Сущность и значение управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

В данной работе ставится цель рассмотреть такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность и значение управления…………………………………...4
1.1. Развитие управления в России……………………………….5
1.2. Модели управления…………………………………………...8
2. Сущность и содержание истории менеджмента…………………..11
2.1. Перспективы развития менеджмента………………………17
Заключение……………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Менеджмент (Автосохраненный).docx

— 44.09 Кб (Скачать)

Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» можно определить следующим образом.[6]

Управление – процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Современная наука весьма широко трактует содержание понятия «менеджмент»:

1)            менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач;

2)            менеджмент – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица;

3)            менеджмент – управление производством, совокупность прин ципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

4)            менеджмент – а) наука управления, б) система и процесс управления.[4]

Основные виды менеджмента

Рассматривая основные виды менеджмента, прежде всего, следует упомянуть  об организационном менеджменте, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры  и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций, выработки  регламентов и инструкций и т.п. В итоге складываются необходимые  условия нормального функционирования организации и успешного решения стоящих перед ней задач.

Тем не менее названные решения являются уже объектом перспективного или текущего менеджмента.

В рамках перспективного менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и, таким образом, обеспечивается ее будущая жизнеспособность.

Текущий менеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.[3]

При этом текущий и перспективный  менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое  снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов  в организации (эккаунтинг).

Производственный менеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.

Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.

Инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.[2]

Менеджмент в области маркетинговой деятельности занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнк туры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы.

Кадровый менеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

В основе финансового менеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.[1]

Эккаунтинговый менеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

Видный представитель американского  менеджмента Питер Ф. Друкер1 выступает против расширенного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Вероятно, целесообразно прислушаться к этому мнению и ограничить предмет нашего исследования.[5]

Поскольку одним из объектов менеджмента  является процесс управления, необходимо различать функции этого процесса и функциональные назначения.

Под функцией понимается деятельность, работа; назначение – роль, которую  выполняет определенный процесс  по отношению к целому. В применении к менеджменту это ряд взаимосвязанных частных процессов, таких, как: прогнозирование, планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решений, коммуникация.[1]

Функциональные назначения менеджмента представляют собой области функционирования менеджеров, направления их профессиональной управленческой деятельности, такие, как: подготовка производства, собственно производство, логистика (в том числе материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры. Функции и функциональные направления менеджмента взаимосвязаны.

Кроме того, так как менеджмент «подпитывается» научной базой  таких дисциплин, как: кибернетика, системотехника, психология, теория принятия решений, теория информации, социология, то и изучение истории менеджмента  невозможно без сведений об эволюции названных научных дисциплин.[3]

Основой рассмотрения эволюции менеджмента  принята временная шкала, т.е. хронологический  подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:

I период – древний период;

II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

III период – период систематизации (1856–1960 гг.).

К этому следует добавить

IV период – период информационного  бума (с 1960 г. по настоящее время).

Кроме того, в большинстве литературных источников по менеджменту принято  рассматривать развитие науки об управлении, начиная с конца XIX в., в виде последовательно-параллельного  доминирования различных школ.

Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.

Выделяют следующие школы управления:

1. Школа научного управления (1885–1920 гг.).

2. Административная (классическая) школа  (1920–1950 гг.).

3. Школа человеческих отношений  (1930–1950 гг.).

4. Школа поведенческих наук (с  1950 г. по настоящее время).

5. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).[4]

 

Еще один вариант классификации  – через методологию менеджмента. Данный вариант классификации предполагает выделение следующих походов  к управлению, получивших развитие в рамках школ управления:

• процессный подход;

• системный подход;

• ситуационный подход.

Необходимо отметить, что временной  аспект формирования и доминирования  отдельных научных школ менеджмента  может быть принят весьма условно (имеются  разночтения у разных авторов), ибо  экономические, политические и социальные условия конкретных стран в одно и то же время могут быть различными. В качестве примера можно привести нашу страну, которая на этапе построения социализма использовала элементы школы  научного управления еще в тот  период, когда сформировалась классическая школа. Напротив, элементы школы человеческих отношений в СССР нашли свое отражение  в практике до того, как эта школа  сформировалась на Западе.

Некоторые авторы рассматривают менеджмент в трех ракурсах: наука, практика и  искусство. Поскольку искусство  управления доступно людям, имеющим  к этому талант, т.е. выдающиеся способности, высокую степень одаренности, этот аспект касается конкретных личностей. Нас же интересует исторический опыт (практика), формирование и развитие научной мысли, т.е. результат творчества многих людей.[6] 

 

    1. Перспективы развития менеджмента

 

Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные в предыдущем разделе, не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям.

1. Рациональное сочетание рынка  и государственного регулирования.

2. Широкое использование стратегического  планирования и управления в деятельности организаций.

3. Постоянная корректировка целей  организации как реакция на  изменения внешней среды.

4. Достижение стратегических и  оперативных целей организации  за счет оптимального распределения  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов по основным направлениям  деятельности организации.

5. Разработка новых методов и  приемов управления, позволяющих  организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

6. Резкое повышение уровня квалификации  и искусства менеджеров в управлении организацией.

7. Использование в практике управления  оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

8. Совершенствование структур управления  за счет большей децентрализации  функций.

9. Постоянная забота о повышении  квалификации работников организации.

10. Максимальное использование  инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.

11. Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей.

12. Привлечение сотрудников к  управлению организацией.[1]

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:

• менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;

• менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;

• менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка.

Только в этом случае менеджер будет  способствовать достижению стратегических и тактических целей организации.[2]

 

 

 

Заключение

 

           Среди всего многообразия проблем  теории и практики управления  главное место, безусловно, принадлежит  комплексу вопросов, связанных с  содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью  руководителя. Подобно тому, как  руководитель играет центральную  и наиболее важную роль в  любой организационной системе,  так и изучение этой деятельности  объективно выступает главной  проблемой теории управления. От  правильного, полного понимания  сущности и содержания управленческой  деятельности во многом зависит  решение всех иных управленческих  проблем, формирование адекватного  общего представления о «науке  управления».

        Управление  как деятельность - это сложное  социально-экономическое явление,  отражающееся практически на  всех сторонах общественной жизни.  В центре концепции управления, обеспечивающей высокую эффективность  производства, должен находиться  человек, как наивысшая ценность  учреждения, организации, объединения,  фирмы. На основании этой концепции  система управления должна быть  направлена на развитие разнообразных  способностей работников с целью  максимального их использования  в процессе производства, при  этом человек будет стремиться  к процветанию учреждения, организации,  объединения, фирмы, в которой  он работает.

          Управленческая деятельность все  больше учитывает социальные  и психологические факторы. Одним  из решающих условий повышения  эффективности деятельности фирмы  является поиск путей активизации  деятельности персонала и учет его социально-психологических особенностей. В свою очередь, одним из факторов, определяющих эффективность деятельности любой фирмы, является умение руководителя предупреждать и разрешать конфликты и конфликтные ситуации.

Информация о работе Сущность и значение управления