Сущность и роль энтрапренерства в предпринимательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Описание работы

В 80-е годы появился ряд работ по теории и практике предпринимательства, в которых в качестве нового направления выделяется так называемое интрапренерство. Авторы, отмечающие это явление, считают, что "интрапренерство стало движущей силой революционных изменений в американской системе менеджмента и экономического мышления" [37].
Рассмотрим, в чем сущность этого направления предпринимательства, в чем его новизна и почему возник к нему интерес?
Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства и его осуществление внутри существующей организации или так называемое внутреннее предпринимательство.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 115.15 Кб (Скачать)
Предпринимательство предприятий Предпринимательство индивидуалов
Достоинства Недостатки Достоинство Недостатки
Доступность финансов предприятия-партнера. 
Организационно-технологическая помощь при реализации ПИ. 
Возможности получения помощи в форс-мажорных обстоятельствах. 
Возможности использования предпринимательской структурной системы продвижения и сбыта предприятия-учредителя. 
Возможности использования опыта, деловой хватки, маркетинга и т.д.
Бюрократизация, рутинный характер деятельности, затрудняющий принятие и возникновение ПИ. 
Ограничение предпринимательской деятельности интрапренера принятыми организацией-учредителем рамками. 
Необходимость первоочередного учета интересов предприятия-учредителя. 
Погоня предприятия-учредителя за краткосрочными успехами
Полная свобода  в своих действиях. 
Повышенная мотивировка. 
Максимальная мобилизация своих сил и средств для решения поставленной задачи.
Недостаток  финансов и прочих ресурсов для реализации ПИ. 
Сложности технологические, организационные, которые надо решать самостоятельно. 
Не на кого рассчитывать при появлении форс-мажорных обстоятельств

 
Рис. 1.8. Элементы интрапренерства

Целью интрапренерства  является обеспечение интересов  интрапренера-предприятия и на этой же основе обеспечение интересов  интрапренера-человека, выдвинувшего и реализовавшего предпринимательскую  идею. 
Для развития интрапренерства на действующем предприятии необходимо обеспечить на нем дух предпринимательства и механизм реализации его возможностей, мероприятий, создающих условия для предпринимательской деятельности.
 

 

ВНЕДРЕНИЕ ИНТРАПРЕНЕРСТВА  В ОРГАНИЗАЦИЮ  

  Организация, желающая создать климат интрапренерства, должна выполнить ряд процедур. Эти процедуры  могут выполняться самими работниками, но гораздо эффективнее привлекать внешних консультантов. Последнее  особенно важно для организаций  традиционного толка, не подвергавшихся значительной перестройке.

Прежде всего  необходимо убедиться в том, что  высшее и среднее управленческие звенья проявляют заинтересованность в развитии интрапренерства. Без  вовлечения этих звеньев, особенно высшего, организации никогда не удастся  изменить культуру внутри компании и  обеспечить условия для развития интрапренерства. После того как  высшее руководство компании подтвердит свою решимость опробовать концепцию  в течение достаточного испытательного периода, необходимо, чтобы с этой концепцией познакомились на всех уровнях  организации. Лучше всего это  сделать с помощью семинаров, на которых рассматриваются различные  аспекты интрапренерства, а также  разрабатываются стратегии по преобразованию корпоративной культуры в духе интрапренерства. Готовятся общие направления  и принципы развития нового предприятия, ориентированного на интрапренерство. После того как очерчены предварительные  рамки новой структуры и одобрена ее концепция, возникает вопрос об интрапренере: кто им может стать, кому надо отдать предпочтение и какой должна быть его подготовка. Эта подготовка предполагает сосредоточение усилий на мобилизации  ресурсов внутри организации, выборе жизнеспособных направлений деятельности и рынков для них, а также разработку соответствующего бизнес-плана.

Необходимо выделить идеи и в общем виде обозначить сферы деятельности, которые высшее руководство берется поддерживать, а также определить величину рискового  капитала, который потребуется на начальном этапе реализации замысла. Кроме того, необходимо наметить программные  цели и результаты, которые ожидаются  от каждого нового предприятия. Эти  показатели должны быть максимально  конкретными с точки зрения сроков, объемов производства и рентабельности, а также их воздействия на организацию. Наряду с обучением интра-пренера  необходимо наметить возможных спонсоров/кураторов. Без спонсоров или покровителей надежда на то, что культура организации  преобразуется в духе интрапренерства, очень невелика.

После того как  решение по преобразованию компании в духе интрапренерства принято  и пройден предварительный этап обучения, следует перейти к более  углубленному изучению культуры интрапренерства. Большую помощь здесь могут оказать  группы управляющих, обучая других членов команды и передавая им свой опыт. Занятия должны проводиться один раз в месяц на протяжении восьми месяцев. Общие и специфические  сведения о различных сторонах интрапренерства  необходимо сделать достоянием всей компании как посредством прямого  общения, так и через имеющиеся  в компании средства информации.   
 

Эта деятельность завершится составлением моделей распределения  функций и созданием новых  предприятий. При этом существенным моментом является проведение конкретных мероприятий, направленных на воплощение новых идей в конкретные товары и  услуги, что будет составлять основу деятельности отдельных подразделений  нового предприятия. Это потребует  от членов команды интрапренеров  разработки бизнес-плана, проведения рыночных исследований для уяснения желаний  потребителей в отношении покупки  тех или иных продуктов, а также  нахождения точек соприкосновения  с уже существующими организационными структурами.

Таким образом, для создания новых структур, нацеленных на развитие интрапренерства, необходимо обеспечить сильную организационную  поддержку. Это имеет особенно важное значение, учитывая, что иятрапрснерство  не является главной сферой деятельности организации. Поскольку интрапренерство  не приносит мгновенной отдачи, связанная  с ним деятельность может не получить достаточного внимания, необходимого финансирования и должной поддержки. Первостепенное значение для успеха программы имеет обеспечение  ее финансовыми ресурсами, необходимыми для того, чтобы новое предприятие, основанное на интрапренерстве, могло  развиваться и успешно конкурировать  на рынке. Для того чтобы деятельность подобных предприятий была успешной, потребуются гибкость в управлении, новаторский подход, а также полный контроль со стороны предприятий  над осуществляемыми ими расходами. Если интрапренеру приходится отчитываться о своих расходах ежедневно, то речь в таком случае идет не о действительно  новом предприятии, а лишь о маневре  финансовыми ресурсами 

Поддержка новому предприятию должна также включать тесную увязку вознаграждений за труд с результатами функционирования отдельных  подразделений. Такой подход побуждает  членов команды работать с большей  отдачей и добиваться большей  эффективности, ибо их материальное благополучие будет напрямую зависеть от их собственных усилий. Поскольку  предприятие, основанное на интрапренерстве, является только частью более крупной  организации и не обладает полной самостоятельностью, необходимо, чтобы  часть вознаграждения за труд принимала  форму заработной платы. Необходимо также создавать стимулы для  более тесной кооперации данного  предприятия с подразделениями  компании, занятыми другими видами деятельности.

Наконец, важнейшим  условием успеха служит разработка такой  системы оценок, которая способствовала бы расширению хорошо работающих подразделений  и ликвидации плохо работающих звеньев. То есть в отношении подразделений, действующих на основе интрапренерства, следует применять тот же принцип, что лежит в основе деятельности предпринимательских фирм: если работа выполнена хорошо, а запросы рынка  удовлетворяются, новому подразделению  следует открыть зеленую улицу  для дальнейшего освоения рынка. Осмотрительность стоит проявлять  лишь для того, чтобы убедиться, что  расширение деятельности нового подразделения  идет в русле общих целей организационной  структуры и не дублирует действия уже существующих подразделении. Аналогичным  образом от неэффективных предприятий,  основанных на интрапренерстве, следует избавляться, а не держаться за них только из принципиальных соображений. Для создания благоприятной атмосферы для интрапренерства ликвидация некоторых подразделений столь же необходима, как и расширение деятельности более эффективных звеньев. Вместе с тем некоторые убыточные подразделения могут быть сохранены в том случае, если через них субсидируются какие-либо другие подразделения крупной организации или они блокируют возможность появления сильных конкурентов или создают основу для внедрения в какую-либо новую стратегически важную для компании  сферу  деятельности.

 

 

МЕХАНИЗМ  РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТРАПРЕНЕРСТВА  

Смольянова  Е.Л., Матузов Ю.И. (ВГТА, г. Воронеж, РФ)   

    Creation intrapreneuring divisions which have economic activities freedom, is objective necessity in the conditions of economy modernization. They can be used to reach stability and increase in efficiency of functioning of the enterprise in intermediate term and long-term.  

    Современное развитие экономики характеризуется  ведущим значением научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией  основных факторов производства, которые  определяют конкурентоспособность  предприятий. Возрастает роль инновационной  составляющей, в частности  интрапренерских структурных подразделений.

    Среди российских экономистов значение термина  «интрапренерство» понимается неоднозначно. Внутрифирменное предпринимательство  Л. Фаткин понимает как создание и  функционирование в рамках крупного предприятия автономных производственно-коммерческих подразделений [6]. Этих взглядов во многом придерживается Ю.В. Иванов, который  представил данное понятие как вариант  выделения дочерних обществ [1].

    В то же время, Ю.П. Анисимов считает, что  интрапренерство – это предпринимательская  деятельность, проводимая внутри крупной  фирмы, которая возникает как  реакция на застои, сбои, всякие неурядицы  в бизнесе [3].

    В.В. Томилов под интрапренерством понимает развитие духа предпринимательства  и его осуществление внутри существующей организации. Интрапренерство заключается  в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию, создаются условия для выдвижения новаторских идей, выделяются ресурсы  и оказывается всесторонняя помощь для реализации этих идей. Внутреннее предпринимательство можно рассматривать  как деятельность по производству и  реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских  возможностей личности и предприятия [4].

    Нельзя  не отметить мнение В.Г. Медынского, который  считает, что интрапренерство –  это деятельность высокоэффективных  внутрифирменных предпринимателей в рамках крупных корпораций, которые  изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов [2].

    Интрапренерская структура построена на адхократических  принципах. Э.Тоффлер дает следующее  определение адхократии, представляя  ее как власть интеллектуалов, мобилизованных по конкретному поводу с определенными  свойствами: - данная структура является временной;

    - данная структура является очень  гибкой и быстроизменяющейся;

    - объем работы разбит на части,  выполняемые разными рабочими  группами;

    - основная задача лица, управляющего  адхократией – координация деятельности  рабочих групп;

    - работы не стандартизированы,  требуют творческого подхода  их выполнения;

    - все сотрудники должны уметь  принимать самостоятельные решения  и принимают их.

    На  наш взгляд, адхократия является наиболее эффективной формой организации. В  той или иной степени она может  стать фактором развития любого предприятия. Включение сотрудников в процесс  принятия управленческих решений, поощрение  личной свободы и инициативы, свойственные адхократической структуре, а также  постепенное расширение сферы интрапренерства - объективные требования современной  экономики.

    С учетом вышеизложенного, представляется, что предприятия требуется исследовать  как синергетическую управляемую  систему. Современные системно-синергетические  научные концепции диктуют необходимость  применения гибкого управляющего воздействия.

    Синергетическая модель предполагает поливариантность развития предприятия. Одним из элементов  адаптационного механизма, обеспечивающим устойчивость развития предприятия  при изменении внешних и внутренних условий является интрапренерство.

    Основываясь на синергетическом подходе, определим  интрапренерство как процесс  организации новых и развития действующих предприятий (включая, в частности, применение новых технологий, производство новых продуктов, внедрение  организационных новшеств) путем  изменения взаимоотношения личности и организации во взаимодействии с микро- и макросредой функционирования предприятия с целью удовлетворения социально-экономических потребностей участников этого процесса в рамках динамического баланса противоречивых социально-экономических интересов.

    Развитие  интрапренерства определяется интенсификацией  предпринимательской деятельности, поскольку она подразумевает  внедрение инновационных разработок, способствующих развитию предприятий.

    Целью интрапренерства является повышение  эффективности предприятия за счет:

    - активизации и использования  творческого потенциала сотрудников;

    - повышения эффективности использования  ресурсов предприятия;

    - быстрой реакции на изменения  потребностей рынка;

    - быстрой реализации всевозможных  нововведений (технических, организационных  и т.п.);

    - создания основы для дальнейшего  инновационного  развития и диверсификации производства.

    Экономическая сущность интапренерской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных  подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Необходимые, на наш взгляд, условия  для развития интрепренерства представлены на рисунке 1.

    Важным  условием образования интрапренерских  подразделений  является самостоятельное управление, для того чтобы в случае их упразднения базовое предприятие продолжало эффективно функционировать. Прежде чем приступать к реструктуризации предприятия, следует определить целесообразность существования того или иного интрапренерского  подразделения в рамках базового предприятия или выделения его в самостоятельную структуру. В ряде случаев эффективным является использование комбинированной системы управления, предполагающей делегирование функций, прав и ответственности нижестоящим подразделениям, которые наделяются определенной самостоятельностью в принятии хозяйственных решений.

Рисунок 1- Условия интрапренерства  

    При создании интрапренерских подразделений  необходимо определенная реструктуризация существующей производственной структуры. При реструктуризации производства следует учитывать, что созданные  на базе крупного предприятия интрапренерские  подразделения будут функционировать  на новых организационно-экономических  принципах. Интрапренерство предполагает наличие эффективного механизма  трудовой мотивации персонала, которая обеспечивается следующими факторами: вовлечением в систему мотивации максимального числа работников; участием в управлении; созданием условий для предпринимательской деятельности; децентрализацией управления; дифференцированной оценкой трудового вклада и оценкой  результатов деятельности отдельных подразделений. Система трудовой мотивации должна способствовать устойчивости развития предприятия в целом, его подразделений и работников.

    Часть дохода, которая остается в интрапренерском  подразделении как фонд заработной платы, распределяется с учетом факторов мотивации. Базовое предприятие  при этом выступает в качестве гаранта соблюдения трудового законодательства, но не оказывает регулирующего воздействия [5]. Создание эффективного механизма  трудовой мотивации работников является основной движущей силой инновационного развития предприятия.   

    Несмотря  на определенную самостоятельность  создаваемых интрапренерских подразделений, перспективное планирование должно осуществляться базовым предприятием, поскольку на этом уровне разрабатываются  стратегические планы и программы  научно-технического развития, реализующиеся  на основе централизованного бюджета. Бюджет предприятия разрабатывается  с учётом деятельности интрапренерских  подразделений. Для них формируется  заказ по основной продукции (услугам), который доводится в виде плана (на месяц, квартал), где указывается  объем продукции (продаж), издержки производства и предполагаемая прибыль.

    Экономический механизм взаимодействия интрапренерских  подразделений и базового предприятия  предполагает возможность производства продукции, оказания услуг с целью  получения дополнительного дохода. Руководство интрапренерских подразделений  самостоятельно определяет вид и  объем сторонних заказов, увязывая их с наличием недогруженных производственных мощностей, определяет методы продвижения  и реализация продукции.

    Предприятие, имеющее в своей структуре  самостоятельные подразделения, может  рассматриваться как синергетическая  система с неравновесной открытой матричной структурой функционирования. Синергетический эффект на начальной  стадии развития промышленного предприятия  проявляется в форме экономии финансового потенциала предприятия, формирования необходимых и достаточных  условий организации инновационного бизнеса, а также в форме экономии времени воспроизводственного цикла  за счет повышения конкурентоспособности  как самого предприятия, так и  выпускаемой продукции.

    Создание  интрапренерских подразделений, имеющих  свободу хозяйственной деятельности, может быть использовано для достижения устойчивости и повышения эффективности  функционирования предприятия в  среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

Информация о работе Сущность и роль энтрапренерства в предпринимательстве