Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 19:05, реферат
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Как показывает опыт
отечественных организаций, в нашей
стране недостаточно внимания уделяется
проблеме профориентации и адаптации.
К сожалению, управленческие работники
не до конца понимают значение профориентации
и адаптации как методов
Узкая ведомственность
противодействует развитию прямых связей
органов управления профориентацией
и адаптацией. И это не позволяет
устранить организационные
5.3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ
И АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА
Изучение отечественного
опыта показывает, что, как правило,
специальной службы, которая бы занималась
вопросами профориентации и адаптации
в организации, не существует. Формально
функции по профориентации выполняет
специалист по подготовке кадров, который
работает с выпускниками подшефных
школ.
Вопросами адаптации
занимаются отдельные работники
из разных подразделений. Это инспектор
отдела кадров, линейные руководители
или коллеги по работе. Их главная
цель - сделать процесс адаптации,
приспособления молодых работников
к предприятию как можно более
коротким и безболезненным. Отметим,
что проведение процессов как
первичной, так и вторичной адаптации
не отличается большими особенностями,
т.е. все мероприятия похожи друг
на друга и выглядят следующим
образом. Процесс адаптации
При организации
научно обоснованной системы управления
профориентацией и адаптацией исходят
из целей и задач организации
(рис. 5.3).
Рис. 5.3. Цели и задачи
системы управления профориентацией
и адаптацией персонала в организации
Для достижения этих
целей в организациях целесообразно
иметь в действующих
Функции этого подразделения
должны быть ориентированы на работников,
которым нужна помощь в профессиональной
ориентации и переориентации, а также
выпускников подшефных школ, которые
стоят перед выбором своей
дальнейшей профессии, и на новых
работников, пришедших в организацию
или поменявших место работы внутри
нее.
Подразделение по управлению
профориентацией и адаптацией должно
выполнять следующие функции:
изучать и прогнозировать
конъюнктуру рынка труда, проводить
мероприятия по адаптации к нему,
осуществлять соответствующую
участвовать в найме
и отборе персонала с использованием
профессиограмм и описаний работ, организовывать
тестирование и интервьюирование работников
в целях их лучшей профориентации;
участвовать в расстановке
кадров по подразделениям, участкам, рабочим
местам, проведении ротации и
участвовать в отборе
лидеров из числа молодых работников,
обладающих талантом организатора;
организовывать взаимодействие
с региональной системой управления
профориентацией и адаптацией на
взаимовыгодных условиях.
Важнейшие направления
деятельности подразделения по управлению
профориентацией и адаптацией персонала
в организации приведены на рис.
5.4.
Рис. 5.4. Направления
деятельности подразделения по управлению
профориентацией и адаптацией персонала
в организации
В обязанности профконсультанта
входят:
Профессиональная
консультация для работников организации;
Сбор, накопление информации,
изучение и прогнозирование конъюнктуры
рынка, престижности профессии;
Участие в найме
и отборе персонала;
Организация (совместно
с администрацией школ) работы по профориентации
школьников;
Налаживание связей
с ПТУ;
Организация оборудования
кабинета профориентации в организации;
Оказание помощи
ПТУ и школам по оборудованию тематических
стендов профориентации;
Организация разработки
профессиограмм;
Организация тематических
вечеров для школьников;
Проведение в школах
лекций, семинаров с приглашением
рабочих, руководителей, специалистов
управления организации;
Организация в школах
выставок литературы о выборе профессии;
Проведение группового
обследования профессиональной направленности
школьников;
Организация лектория
для родителей школьников по вопросам
профориентации;
Проведение в организации
дня открытых дверей;
В обязанности менеджера
по персоналу входят:
Организация ознакомления
с организацией: характеристика; условия
найма; оплата труда;
Представление работника
руководителю, непосредственному начальнику,
инструктору по обучению;
Организация экскурсии
по рабочим местам;
Разъяснение условий
работы, ознакомление с функциями (совместно
с руководителем);
Организация обучения
(совместно с отделом обучения)
Введение в коллектив,
представление сотрудников (совместно
с руководителем).
Для новых работников
организуется специальный курс обучения
и воспитания, призванный наиболее
быстро и рационально адаптировать
их к стилю и методам работы
в организации или в
В работе по проведению
адаптации новых работников менеджер
по персоналу должен использовать специально
разработанную программу. Программа
адаптации делится на общую и
специализированную. Общая программа
адаптации касается в целом всей
организации и затрагивает
1. Общее представление
об организации:
2. Оплата труда
в организации.
3. Дополнительные
льготы, виды страхования, выходные
пособия; пособия по болезни,
болезням в семье, пособия по
материнству; размер пенсии; возможности
обучения на работе.
4. Охрана труда
и техника безопасности: меры
предосторожности; правила противопожарной
безопасности и контроля; правила
поведения при несчастных
5. Отношения работников
с профсоюзами; сроки и
6. Служба быта: питание;
комнаты отдыха; другие службы
быта.
После реализации общей
программы адаптации проводится
специализированная программа адаптации.
Она охватывает вопросы, связанные
конкретно с каким-либо подразделением
или рабочим местом. Обычно эту
программу проводят линейные руководители
или наставники. Эта программа
включает в себя следующие вопросы.
1. Функции подразделения:
цели и приоритеты; организация,
структура и функции;
2. Обязанности и
ответственность; детальное
3. Правила-предписания:
правила, характерные только
4. Осмотр подразделения:
местоположение кнопки
5. Представление
сотрудникам подразделения.
Данную программу
можно использовать как для первичной,
так и для вторичной адаптации.
Так как адаптация молодых
работников, которые еще не имеют
профессионального опыта, отличается
тем, что она заключается не только
в усвоении информации об организации,
но и в обучении самой работе,
в программу адаптации
Информация о работе Сущность и виды профориентации и адаптации персонала