. Его основная функция  – перевозка пассажиров и грузов как внутри страны, так и между странами и континентами. Доля транспорта в ВВП ведущих стран мира колеблется в пределах от 4 до 9%. На мировом транспорте занято более 100 млн. чел. Общая длина транспортной сети мира превышает 35 млн. км.

    Основные  виды транспорта:

    - сухопутный (автомобильный, железнодорожный,  трубопроводный);

    -водный (морской, речной);

    - воздушный.

    Наиболее  развитыми являются транспортные системы  Северной Америки и Европы. Северная Америка занимает первое место в  мире по общей длине дорог (30% всех путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Европа лидирует по густоте транспортной сети и частоте движения.

    Ежегодно  в мире всеми видами транспорта перевозится  более 100 млрд. тонн грузов и более 1 триллиона пассажиров.

    В этих перевозках участвуют (техническая  база транспорта): - более 650 млн. автомобилей, 200 тыс. локомотивов, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. крупных пассажирских самолетов.

    Структура мирового грузо- и пассажирооборота,  %

Информация о работе Сущность, структура мировой экономики. Основные этапы ее развития