Сущность инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
В словаре «Научно-технический прогресс» инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий и т.д.
Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому уделяется такое внимание исследованию сущности базового понятия «инновация», которое должно отвечать ряду требований.

Работа содержит 1 файл

основная часть (1).docx

— 89.77 Кб (Скачать)

    Стратегия развития Минского моторного завода на 2010 год определена основными целевыми показателями социально-экономического развития и направлена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов, как по техническим, так и экологическим показателям, финансово-экономическое развитие предприятия: обеспечение роста объема производства на 110 %, увеличение производства товаров народного потребления на 109 %, увеличение объемов экспортных на 110% импортных поставок на 107 %.   
    Не только увеличение объемов производства, но также рост других показателей: увеличение рентабельности и оборачиваемости, снижение материалоемкости, вырастет экспорт продукции, улучшится качество и повысится доля сертифицированной продукции, увеличится доля новой продукции. 
    Основным потребителем экспортной продукции является  Российская Федерация. УП «ММЗ» уже на протяжении 40 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная двигателями УП «ММЗ» хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, двигатели УП «ММЗ» обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются лучшими дизелями своего класса в СНГ. Среди руководящих сотрудников все имеют высшее образование. Все производственные рабочие имеют специальное профессиональное образование и квалификацию, соответствующую выполняемой работе.

    С целью повышения производительности труда, эффективности производства, внедрения достижений науки и техники предприятие постоянно совершенствует систему подготовки и повышения квалификации кадров. 
    Широко используются такие формы обучения, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, краткосрочные семинары. 
    Осуществляется детальное ознакомление обучающихся работников, а так же вновь поступающих с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции. 
    В соответствии с потребностями направляются специалисты и руководители на курсы, семинары по изучению новой техники, технологии, менеджмента и т.д. 
    Стратегия развития УП "ММЗ" на период 2006-2010 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов Правил ЕЭК ООН №96, Правил ЕРА(США), ЕВРО-2 и ГОСТ Р 41.96 (первая ступень экологических стандартов), как по техническим, так и экологическим показателям. 
    Эта стратегия в рамках реально существующих на заводе производственных мощностей, реализуется основными внутризаводскими программами "Трактор", "Автомобиль", "Комбайн", "Автобус" и  "Промышленные дизели". 
    Для обеспечения решения этих целей и задач, стоящих перед предприятием, продолжает формироваться дилерская сеть, будет  реализовывать продукцию УП "ММЗ" только за деньги, которая увеличит конкурентоспособность дизельных двигателей. 
    Минский моторный завод предполагает в ближайшие годы расширить и частично вернуть утраченные рынки сбыта Канады, Австралии, Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, увеличить выпуск дизелей, а соответственно выручку и прибыль, что улучшит финансово-экономическое положение завода. 
    Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность дизельных двигателей: 
- цена, которая зависит в первую очередь от высоких цен на энергоносители, комплектующие, сырье и материалы, налоги и инфляционные процессы в стране, а также высокая доля бартерных сделок и взаимозачетов которые ведут к повышению себестоимости и «вымыванию» оборотных средств; 
- качество, т.е. модернизация внедренных и создание новых конкурентоспособных модификаций дизелей современного технического уровня и отвечающих мировым стандартам и уровню экологической безопасности;

- сокращение времени на  гарантийное и послегарантийное  обслуживание дизелей вышедших  из строя;

- применение дизелей,  в качестве стационарных насосных  и генераторных установок, а  также силовых агрегатов для  переоборудования автомобилей. 
    Тактика по реализации продукции продолжается определяться  прямыми  договорами с заводами изготовителями тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов и другими потребителями. 

    Также максимально учитываются требования  потребителей, поэтому особое значение приобретают такие факторы как: качество, цена, престиж производителя, гарантийное и послегарантийное обслуживание, бесперебойное снабжение запасными частями.

    В настоящее время завод решает одну из важнейших задач - восстановление собственного монопольного положения на внешних рынках в отношении своей продукции. Уже сделаны первые шаги. В 2005-2010 гг. самый массовый двигатель Д-243 был выведен из бартерных расчетов в снабженческих операциях. В конце года параллельные поставки этих двигателей на зарубежные рынки в основном были прекращены.

    Следующим шагом будет окончательная доработка технической документации и освоение поставок на зарубежные рынки двигателей стационарного и ремонтного назначения. Эта тематика является актуальной для стран ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. 

    Будут продолжены работы по расширению применяемости выпускаемых двигателей на тракторах, комбайнах, автопогрузчиках, автомобилях, выпускаемых предприятиями стран СНГ, в первую очередь Украиной и Узбекистаном. 
    В свою очередь завод намерен сокращать импорт комплектующих изделий путем создания импортозамещающих собственных производств. Высвобождающиеся при этом валютные ресурсы планируется направить на финансирование инвестиционных проектов.

    Что касается рынка стран ближнего и дальнего зарубежья, то основным фактором, влияющим на конъюнктуру рынка, являются ценовой фактор на продукцию УП «ММЗ», который в свою очередь зависит от высоких цен на энергоносители, комплектующие, сырье и материалы, налоги и т.д.  
    Для освоения рынка новых потребителей УП «ММЗ» концентрирует свои усилия на дальнейшем снижении себестоимости изготовления дизелей за счет отказа от бартерных операций и перехода на исключительно денежную систему взаиморасчетов, уделяя при этом особое внимание на качество изготовления двигателей, четкую ценовую политику, и исполнение договорных обязательств по изготовлению востребованных рынком двигателей.

    В 2006 – 2010 г.г. предприятием предусматривалось внедрение ряда технических и финансово-экономических мероприятий позволяющих актуализировать цены на выпускаемые дизельные двигатели. 
    Таким образом, рынками  сбыта своей продукции УП «ММЗ» является Республика Беларусь, Россия и страны СНГ. На белорусском рынке предприятие является монополистом. Несмотря на свое выгодное монопольное  положение, предприятие имеет не высокую цену на свою продукцию.  
    Расчет оценки конкурентоспособности дизельных двигателей УП «Минский моторный завод» проведем с целью, определения - соответствует ли конкретный товар конкурентоспособностью в сравнении с другим однородным товаром, представленном на рынке.

    Основные этапы оценки уровня конкурентоспособности: 
1. Анализ рынка с целью выбора образца наиболее конкурентоспособного товара и сравнение товара с выбранным образцом.

2. Определение параметров  обоих товаров (своего и образца)  и их сравнение. 
3. Расчет обобщенного показателя полезного эффекта базового и экспериментального товара (Поб, Пи). 
4. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности как отношение полезного эффекта качества (П) к цене потребления (С), т.е. затратами на его приобретение и использование для базового и экспериментального товара. 
5. Расчет относительного уровня конкурентоспособности (К), который определяется по формуле:  

где Ки - интегральный показатель конкурентоспособности экспериментального товара; 
 Кб -  интегральный показатель конкурентоспособности базового товара;   
При сравнении с базовым образцом делается вывод  о совершенствовании товара или снятии его с производства.

    Для выполнения поставленной задачи мы остановились на серийном  двигателе Д-240, это самый массовый по выпуску двигатель, предназначенный для тракторов МТЗ-80/82, Т-70 и их модификаций. Тракторы «Минского тракторного завода» именно с этими двигателями давно известны потребителями и  востребованы на рынке, именно этот товар для Минского тракторного и соответственно УП «ММЗ» является стратегическим. В качестве объекта оценки конкурентоспособности были взяты: за экспериментальный  образец- двигатель Д-240 , в качестве базовых  образцов: дизельный двигатель марки Д-65  Ярославского моторного завода  (Россия) и дизельный двигатель марки  4.239Д компании «Джон Дир» (США). Это двигатели семейства 4-цилиндровых дизелей без турбонаддува (тракторной модификации). 
    Для оценки и сравнения конкурентоспособности был определен набор параметров для оценки экспериментального и базовых образцов. Одна часть параметров характеризует потребительские свойства продукции, а другая часть- экономические свойства.

    Потребительские свойства являются особо важными для оценки уровня конкурентоспособности. Коэффициенты значимости уровня конкурентоспособности определяла группа экспертов, которая состояла из 5 специалистов: 2 экономистов, 2 конструкторов, 1 бухгалтера. Экспертам задавался вопрос: «Как Вы считаете, какова предпочтительность каждого из параметров перед другими?»

    Рассчитаем коэффициент весомости показателей качества (Мi) по формуле: 

 

 
 

 

 

 

 
   

где     - оценка i- го свойства j- м  экспертом;

m    - количество экспертов;

п     - количество свойств; 

Расчет уровня конкурентоспособности  исследуемых образцов    (Qi) по дифференциальному методу осуществляется по формуле:

 

 

 
 

 
Qi =

 
                           (2.3)

   

где  Пi     - значение показателя оцениваемой продукции;

Пiб   -  базовое значение показателя продукции;

    Расчет комплексного группового показателя конкурентоспособности (Кi) можно  произвести по формуле: 

Кi =  Мi * Qi  

где   Мi    - коэффициент весомости показателя.

    Формула расчета комплексного обобщенного показателя конкурентоспособности (Коб) имеет следующий вид:

Коб =     Мi*Qi   

    Интегральный показатель конкурентоспособности экспериментальных образцов (Ки) имеет следующий вид: КИ=

     

 
                                                                          

 

 
                         (2.6)

   

где  С  - цена потребления, т.е. затраты на приобретение и использование. 
Расчет относительного уровня конкурентоспособности (К) производится по формуле:

 

 

 
 

 
Qi =

 
                           (2.7)

   

 
где    Кб  -  интегральный показатель конкурентоспособности базового образца. 
    Для определения комплексного группового показателя качества принимаем Пбi1- за двигатель 4.239Д,  Пбi2 – за двигатель Д65, а Пi – за двигатель Д240.  Для определения цены потребления (С) определяем минимальные эксплуатационные затраты. Рассчитаем цену потребления (Спотр) по формуле:  

Спотр = Зприоб + Зэксп 

где Зприоб –  затраты на приобретение двигателя

Зэксп    -  минимальные затраты ан приобретение

Спотр  = 41760+1200 = 42960$ 

 Спотр б1  = 40050+3000 = 43050$  

Спотр б2 = 37020+2200 = 39220$

    Расчет уровня качества и конкурентоспособности дизельных двигателей показал, что двигатель Д240 имеет высокое качество и уровень конкурентоспособности. Выигрывает же данный двигатель только по цене.  Анализируя эксплуатационные затраты двигателя Д240/243 заметно отставание в области рационального использования топлива, но этот показатель является зависимым от эксплуатационной мощности и необходимым для стыковки с тракторами УК 80/82 (Минского тракторного завода). 
    Таким образом, высокая конкурентоспособность дизельного двигателя Д 240 по отношении к аналогам-конкурентам достигается за счет высоких технико-экономических показателей, низкой цены, близости основного потребителя (Минского тракторного завода), сервисного обслуживания, что и в дальнейшем требует осуществление инновационной политики на предприятии. 
 
    3.2. Предложения по совершенствованию организации и управления нововведениями

    Прибыль от реализации продукции в 2007 году прогнозировалась  52 900 млн. рублей и увеличится в сравнении с результатами 2006 года на 18 461 рублей.  
В 2007 г. показатели рентабельности составят:

- рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к  выручке от реализации)  6 %;

- рентабельность реализованной  продукции (отношением прибыли  от реализации к затратам на  производство и сбыт продукции)  – 11,5%.

По бизнес-плану инвестиционного  проекта "Развитие Минского моторного  завода на период 2005-2006 г.г.", планировалось  изготовить в 2006 году 57590 шт. дизелей (143576,7 млн.руб.), в том числе 51917 шт. четырехцилиндровых и 5673 шт. шестицилиндровых дизелей. Фактически в 2006г. изготовлено 57302  дизелей (136791 млн. руб.), в том числе 54274  четырехцилиндровых и 3088  шестицилиндровых дизелей. Причины невыполнения   плана производства  в натуральном выражении -  изменение спроса и корректировка планов на основную продукцию в течение года; невыполнения плана в стоимостном выражении - опережающий рост цен на сырье, материалы и комплектующие в сравнении с ростом цен на выпускаемую продукцию, длительный период оборачиваемости оборотных средств. От внедренных в  2006 году  организационно-технических мероприятий получена условно-годовая экономия в сумме 4525,1  млн. рублей.

    УП "ММЗ"  постоянно  работает над снижением  издержек по производству и реализации продукции.

    В  2006 г. на УП "ММЗ"  разработаны и внедряются организационно-технические мероприятия (ОРГТЕХПЛАН), направленные на снижение себестоимости на сумму 6819,7 млн.руб.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента