Сущность и значение управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:46, реферат

Описание работы

В данной работе ставится цель рассмотреть такие важные в сфере управления вопросы как: история развития принципов управления, понятие и система принципов управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность и значение управления…………………………………...4
1.1. Развитие управления в России……………………………….5
1.2. Модели управления…………………………………………...8
2. Сущность и содержание истории менеджмента…………………..11
2.1. Перспективы развития менеджмента………………………17
Заключение……………………………………………………………….19
Список используемых источников……………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Менеджмент (Автосохраненный).docx

— 44.09 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………3

    1. Сущность и значение управления…………………………………...4

1.1. Развитие управления в России……………………………….5

          1.2. Модели управления…………………………………………...8

    1. Сущность и содержание истории менеджмента…………………..11

           2.1. Перспективы развития менеджмента………………………17

Заключение……………………………………………………………….19

Список используемых источников……………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Ни для кого не секрет, что ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды. Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен.

Не так давно обнаружены документы шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно, что древние  менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного  управления, как инвентаризация, регистрация  фактов, организационная отчетность и контроль.

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Современное  управление как в области различного рода производств, так и в органах внутренних дел базируется на мировом историческом опыте предшествующих поколений, и принципы управления являются неизменными и общими для всех и по сей день.

В данной работе ставится цель рассмотреть такие важные в сфере  управления вопросы как: история  развития принципов управления, понятие  и система принципов управления.

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики  обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.[6]

В условиях рыночных отношений  меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному  риску.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.[2]

Управление есть элемент  и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию программы  и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий  включает в себя сбор, передачу и  обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.[6]

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

 

    1. Развитие управления в России

Управление в России развивалось  с древних времен. Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок.

Реформы Петра I затрагивали  многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.[1]

Заметный вклад в истории  России XVIII в. и в развитии ее экономики  оставила Екатерина II. В целях совершенствования  управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы.[3]

В 1909 г. П. А. Столыпиным был  выдвинут смелый проект реформ в области  земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные  системы выборов, ликвидировать  сословную иерархию в государственном  управлении в уездах.

После окончания гражданской  войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное  управление вновь стало преобладать

Если в период Великой  Отечественной войны (1941 – 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны  государства было вызвано чрезвычайными  обстоятельствами, то после войны  продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной  собственности на средства производства и землю.[5]

В 70–80-е гг. развитие экономики  страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат.

В 1986 г. М.С. Горбачев начал  проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в  течение первых лет перестройки  продолжалась затратная система  управления экономикой, что приводило  к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами  общественного производства, росту  дефицита государственного бюджета. Все  это дискредитировало плановую систему  экономики и способствовало ее развалу.[4]

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР  с обращением к депутатам и  народу, в котором предложил принять  меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию  новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992 г. правительство  перешло от плана к рыночному  регулированию на основе либерализации  цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.[1]

Правовой основой для  свободы предпринимательства явилась  Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось  введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.[3]

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности  для совершенствования менеджмента  организации (предприятия). Однако в  России эффективность управления организацией зависит в значительной степени  от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.[2]

    1. Модели управления

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно  осуществляет).

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.

Она включает в себя базовые  принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и  задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру и т .д.[4]

 

Выделяют следующие  основные модели управления:

по виду преобладающей  собственности на средства производства:

капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

по степени  рыночного влияния на экономику:

рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными  отношениями, модель централизованного  управления с элементами рынка (плановая);

по характеру  реализации властных полномочий руководством:

авторитарная, демократическая; 

по принадлежности к соответствующим школам менеджмента:

школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа  НОТ, школа "человеческих отношений".

по отношению  к изменениям во внешней и внутренней среде:

статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически  сочетать в себе основы национального  опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных  социально-экономических задач в  передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Современный менеджмент есть классическая теория управления.

С одной стороны, менеджмент является наукой, так как для менеджмента характерна объяснительная функция, системность и упорядоченность знаний, предсказательность, четкая логическая организованность.

С другой стороны, есть все основания  считать, что менеджмент является искусством, так как мы живем в очень  сложном, быстро меняющемся мире, в  котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши знания в виде жестких схем и правил неизменно приводят к  искажению и упрощению, а значит, к иллюзиям и заблуждениям, а затем  к ошибкам. Человек осваивает  мир не только с помощью знаний, но и с помощью эмоций, чувств, образов, интуиции и всего того, что  не может быть формализовано в  терминах и рекомендациях.[2]

Таким образом, менеджмент одновременно является и наукой, и искусством.

В классическом представлении термин «управление» шире термина «менеджмент», так как применяется к различным  видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем и иными  более сложными техническими системами), тогда как «менеджмент» имеет  место только в случае полной свободы  хозяйствующего субъекта, когда он функционирует в условиях рынка. По сути, оба эти термина могут  означать как процесс, так и группу специалистов-профессионалов управленцев (административно-управленческий персонал – АУП), и управленческий орган (подразделение, структуру).

Информация о работе Сущность и значение управления