Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 19:05, реферат
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
5.2. СУЩНОСТЬ И
ВИДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Профессиональная
ориентация представляет собой систему
мер по профинформации, профконсультации,
профподбору и профадаптации, которая
помогает человеку выбирать профессию,
наиболее соответствующую потребностям
общества и его личным способностям
и особенностям. Неполное использование
возможностей работника в трудовой
деятельности не только наносит ущерб
его собственному развитию, но и
оборачивается потерей для
Есть еще одна
важная задача профориентации - содействие
быстрым структурным сдвигам
в занятости. В настоящее время
многоукладная экономика
Чтобы выявить и
развить психологический и
Цель профориентации
- оказание помощи молодым людям
и людям, ищущим работу, в выборе
профессии, специальности, нахождении
места работы или учебы с учетом
склонностей и интересов. Задачи
профориентации - информирование заинтересованных
лиц о видах профессиональной
деятельности; создание условий для
развития профессионально значимых
способностей будущих работников; выявление
степени соответствия психофизиологических
качеств обратившихся за консультацией
профессиональным требованиям избранного
ими вида трудовой деятельности.
Сложились следующие
формы профориентационной работы:
профессиональное
обучение - начальная профессиональная
подготовка школьников по основам различной
профессиональной деятельности;
профессиональная
информация - система мер по ознакомлению
ищущих работу с ситуацией на рынке
труда, перспективами развития видов
деятельности, характером работы по основным
профессиям и специальностям, условиями
и оплатой труда, профессиональными
учебными заведениями и центрами
подготовки персонала;
профессиональная
консультация - оказание помощи заинтересованным
людям в выборе профессии и
места работы путем изучения личности
обратившегося за консультацией
человека в целях выявления состояния
его здоровья, направленности и структуры
способностей, интересов и других
факторов, влияющих на выбор профессии
или направление
профотбор - часть
процесса найма персонала, включающая
систему методов и приемов
проведения медицинского обследования,
психофизиологической диагностики
личности в целях выбора из группы
работников кандидатов на определенную
должность, кто при прочих равных
условиях способен наилучшим образом
выполнять конкретные трудовые функции.
Формы профотбора:
подбор - выбор из
нескольких работников, имеющих одинаковую
профессию, специальность, квалификацию,
отвечающих одним и тем же требованиям
кандидата на должность;
профессиональный
набор - массовое назначение или выборы
на должность специалистов различных
профессий и квалификаций, прошедших
отбор и профотбор;
выдвижение - назначение
работника, работающего в данном
коллективе, на новую, более высокую
должность;
ротация - назначение,
при котором место работы меняется
в соответствии с принципом: «Нужному
работнику - нужное место». В этом случае
формируется специалист с квалификацией
широкого профиля.
Одной из проблем
работы с персоналом в организации
при привлечении кадров является
трудовая адаптация.
Трудовая адаптация
персонала - взаимное приспособление работника
и организации, основывающееся на постепенном
включении работника в процесс
производства в новых для него
профессиональных, психофизиологических,
социально-психологических, организационно-
Выделяют два направления
трудовой адаптации: первичную и
вторичную.
В условиях функционирования
рынка труда возрастает роль вторичной
адаптации. При этом необходимо внимательно
изучать опыт зарубежных фирм, которые
уделяют повышенное внимание первичной
адаптации молодых работников. Данная
категория персонала нуждается
в особой заботе со стороны администрации
организаций. Чаще всего профессиональная
адаптация рассматривается как
процесс приобщения человека к труду
в рамках определенной профессии, включения
его в производственную деятельность,
усвоения им условий и достижения
нормативов эффективности труда. Однако
адаптацию нельзя рассматривать
только как овладение специальностью.
Она предусматривает также
Рис. 5.2. Виды адаптации
и факторы, на нее влияющие
Принципиальные
цели адаптации можно свести
к следующему:
уменьшение стартовых
издержек, так как пока новый работник
плохо знает свое рабочее место,
он работает менее эффективно и требует
дополнительных затрат;
снижение степени
озабоченности и
сокращение текучести
рабочей силы, так как если новички
чувствуют себя неуютно на новой
работе и ненужными, то они могут
отреагировать на это увольнением;
экономия времени
руководителя и сотрудников, так
как проводимая по программе работа
помогает экономить время каждого
из них;
развитие позитивного
отношения к работе, удовлетворенности
работой.
Отметим, что в
отечественных организациях наблюдается
неотработанность механизма управления
процессом адаптации. Этот механизм
предусматривает решение трех важнейших
проблем:
структурного закрепления
функций управления адаптацией в
системе управления организацией;
организации технологии
процесса адаптации;
организации информационного
обеспечения процесса адаптации.
Структурное закрепление
функций управления адаптацией может
проходить по следующим направлениям.
1. Выделение соответствующего
подразделения (бюро, отдела) в структуре
системы управления персоналом.
Чаще всего функции по
2. Распределение
специалистов, занимающихся управлением
адаптацией, по производственным
подразделениям организации,
3. Развитие наставничества,
которое в последние годы в
отечественных организациях
Задачами подразделения
или специалиста по управлению адаптацией
в области организации
Информационное обеспечение
процесса адаптации заключается
в сборе и оценке показателей
ее уровня и длительности. Сбор и
обработку информации рекомендуется
проводить в рамках процедуры
текущей деловой оценки персонала.
Для отечественных организаций
главная проблема информационного
обеспечения адаптации состоит
в необходимости накопления нормативных
показателей уровня и длительности
адаптации.
Дадим краткую характеристику
опыта профориентации и адаптации
персонала.
Профессиональная
ориентация и адаптация должны содействовать
быстрым структурным сдвигам
в занятости при одновременном
поддержании безработицы на возможно
низком уровне. Однако практическое решение
этой задачи тормозится неразвитостью
рынка труда. Государственная служба
занятости пока не в состоянии
эффективно управлять профориентацией
и адаптацией. Механическое заполнение
вакантных рабочих мест, унаследованное
от службы организованного
Интересен в этом
отношении опыт решения этих проблем
в Японии. Система подготовки кадров
здесь отличается большой спецификой.
Учащиеся японской школы до перехода
на вторую ступень среднего образования
(10-12 классы) практически не могут получить
какой-либо профессиональной подготовки,
т.е. большая часть японской молодежи,
имея среднее образование, выходит на
рынок труда если не вовсе профессионально
не подготовленной, то во всяком случае
без какого-либо свидетельства о присвоении
квалификации. Это, однако, мало смущает
руководство японских компаний. Профессиональная
подготовка в фирмах - неотъемлемая часть
японской системы управления кадрами.
Руководство компаний стремится привлечь
молодых людей непосредственно со школьной
скамьи, потому что отсутствие каких-либо
навыков в работе свидетельствует о неиспорченности,
отсутствии стороннего влияния, готовности
воспринять правила поведения, принятые
в данной корпорации. Поступившая молодежь
проходит обязательный курс начальной
подготовки - адаптации. Это происходит
в течение относительно короткого периода
- двух месяцев. Основной смысл начального
обучения - знакомство новичков с компанией,
принципами взаимоотношений сотрудников,
традициями, обычаями, ритуалами, т.е. в
моральной подготовке к работе.
Углубленные программы
адаптации работников применяются
на средних и крупных фирмах США.
В процессе их проведения участвуют
как менеджеры по управлению персоналом,
так и линейные менеджеры. На малых
предприятиях программа адаптации
проводится менеджером-практиком, иногда
с включением работника профсоюза,
используются самые различные программы
- от программ, предусматривающих в
основном устную информацию, до формализованных
процедур, связывающих устные представления
с письменными и графическими
установками. В формальных программах
адаптации часто используют аппаратуру,
слайды, фотографии. Программы подразделяются
на общие и специализированные. Как
правило, вопросы общей программы
касаются информации о предприятии
в целом. Вот некоторые вопросы,
затрагиваемые этой программой: 1) общее
представление о компании, приветственная
речь, цели, приоритеты, традиции, нормы,
продукция, виды деятельности, данные
о руководстве, внутренние отношения;
2) ключевая политика; 3) оплата труда; 4)
дополнительные льготы; 5) охрана труда
и техника безопасности; 6) работник
и его отношения с профсоюзом;
7) служба быта; 8) экономические факторы:
прибыль, стоимость рабочей силы,
стоимость оборудования, ущерб от
прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Специализированная
программа затрагивает
Информация о работе Сущность и виды профориентации и адаптации персонала