Сущность понятия мощности. Концепция планирования мощностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Описание работы

Новая экономическая ситуация ставит перед корпорациями ряд задач, которые
ранее ими не рассматривались.
Среди наиболее важных задач можно выделить:
¨ повышение конкурентной борьбы;
¨ требование выпуска продукции в соответствии с текущими заказами
покупателей, а не с долгосрочными перспективными планами;
¨ необходимость оперативного принятия решений в сложной экономической
ситуации;

Работа содержит 1 файл

Планирование производственных ресурсов.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 Сущность понятия мощности. Концепция планирования мощностей

               

Новая экономическая  ситуация ставит перед корпорациями ряд задач, которые

ранее ими не рассматривались. 

 Среди наиболее  важных задач можно выделить: 

¨    повышение  конкурентной борьбы; 

¨    требование выпуска продукции в соответствии с текущими заказами

покупателей, а  не с долгосрочными перспективными планами; 

¨    необходимость  оперативного принятия решений в  сложной экономической

ситуации; 

¨    укрепление связей между поставщиками, производителями и покупателями. 

В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто  быстрее других реагирует на

изменения в  бизнесе и принимает более  верные решения. Именно информационные

технологии помогают руководителям промышленных предприятий  в решении этих

сложных задач. 

Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития

информационных  технологий для промышленных предприятий. Одним из наиболее

распространенных  методов управления производством  и дистрибуции в мире

является стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning), разработанный в

США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и

запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS). APICS

регулярно издает документ "MRP II Standard System", в котором описываются

основные требования к информационным производственным системам. 

Как уже было показано выше, в основу MRP II положена иерархия планов. Планы

нижних уровней  зависят от планов более высоких  уровней, т.е. план высшего

уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то

ограничительные рамки для планов низшего уровня. 

 

Кроме того, эти  планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня

оказывают обратное воздействие на планы высшего  уровня.

                             

     Рис.3 Система иерархических планов

Если результаты плана нереалистичны, то этот план или  планы высшего уровня

должны быть пересмотрены. Таким образом, можно проводить координацию спроса и

предложения ресурсов на определенном уровне планирования и ресурсов на высших

уровнях планирования.

     Стратегическое планирование

Стратегическое  планирование - это долгосрочное планирование. Оно обычно

составляется  на срок от одного до пяти лет. Оно основано на

макроэкономических  показателях, таких как тенденции  развития экономики,

изменение технологий, состояние рынка и конкуренции. Стратегическое

планирование  обычно распространяется на каждый год пятилетки и представляет

собой плановые показатели (цели) высшего уровня.

     Бизнес-планирование

Бизнес-план - это  обычно план на год, который также  составляется на ежегодной

основе. Иногда он неоднократно пересматривается в  течение года. Как правило,

он является результатом совещания управленческого  состава, на котором

сводятся планы  продаж, инвестиций, развития основных средств и потребности в

капитале и  бюджетирование. Эта информация подается в денежном выражении.

Бизнес-план определяет плановые показатели по объемам продаж и производства,

а также другие планы низшего уровня.

     Планирование объемов продаж и производства

Если бизнес-план предоставляет итоговые данные по объемам  продаж помесячно (в

денежном выражении), то план объемов продаж и производства разбивает эту

информацию по 10-15 ассортиментным группам. В результате получают план

производства, который  ежемесячно пересматривается, принимая во внимание план

предыдущего месяца, реальные результаты и данные бизнес-плана.

План объемов  продаж и производства обычно включает следующие элементы:

¨    объем  продаж

¨    производство

¨    запасы

¨    незавершенный  объем производства

¨    отгрузка

Из этих элементов  объем продаж и отгрузка – это  прогнозы, так как это внешние

данные, которые  прямому контролю не поддаются. Объем производства

планируется, это  внутренний показатель, поддающийся  прямому контролю. Планы

по объемам  запасов и незавершенным объемам  производства контролируются

косвенно, манипулируя  данными прогнозов объема продаж, прогнозов объема

отгрузки и/или  плана объемов производства.

Объемы запасов  и незавершенного производства управляются  по-разному, в

зависимости от типов продукции, выпускаемой или  продаваемой компанией.

Плановый объем  запасов – это важный фактор, особенно для тех компаний,

которые производят продукцию на склад. Плановый объем  незавершенного

производства  является важным фактором для тех  компаний, которые производят

продукцию на заказ.

Фокусом планирования объема продаж и производства является план производства.

Хотя он и называется планом производства, это в принципе не просто план

выпуска продукции. Он требует наличие необходимого объема ресурсов по всей

корпорации в  целом.

Если отдел  маркетинга планирует скачек в продажах определенного ассортимента

продуктов, инженеры должны обеспечить наличие необходимого объема

оборудования; отдел  МТС должен будет обеспечить дополнительные поставки

материалов (наличие  новых поставщиков); отдел кадров должен будет обеспечить

наличие дополнительного  объема трудовых ресурсов, а также  организовать новые

рабочие смены. Плюс ко всему необходимо будет обеспечить наличие необходимого

объема капитала (для оплаты дополнительного объема ресурсов и запасов).

     Планирование ресурсов

План производства будет нереален, если не будет обеспеченно  наличие

необходимого  объема ресурсов. Планирование ресурсов - это долгосрочное

планирование, которое  позволяет оценить необходимый (для  выполнения плана

производства) и  наличный объем ключевых ресурсов, таких как люди,

оборудование, здания и сооружения. Если возникнет потребность в наличии

необходимого  объема дополнительных ресурсов, то, возможно, потребуется

пересмотреть  бизнес-план.

Планирование  ресурсов затрагивает только ключевые ресурсы и составляется на

срок действия плана по производству (обычно один год). Ресурс может считаться

ключевым, если его стоимость достаточно велика, или если срок его поставки

достаточно велик  или если от него зависят другие ресурсы. Ресурсы могут быть

как внешними (возможности  поставщиков), так и внутренними (оборудование,

складские площади, деньги).

     Главный план-график производства (ГПГП)

Роль начальника отдела планирования - перевод производственного  плана в

специфичный план-график производства. Этот план (ГПГП) – план производства,

наложенный на шкалу времени. ГПГП показывает, что будет производиться, когда

и в каких  объемах.

Так как производственный план выражен в таких единицах как рубли, часы,

тонны, то для  того, чтобы получить ГПГП, необходимо произвести некоторые шаги

по трансформации  производственного плана. Плановые объемные показатели по

ассортиментной  группе необходимо перевести в плановые объемы и сроки по

каждому продукту этой группы в раздельности. В зависимости  от типа и объема

выпускаемой продукции  ГПГП можно разбить на недельные, дневные и даже сменные

планы.

Одна из основных целей ГПГП – это обеспечение  буфера: ГПГП отличает прогнозы

и потребности  отдела сбыта от MRP (планирование потребностей в материалах).

Философия такова: прогнозы и заказы на продажу (заказы клиентов) выражают

спрос (или отгрузку), в то время как ГПГП отображает то, что реально будет

произведено в  соответствии с имеющимся спросом. В соответствии с ГПГП

возможно производство продукции в период, когда спрос  на нее невысок, и

наоборот. Это  может иметь место при производстве продукции, спрос на которую

имеет сезонные колебания.

     Спрос ГПГП

Начальник отдела планирования должен принимать во внимание все источники

независимого  спроса. Независимый спрос – это  спрос, который может быть

прогнозом, обычно это спрос на готовую продукцию  и запчасти. Он в корне

отличается от зависимого спроса (спрос, который можно  рассчитать, исходя из

данных по составу  изделия). Источники независимого спроса: производственный

план, прогнозируемый объем отгрузки, заказы клиентов (при производстве или

сборке под  заказ), спрос на запчасти, межзаводской спрос и страховой запас.

Основная проблема в составлении ГПГП – это определение  того, планирование по

каким изделиям/комплектующим  должно вестись отделом планирования, а по каким

должно вестись  автоматически (системой MRP). Изделия, планируемые  отделом

планирования, –  это те изделия, планирование которых  должно вестись под

контролем людей. Изделия, планируемые системой MRP, т.е. автоматически, не

требуют такой  степени контроля (они зависят от ГПГП). Определение того, как

должно вестись  планирование того или иного вида изделия зависит от типов

изделий и технологических  процессов. Обычно очень маленькое  количество

изделий должны контролироваться отделом планирования.

     Общее планирование мощностей

Как и планирование ресурсов, общее планирование мощностей  является

долгосрочным  и ведется по ключевым ресурсам. Этот процесс использует данные

ГПГП, а не данные производственного плана. Так если ГПГП выражен в объемных и

временных характеристиках, то общее планирование мощностей используется для

создания более  детализированного плана, который  может быть очень полезен при

Информация о работе Сущность понятия мощности. Концепция планирования мощностей