Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:19, реферат
Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. На мой взгляд, выполнение решения является частью процесса принятия решения. Во многих иностранных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения.
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
Введение
Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми этапами и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления.
Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, а затем происходят разработка и принятие необходимого решения и в конце цикла - организация и контроль выполнения решения. Анализ полученного результата или оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений; таким образом, управленческий цикл возобновляется.
Существует много
подходов к выделению различных
этапов и стадий процессов принятия
решения. Большинство различий возникает
по вопросу о включении в процесс
стадии, связанной с выполнением
решения. На мой взгляд, выполнение
решения является частью процесса принятия
решения. Во многих иностранных источниках
весь процесс принятия решения в
организации рассматривается
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Идентификация проблемы (определяет состояние управляемого объекта)
- сбор информации,
- выяснение актуальности,
- определение условий, при которых эта проблема будет решена
2. Разработка и принятие решения (вырабатывает для данного
состояния оптимальное воздействие)
-
разработка альтернативных
-
сопоставление вариантов
-
оценка альтернативных
- оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности,
- составление программ решения,
-
разработка и составление
3. Реализация (реализация этого решения)
-
доведение решений до
- разработка мер поощрений и наказаний,
- контроль за выполнением решений.
Первая
стадия рассматриваемого процесса состоит
в признании необходимости
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и способами их достижения.
Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов:
1)
способности системы
2)
опытности и индивидуальных
Если
исходить из того, что решение - это
организационная реакция на возникшую
проблему, то этап изучения ситуации направлен
на признание или не признание
существующей в организации проблемы.
Процесс здесь будет
Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия.
Вторая стадия принятия решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Так, можно рассмотреть возможность занятие должности кем-то из своих кандидатов, принять на работу кого-то со стороны и т.д. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Секрет творческой среды в умелом управлении. Существует много методов творческого поиска альтернатив:
"мозговая атака", метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, карта мнений и т.п.
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: прошлый опыт; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные руководители не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения того, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт дает руководителю выработать умения и навыки принятия правильных решений. Сам факт, что руководитель поднялся выше, свидетельствует о ценности и полезности накопления опыта.
Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив и они апробируются на практике с целью определить - а что же произойдет? Эксперимент широко используется в науке. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования.
Исследование и анализ предусматривает решение проблемы через ее понимание. Метод предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Сами изучение и анализ в этом случае намного дешевле, чем эксперимент. Важным инструментом данного метода является разработка и проигрывание различных моделей решения.
Третья, последняя, стадия в процессе принятия решений - выполнение решения - состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи.
Организация
выполнения решения как этап предусматривает
координацию усилий многих людей. Менеджера
здесь должно интересовать стремление
сделать людей
Данный
этап состоит из нескольких шагов, необходимых
для того, чтобы решение начало
выполняться. Сюда относится составление
плана мероприятий, которое заставляет
менеджера думать о конкретных действиях,
превращающих решение в реальность.
Необходимо распределить права и
ответственности среди
Следующий этап - это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Т.е. должна осуществляться функция контроля - установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
Полученная
в ходе отслеживания информация необходима
для осуществления
Решения
принимаются при условии
Признание
проблемы является необходимым условием
для ее решения, так как если проблема
не существует для того, кто принимает
решение, то принятие решения не состоится.
Раз проблема признана, то следующий
этап в рассматриваемом процессе
- это интерпретация и
Интерпретация
проблемы - это придание значения и
определение той проблемы, которая
признана. Проблема может быть определена
как возможность, как кризис или
как рутинная. Первый тип проблемы
необходимо обнаружить и раскрыть.
Второй и третий проявляются сами
и требуют вмешательства
- запрограммированные – разрабатываются стандартные процедуры, повторяющиеся с определенной регулярностью. Эти решения характеризуются большей точностью и часто требуют меньше затрат, времени и других ресурсов;
- незапрограммированные – принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, недостоверностью информации и сложностью влияния различных факторов Примерами таких решений являются формирование стратегического развития организации, определение ее целей, разработка прогнозов работы на новых рынках.
Определение
и последующие формулирование проблемы
позволяют менеджеру
Изучение этих факторов позволит менеджеру определить порядок решения проблем от наиболее до наименее важных. Ранжирование является важным шагом в процессе принятия решения. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками:
-
проблема получает сильную
-
проблема поддерживается
-
решение проблемы открывает
На
практике количество проблем, получающих
оценку как наиболее важных, обычно
превышает возможности
Этап
определения критериев
Информация о работе Сущность и роль управленческих решений в менеджменте