Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:46, реферат
В данной работе ставится цель рассмотреть такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления.
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность и значение управления…………………………………...4
1.1. Развитие управления в России……………………………….5
1.2. Модели управления…………………………………………...8
2. Сущность и содержание истории менеджмента…………………..11
2.1. Перспективы развития менеджмента………………………17
Заключение……………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………..21
Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» можно определить следующим образом.[6]
Управление – процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.
Современная наука весьма широко трактует содержание понятия «менеджмент»:
1) менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач;
2) менеджмент – способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица;
3) менеджмент – управление производством, совокупность прин ципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;
4) менеджмент – а) наука управления, б) система и процесс управления.[4]
Основные виды менеджмента
Рассматривая основные виды менеджмента,
прежде всего, следует упомянуть
об организационном менеджменте, объектом
которого являются процессы создания
организации, формирования структуры
и системы управления ею, механизм
реализации управленческих функций, выработки
регламентов и инструкций и т.п.
В итоге складываются необходимые
условия нормального
Тем не менее названные решения являются уже объектом перспективного или текущего менеджмента.
В рамках перспективного менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и, таким образом, обеспечивается ее будущая жизнеспособность.
Текущий менеджмент связан с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением его необходимыми материальными, людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.[3]
При этом текущий и перспективный менеджмент имеет несколько объектов, среди которых: производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, учет и анализ хозяйственных процессов в организации (эккаунтинг).
Производственный менеджмент направлен на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, а также расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе, контроль качества.
Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции предполагает организацию заключения договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.
Инновационный менеджмент имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.[2]
Менеджмент в области маркетинговой деятельности занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнк туры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы.
Кадровый менеджмент решает задачи подбора и расстановки, обучения и повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.
В основе финансового менеджмента лежит составление бюджета и финансового плана организации, формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния и принятие необходимых мер по их укреплению.[1]
Эккаунтинговый менеджмент связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнение с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.
Видный представитель
Поскольку одним из объектов менеджмента
является процесс управления, необходимо
различать функции этого
Под функцией понимается деятельность, работа; назначение – роль, которую выполняет определенный процесс по отношению к целому. В применении к менеджменту это ряд взаимосвязанных частных процессов, таких, как: прогнозирование, планирование, организация, контроль, мотивация, принятие решений, коммуникация.[1]
Функциональные назначения менеджмента представляют собой области функционирования менеджеров, направления их профессиональной управленческой деятельности, такие, как: подготовка производства, собственно производство, логистика (в том числе материально-техническое снабжение), маркетинг и сбыт, финансы, кадры. Функции и функциональные направления менеджмента взаимосвязаны.
Кроме того, так как менеджмент
«подпитывается» научной базой
таких дисциплин, как: кибернетика,
системотехника, психология, теория принятия
решений, теория информации, социология,
то и изучение истории менеджмента
невозможно без сведений об эволюции
названных научных дисциплин.[
Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:
I период – древний период;
II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);
III период – период систематизации (1856–1960 гг.).
К этому следует добавить
IV период – период
Кроме того, в большинстве литературных источников по менеджменту принято рассматривать развитие науки об управлении, начиная с конца XIX в., в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.
Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.
Выделяют следующие школы управления:
1. Школа научного управления (1885–1920 гг.).
2. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.).
3. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.).
4. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время).
5. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).[4]
Еще один вариант классификации
– через методологию
• процессный подход;
• системный подход;
• ситуационный подход.
Необходимо отметить, что временной аспект формирования и доминирования отдельных научных школ менеджмента может быть принят весьма условно (имеются разночтения у разных авторов), ибо экономические, политические и социальные условия конкретных стран в одно и то же время могут быть различными. В качестве примера можно привести нашу страну, которая на этапе построения социализма использовала элементы школы научного управления еще в тот период, когда сформировалась классическая школа. Напротив, элементы школы человеческих отношений в СССР нашли свое отражение в практике до того, как эта школа сформировалась на Западе.
Некоторые авторы рассматривают менеджмент в трех ракурсах: наука, практика и искусство. Поскольку искусство управления доступно людям, имеющим к этому талант, т.е. выдающиеся способности, высокую степень одаренности, этот аспект касается конкретных личностей. Нас же интересует исторический опыт (практика), формирование и развитие научной мысли, т.е. результат творчества многих людей.[6]
Как считают специалисты, основополагающие положения менеджмента, приведенные в предыдущем разделе, не только будут сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям.
1. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.
2. Широкое использование
3. Постоянная корректировка
4. Достижение стратегических и
оперативных целей организации
за счет оптимального
5. Разработка новых методов и
приемов управления, позволяющих
организации более гибко
6. Резкое повышение уровня
7. Использование в практике
8. Совершенствование структур
9. Постоянная забота о повышении
квалификации работников
10. Максимальное использование
инноваций, экономико-
11. Развитие информационных
12. Привлечение сотрудников к управлению организацией.[1]
В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Построение эффективной системы управления в России требует подготовки достаточного количества менеджеров-профессионалов. Это новая когорта руководителей, ранее неизвестная в России:
• менеджер-профессионал должен быть разносторонне развитым, творческим и инициативным человеком высокой квалификации, умеющим управлять людьми для достижения целей организаций;
• менеджер-профессионал одновременно должен быть не только руководителем, но и лидером, хорошим организатором, экспертом в постановке задач, другом для людей, находящихся у него в подчинении;
• менеджер-профессионал должен хорошо ориентироваться в проблемах рынка.
Только в этом случае менеджер будет
способствовать достижению стратегических
и тактических целей
Заключение
Среди всего многообразия
Управление
как деятельность - это сложное
социально-экономическое
Управленческая деятельность