Сущность и роль управленческих решений в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:19, реферат

Описание работы

Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. На мой взгляд, выполнение решения является частью процесса принятия решения. Во многих иностранных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения.

Работа содержит 1 файл

Работа2.docx

— 31.29 Кб (Скачать)

    Первый  тип критерия должен быть разрешен до того, как какая-либо альтернатива будет рассматриваться. Например, если перечень должностных обязанностей, или что должен делать работник, не соответствуют его способностям, то он и не будет рассматриваться как возможный кандидат на эту должность. Данный критерий требует тщательного обоснования, так как может устранить основу для разработки возможностей и альтернативы. Так, может не оказаться ни одного работника, соответствующего предъявленным требованиям. На практике часто к определению данного критерия возвращаются вновь в рамках процесса принятия решения.

    Относительно  критерия "мы хотим" рассматриваются  те цели, которые желательны, но по ним  не обязательно должны рассматриваться  какие-либо альтернативы. Например, работник хочет выполнить обязанности, перечисленные  в описании должности, но это не означает, что ему должна быть предложена данная должность.

    Критерий "мы хотим" заставляет менеджера  думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных.

  Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

  Управленческое  решение - комплексное явление и  для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты:

  1. Психологический - мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы;
  2. информационный – процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления;
  3. Юридический  - организационно – правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный;
  4. Организационный – действия руководителя, состоящие в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления.
 

    Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как  степень достижения поставленных целей  в сопоставлении с затратами  ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает  проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них  ответственность за состояние дел  на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия  решения на работу организации является его согласованность с ранее  принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития).

    В организациях принимается большое  количество самых разнообразных  решений по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам, воздействия, сроком принятия, информационной обеспеченности и т.д. Управленческие решения требуют различного подхода к организации процесса управления и методам принятия решений, а также неодинаковых по затратам времени и ресурсам.

    Известно, например, что количество оперативных  решений, принимаемых в организациях, значительно (иногда многократно) превышает  количество тактических и стратегических решений, однако по затрачиваемому времени  самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. Распределение затрат времени  на принятие оперативных, тактических  и стратегических решений в организациях крупного, среднего и малого размера  также имеет особенности: в малых  предприятиях основная доля затрат времени  приходится на оперативные решения, но по мере роста предприятий существенно  увеличивается время, затрачиваемое  на выработку стратегии развития.

    Решения должны отвечать определенным требованиям. Главные среди них - это обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяемая по размерам затрат), эффективность (как  степень достижения поставленных целей  в сопоставлении с затратами  ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает  проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них  ответственность за состояние дел  на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия  решения на работу организации является его согласованность с ранее  принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления (если, конечно, очередное решение не направлено на кардинальное изменение всей политики развития)

    Разработка  и выбор вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них — наиболее полезные или предпочтительные для решения целей организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество управленческих решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и в конечном счете — эффективность и прибыльность.

    Управленческие  решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и  экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

    Само  по себе принятие решения есть компромисс. Принимая решения, необходимо взвешивать суждения о ценности, что включает рассмотрение экономических факторов, технической целесообразности и  научной необходимости, а также  учитывать социальные и чисто  человеческие факторы. Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую  альтернативу из числа возможных, в  которой с учетом всех этих разнообразных  факторов будет оптимизирована общая  ценность.

    Часто бывает необходимо несколько поступиться  одной из характеристик (например, надежностью) с тем, чтобы получить выигрыш в другой (например, в затратах). Задачей лица, принимающего решения, является отыскание альтернатив, представляющих собой оптимальный компромисс при учете всех рассматриваемых факторов.

    В некоторых случаях оптимальный  компромисс можно найти, обращаясь  к научным методам принятия решений, т. е. используя математические методы оптимизации, теорию вероятностей, математическую статистику или теорию полезности. В других случаях принятие решений  является исключительно сложным  вопросом, который носит субъективный характер и предполагает учет неколичественных человеческих факторов и суждений о  ценности. Однако наиболее часто при  принятии решений производится учет как количественных, так и качественных факторов, которые должны рассматриваться  одновременно.

    Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех фактов, оказывающих  влияние на решения, с учетом предвидения  его возможных последствий.

    Руководители  обязаны постоянно и всесторонне  изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые  необходимо согласовывать на всех уровнях  внутрифирменной иерархической  пирамиды управления.

    Заключение

1.    Решение – это выбор альтернативы, сознательный выбор из имеющихся

    вариантов направления действий.

2.    Решение – продукт управленческого  труда, а его принятие –  процесс,

    ведущий к появлению этого продукта.

3.    Выбор решения должен основываться  на особенностях проблемной ситуации.

4.    В зависимости от подхода к  процессу принятия решений выделяются

технологии  этого процесса. Однако все они  выделяют три основных этапа:

определение проблемы, выработка решения, выполнение решения. Любая технология характеризуется наличием прямых и обратных связей между этапами. Процесс не будет завершенным и не сработает технология, пока через систему обратной связи не будет засвидетельствован факт реального решения проблемы благодаря сделанному выбору.

5.    Вся ответственность за принятое  решение возлагается на руководителя,

управленца. Решение может приниматься на различных уровнях управления,

руководитель  может непосредственно осуществлять выбор альтернативы, а может и возглавлять коллектив руководителей по выработке и принятию решений.

6. Обоснованность выбора управленческих решений предопределяет конкурентоспособность организации.

    Список  использованной литературы:

    1. Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Дело, 2004.– 208 с.

    2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М.: Менеджмент Учебно-практическое пособие - М.; Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010-284с.

    3. ru.wikipedia – электронная энциклопедия

Информация о работе Сущность и роль управленческих решений в менеджменте