Сущность и содержание управленческих решений

Автор: s**************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений, раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия - АО «Вятский торговый дом».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характерные особенности управленческих решений 5
1.1 Классификация управленческих решений 5
1.2 Факторы, влияющие на качество и эффективность принятия управленческих решений 8
Глава 2. Сущность и содержание управленческих решений 11
2.1 Сущность и содержание управленческих решений 11
2.2 Процесс принятия управленческих решений 25
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ..docx

— 73.62 Кб (Скачать)

     1. Сформировать службу управления  персоналом и включить в ее  состав отдел кадров, отдел профессионального  обучения, отдел оценки и аттестации  персонала, отдел оплаты труда,  отдел социальной защиты, отдел  охраны труда и техники безопасности.

     2. Службе управления персоналом  разработать систему управления  проблемными сотрудниками. Выявить  объективные характеристики при  оценке работы, определить проблемы, связанные с характером подчиненных.

     3. Разработать и внедрить системы  повышения эффективности работы  коллектива. Определить факторы,  влияющие на групповое поведение  и эффективность труда.

     Управление  качеством:

     - Разработать систему управления  качеством. Определить стандарты  и требования, выявить отклонения  и принять меры, провести организационные  и технические мероприятия.

     Коммуникации  с внешней средой:

     1. Силами информационного отдела  разработать и внедрить муниципальную  информационно-коммуникационную систему  для повышения эффективности информационного взаимодействия с муниципалитетами других городов.

     2. Начальнику кадровой службы принять  на временную работу для чтения  персоналу лекций по жилищно-коммунальному  хозяйству заместителя начальника  отдела ЖКХ администрации города.

     Особенности процесса принятия управленческих решений  на муниципальном уровне.

     Специфика муниципального управления и процесса принятия решений предполагает осуществление  управляющих воздействий субъектом (население, органы местного самоуправления) на объект управления (муниципальное  образование).

     В муниципальном управлении сами субъекты являются источниками и причинами  неопределенности и субъективности принимаемых решений.

     Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей самого муниципального образования как объекта управления, а также из особенностей муниципального управления как вида управленческой деятельности.

     Если  проанализировать возможности воздействия  субъекта управления на объект, то характеристики муниципального образования подразделяются на две группы: устойчивые, которые  достаточно сложно или невозможно изменить в процессе управления, и изменяемые, восприимчивые к управляющим  воздействиям (рис. 2.5). 

     

     Рисунок 2.5 - Характеристики муниципального образования по восприятию управляющих воздействий 

     Поскольку особенность устойчивых характеристик  муниципального образования как  объекта управления состоит в  том, что их изменение приводит к  корректировке сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение соотношений между  объектом и субъектом, процесс муниципального управления осуществляется главным  образом в рамках воздействия  на изменяемые характеристики.

     Так, при повышении квалификации персонала  или совершенствовании системы  взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества существенно улучшается социально-экономическая  ситуация в муниципальном образовании.

     Процесс муниципального управления, как и  любой другой управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, выявление и оценку проблем, формулирование цели, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, а также контроль их реализации.

     Специфические особенности принятия и реализации управленческих решений, характерные  для системы муниципального управления, таковы:

     - необходимость анализа мнений  различных групп населения в  процессе подготовки управленческих  решений;

     - наиболее важные решения принимаются  коллегиально, что соответствует  федеральному законодательству  и уставу муниципального образования;

     - необходимость разработки механизма  взаимоотношений между отдельными  органами местного самоуправления (глава муниципального образования  — представительный орган —  администрация) в процессе принятия  управленческих решений;

     - наличие, помимо обычных видов  контроля реализуемых управленческих  решений, дополнительной формы  контроля — общественного.

     Соблюдение  данных принципов, бесспорно, усложняет  процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более  качественных решений и более  эффективный контроль их исполнения, а их нарушение приводит к сбоям  в системе муниципального управления, вызывая конфликты между ветвями  муниципальной власти и недовольство населения.

     Технология  управленческого решения в социально-экономической  системе (например, при решении проблем  муниципального образования) включает три этапа: подготовку, принятие и  выполнение управленческих решений (рис. 2.6).

     Эффективность социального управления зависит  от соблюдения всех требований на каждом из этапов.

     Для управления социальными процессами необходимы социальные цели и нормы, в соответствии с которыми и будут  оказываться целенаправленные воздействия.

     Разработка  социальных целей и норм составляет содержание первого этапа управленческой технологии.

     Причинами разработки нового управленческого  решения являются: неполадки в  управляемой подсистеме — 27%; указания вышестоящих органов — 24%; истечение  срока действия предыдущего решения  — 17%; необходимость корректировки  ранее принятого решения — 15%; новое состояние управляющей  подсистемы — 14%. Доля других причин невелика.

     Таким образом, социальные проблемы непосредственно  побуждают к разработке и принятию новых управленческих решений.

     Они связаны с различными отклонениями фактического состояния управляемой  подсистемы от планируемого, а также  с изменениями механизма функционирования системы в целом.[9.c 34]

     При этом если характер и частота каких-либо отклонений и изменений оказываются  не случайными, а проявляются последовательно, это может рассматриваться как  свидетельство несовершенства данной системы.

     Технологии  разработки политических, административных, экономических и иных решений  похожи, так как модели перечисленных  видов деятельности в основном совпадают. Этап подготовки управленческого решения  включает в себя пять стадий (см. рис. 2.6).

     Он  начинается с выявления социальных проблем и прогнозирования возможных  вариантов решения приоритетной из них, а завершается разработкой  проектов нормативных актов на основе приоритетных целей и представлением окончательного проекта государственному или иному органу, административному  должностному лицу, с которым согласовывается  процедура принятия решения.

     На  этапе принятия управленческого  решения устанавливается перечень государственных и негосударственных  органов, которые обладают правом нормативной  инициативы по данному вопросу; подготавливаются нормативные акты к рассмотрению; формируются планы рассмотрения нормативных актов; подготавливаются заседания для рассмотрения нормативных  актов; проводятся заседания; принимаются  нормативные акты и осуществляется информирование других государственных  и иных органов, а также населения  о принятых нормативных актах.

     На  этапе выполнения управленческого  решения осуществляются планирование, исполнение и контроль реализации.

     

     Рисунок 2.6. Этапы технологии принятия решения в социальном управлении

     Ввиду отсутствия нормативов по технологии подготовки управленческих решений  во многих органах власти и управления разрабатывают памятки, определенные рекомендации.

     Разработка  общих унифицированных требований для подготовки однотипных решений  по-прежнему актуальна. 
 
 

     2.2 Процесс принятия  управленческих решений

     Основанием  для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений  являются:

    1. Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);
    2. Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.

     Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения  заключаются в управлении общим  процессом выработки решений; определении  сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации  его исполнения. При необходимости  выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той  или иной ситуации.

     Сущность  управленческих решений:

    1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.
    2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.
    3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.

     Собрав  и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-либо вопросу решения), определив  цель принятия управленческого решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.

     Для процедуры разработки управленческого  решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить  следующие действия:

    1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.[12.c26]
    2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.
    3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.
    4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.

     После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим  этапом является его реализация, которая  представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных  целей и сроков.

     Процедуры организации выполнения управленческого  решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение  исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.

     Основные  формы реализации управленческих решений:

  1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
  2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
  3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
  4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
  5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
  6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
  7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
  8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.
  9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
  10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
  11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
  12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
  13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.
  14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.

Информация о работе Сущность и содержание управленческих решений