Сущность понятия «интеллектуальная собственность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Цель представленной работы – раскрыть сущность понятия «интеллектуальная собственность».
Для этого были определены следующие задачи:
- определить значение понятия интеллектуальной собственности;
- установить виды интеллектуальной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ ВИДЫ 4
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 4
1.2 Виды интеллектуальной собственности 7
2 ЗАДАЧА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по ИННОВАЦИОННОМУ.docx

— 46.02 Кб (Скачать)

                  МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

по  дисциплине ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

на  тему   ВАРИАНТ № 13 
 
 

            Студент   НОВИКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

            факультет МЕНЕДЖМЕНТА И  МАРКЕТИНГА

            курс       5      группа     203533    

            зач. книжка №       06ММД46162

            Преподаватель БОРИСЕНКО ЯНА МИХАЙЛОВНА

                                                                                                         (К.Э.Н., ДОЦЕНТ) 

      Челябинск – 2010.

     СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ ВИДЫ 4
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 4
1.2 Виды интеллектуальной собственности 7
2 ЗАДАЧА 14
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Современная экономика опирается на применение высоких технологий, которые предполагают использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной творческой деятельности занимают особое место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяются на две основные сферы прав: авторское право и промышленную собственность.

     Коммерциализация  интеллектуального потенциала позволяет  обеспечить условия для высокодоходного  сектора экономики, использующего возобновляемые интеллектуальные ресурсы.

     Использование объектов интеллектуальной собственности  позволяет предприятиям и организациям производить товары и услуги с  высокими потребительскими свойствами, обеспечивая тем самым свою конкурентоспособность.

     Цель  представленной работы – раскрыть сущность понятия «интеллектуальная  собственность».

     Для этого были определены следующие  задачи:

     - определить значение понятия интеллектуальной собственности;

     - установить виды интеллектуальной собственности.

     Предметом исследования являются объекты интеллектуальной собственности.

     Теоретической основой исследования явились труды  отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам истории возникновения и развития понятия интеллектуальной собственности, классификации объектов интеллектуальной собственности на виды, а также по охране прав результатов интеллектуальной деятельности. 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ И  ЕЕ ВИДЫ

     1.1 Понятие интеллектуальной собственности.

     Происхождение самого термина "интеллектуальная собственность" обычно связывается с французским  законодательством конца XVIII века, что  во многом является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).

     Так, во вводной части французского патентного закона от 7 января 1791 г. говорилось, что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может  быть полезным для общества, принадлежит  тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое  промышленное изобретение как собственность  его творца". Логическим следствием такого подхода стало закрепление  во французском законодательстве понятий  литературной и промышленной собственности. Справедливости ради нужно, однако, отметить, что еще раньше идея об авторском  праве как "самом священном  виде собственности" была воплощена  в законах некоторых штатов США. Так, в законе штата Массачусетс  от 17 марта 1789 г. указывалось, что "нет  собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда"[1, с.312] . Аналогичные конструкции были закреплены также в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и ряда других стран.

     Термин "интеллектуальная собственность" широко используется в законодательстве, в научной литературе и в практике многих стран. В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.

     Определение понятия "интеллектуальная собственность" впервые в российском законодательстве дано в ст.138 ГК РФ (1994 г.) в качестве обобщающего понятия результатов интеллектуальной (творческой) деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

     Интеллектуальная  собственность есть исключительное право использования результата интеллектуальной творческой деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде копий художественного произведения, сделанных в любой форме, позволяющей впоследствии восстановить эти произведения. [3,с.262]

     На  объекты интеллектуальной собственности  правообладатель приобретает "исключительные", а не вещные правомочия. Вещные права (в том числе и право собственности) возникают на материальные носители творческого произведения, а не на его содержание.

     Использование прав владения объектом интеллектуальной собственности означает, прежде всего, получение реальных или патентных доходов от его копирования (повторения, воспроизведения). За счет воспроизводства технического или художественного решения и последующей реализации изделий образуется источник доходов, обладающий явными признаками монополии. Право интеллектуальной собственности и есть монопольное право ее владельца. Весь смысл исключительных имущественных прав на интеллектуальную собственность заключается в монополизации потенциальной прибыли.

     Конвенция об учреждении Всемирной организации  интеллектуальной собственности (ВОИС) результаты интеллектуальной деятельности относит к следующим типам объектов прав интеллектуальной собственности, имеющих различный правовой режим:

     - литературные, художественные произведения и научные труды, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем (охраняются авторским правом);

     - исполнительную деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторскими правами);

     - изобретения, полезные модели промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (охраняются патентным правом и правом промышленной собственности).

     Все указанные объекты обладают общими признаками: являются результатом творческой (мыслительной, интеллектуальной) деятельности; являются совокупностью имущественных и неимущественных прав; используются в течение длительного периода времени; могут служить источником получения дохода.

     В то же время между ними есть существенные различия. Указанные объекты имеют  различный правовой режим. Одна часть  объектов ("промышленная собственность" и средства индивидуализации юридического лица) регулируется патентным правом, другая (произведения науки, литературы и искусства и др.) - авторским. Различие в том, что авторское  право направлено на охрану формы  объекта (произведения), а патентное - охраняет содержание произведения. Для  охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания требуется их регистрация по определенной процедуре в соответствующих  органах, а для объектов авторского права не требуется никакой регистрации. Автору необходимо лишь выразить свое произведение в любой объективной  форме, позволяющей воспроизводить указанный объект. Отсюда следует  второе отличие: перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий, а перечень объектов авторского права примерный и может быть расширен за счет создания новых произведений.

     1.2 Виды интеллектуальной  собственности

     1.2.1. Произведения науки,  литературы и искусства

     1.2.1.1. Литературные произведения 

     В российском законодательстве под этим термином понимается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения. В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы. При этом само литературное произведение может находиться в устной, письменной или иной объективной форме, допускающего возможность восприятия его третьими лицами. Оно может быть как зафиксировано на бумаге, пленке, грампластинке, компакт-диске или ином материальном носителе, так и выражено в устной форме, в частности публично произнесено или исполнено.

     а) Речи, лекции, доклады и иные устные выступления

     б) Письма, дневники, личные заметки

     в) Интервью, дискуссии, письма в редакцию

     г) Переводы

     д) Программы для ЭВМ

     1.2.1.2. Драматические произведения

     Объектами интеллектуальной собственности признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Выделения драматических произведений в особый вид охраняемых законом произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств и формой использования. В частности, текст драматических произведений, в отличие от других видов литературных произведений состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение предназначено в основном для исполнения на сцене, т.е. публичного исполнения.

     1.2.1.3. Музыкальные  произведения

     Музыкальным признается произведение, в котором  художественные образы выражаются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя многовековый речевой опыт. Музыкальные произведения могут быть воспринимаемы как непосредственно на слух при их исполнении, так и с помощью соответствующих технических средств.

     1.2.1.4. Сценарные произведения

     Среди объектов интеллектуальной собственности  выделяют сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления и т.п. В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии. Кроме всего, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей сценарий должен отвечать производственно-экономическим требованиям, в частности в кинематографе, театре, массовых шоу. Сценарий, независимо от того, является ли он оригинальным или созданным в результате переработки чужого повествовательного или драматического произведения, считается объектом интеллектуальной собственности.

     1.2.1.5. Аудиовизуальные  произведения

     Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий  круг кино-, теле- и видео произведений, которые рассчитаны на одновременное слуховое и зрительское восприятие аудиторией. Сюда относятся, прежде всего, кино-, теле-, и видеофильмы (художественные, документальные, научно-популярные мультипликационные и т.п.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т.п.), слайд-фильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. Практически все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, несводимое к сумме составляющих его компонентов. При этом некоторые компоненты фильма, такие, как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмов, реквизиты и т.п., могут существовать и  использоваться отдельно от фильмов и имеют значение самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.

Информация о работе Сущность понятия «интеллектуальная собственность»