Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:45, контрольная работа
Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления.
Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.
Умение общаться с людьми - такой же покупаемый
за деньги товар, как сахар или кофе, И я готов
платить за это умение больше, чем за какой -
либо другой товар в этом мире.
Дж. Рокфеллер
Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Невозможно переоценить важность коммуникации в функционировании системы управления.
Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.
Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна.
Рассмотрим сущность, структуру, виды, средства, способы коммуникаций в организации.
На обыденном уровне коммуникацию определяют как передачу информации от человека к человеку. В менеджменте коммуникация - это обмен информацией между людьми. На основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятие решения до работников организации.
Коммуникация может иметь место, если общающиеся люди понимают друг друга, т. е. у них имеется общий социальный опыт или они говорят на одном языке. Коммуникаций не бывает без информации, т. е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса, чем люди обмениваются при коммуникации.
Если источником сообщения выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации:
Управленческую информацию различают как:
существует в виде определенных правил, предписаний, норм,
рекомендаций;
управленческого цикла.
Управленческую информацию можно подразделить на:
Внутренняя информация - это информация непосредственно о данной организации и ее внутренних переменах (цели, задачи, структура, технология, люди). Внешняя - об окружающей организацию среде.
По предназначению управленческая информация может быть:
Средства передачи и получения управленческой информации на современных предприятиях самые разнообразные. Выбор средств зависит от характера информации, ее вида, возможностей, которыми располагают отправитель и получатель информации. В современный период все большее применение находят технические средства передачи и получения информации - радио, телефон, факс. Огромные возможности для получения и хранения информации имеют современные компьютеры. Наметились тенденции к сокращению письменной информации, но полностью избежать этого способа передачи информации нельзя.
Управляющая информация выполняет в организации следующие задачи:
принятия решения до подведения результатов его выполнения;
контакты с внешней средой;
определенную линию поведения.
Буквально
все организации
Важно знать об управленческой информации:
проверки достоверности;
Простейшая модель коммуникации выглядит следующим образом:
Сообщение Обратная связь
Структура процесса коммуникаций.
Рассмотрим каждый из названных компонентов в этой структуре.
Источник - создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее. Источником может быть:
Сообщение - информация, которую источник передает получателю.
Большинство сообщений передается в вербальной (словесной) форме,
но сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика, графические изображения). Идея, которую хочет отправитель передавать, кодируется, т. е. преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
Канал - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Общеизвестные каналы - передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты и т. д.
Важно правильно выбрать канал. Чтобы обмен информацией был эффективным, канал должен соответствовать идее, зародившейся на первом этапе, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.
Примеры неправильного выбора руководителем каналов:
а)
Руководитель хочет указать
б)
Руководитель хочет отметить
особые достижения подчиненного
и направляет ему служебную
записку. В этом случае эффективными
каналами будут другие: разговор
с подчиненным, а затем
Получатель - лицо, которому предназначена информация. Ради получателя и происходит коммуникация. Получатель декодирует сообщение. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то он будет знать, что именно имел в виду отправитель.
Если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель, обмен информацией эффективен. Эти действия есть обратная связь.
Обратная связь - реакция получателя на сообщение. Она делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем она эффективней.
Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут не был.
Коммуникационный процесс можно разложить также на составляющие его взаимосвязанные этапы.
1. Зарождение идеи;
2. Кодирование и выбор канала;
3. Передача сообщения;
4. Декодирование.
При организации коммуникационных сетей на предприятии необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.
Очень важно сохранить и передать в точности полученную информацию, есть небезынтересные данные, которые показывают, сколь значительны бывают потери информации, перемещающейся сверху вниз.
Так руководитель может рассчитывать лишь на понимание 60 % информации, которую он пытается передать заместителю. В свою очередь подчиненный зама тоже поймет не более 60 % . И так далее, до последнего звена в руководящей цепочке.
Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший руководитель поймет только 13 % смысла первоначального распоряжения. Считается, что при использовании письменных документов, отправляемых сверху вниз, результат может быть еще хуже.
Во всех случаях достигнуть лучшего понимания помогает обратная связь.
Факторы, которые снижают успешную коммуникацию, называются коммуникативными барьерами. Различают макробарьеры и микробарьеры. Макробарьеры препятствуют успешной коммуникации в целом.
К ним относятся:
Микробарьеры препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах. Это:
В связи со сказанным задачей менеджера является сведение к минимуму потерь и искажений смысла информации при движении ее по коммуникационным сетям.
Понятие “ коммуникационная сеть” является очень важным вопросом в коммуникаций. Коммуникационная сеть – соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков.
Если в коммуникации участвуют более двух человек, то способов коммуникаций между ними может быть достаточно много.
Рассмотрим примеры разных способов коммуникаций в организационной группе. Состоящей из пяти человек, один из которых начальник, а остальные - подчиненные.
Первый способ на рисунке 2, а.
а б в
г д
При этом способе начальник передает подчиненным распоряжения, дает необходимые пояснения. Подчиненные передают “наверх” информацию о состоянии дела, выполнении решений, о проблемах, с которыми они столкнулись. В этом случае сообщения и обратная связь движутся строго по “вертикали” от начальника к заместителю вплоть до самого низкого исполнительского уровня.
Если на каком – либо сообщение понято неправильно, то оно в искаженном виде будет передано “вниз”, в результате чего дело будет сделано неправильно. Определить это начальник самого высокого уровня сможет только в результате обратной связи по всей цепочке.
Второй способ (рис. 2, б), хотя и мало отличается от первого,будет способствовать обнаружению и устранению ошибки быстрее, потому что цепочка подчинения здесь короче.