Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:29, курсовая работа
основная цель данной работы – изучить тейлоризм и его сущность. При этом в работе раскрываются следующие задачи:
-охарактеризовать возникновение научного менеджмента;
-отразить сущность тейлоризма;
-рассмотреть критические высказывания в сторону тейлоризма;
Введение
1. Возникновение научного менеджмента
2. Система Тейлора или тейлоризм
3. Критика тейлоризма
Заключение
Список литературы
В ответ на обвинение, что научный менеджмент превращает работника в придаток машины, бездушный автомат, Тейлор в той же работе отвечает следующим образом: «Первое впечатление от подобного облегчения и упрощения работы каждого рабочего … внушает мысль, что все это направлено на то, чтобы сделать из рабочего настоящий автомат, деревянного человека …, однако то же самое возражение может быть направлено и против современной системы разделения труда вообще. Пример: современный хирург – не узколобый человек, автомат, не просто делает разрез, а работает в сотрудничестве с другими специалистами» [6, С. 38].
Тейлор не только отвергает обвинение, что научный менеджмент нивелирует личность, но и указывает, что научным может быть лишь такой менеджмент, который тренирует и обучает работника: «Рабочие, которые работают при системе научного управления, тренируются и обучаются совершенно так же, как самый тонкий на свете механик обучает и тренирует своих учеников и подмастерьев» [4, С. 112]. Тейлор идет дальше и говорит, что рабочий имеет право на творчество, инициативу. Но это возможно, когда работник научился «пользоваться инструментами, созданными в результате многолетней эволюции, которые после проверки на опыте признаны наилучшими…, когда вы достигнете наивысшей ступени знания в нашем искусстве, тогда изобретайте, но изобретайте лучшее, а не худшее – вот в точности то же, что мы говорим своим рабочим при системе научного управления» [4, С. 112].
Тейлор считал, что
рабочий при научной
Тейлор подчеркивал
обязанность администрации
Миф второй: рабочие реагируют только на денежное вознаграждение. Так, Д. Бодди и Р. Пэйтон пишут: «Ф. Тейлор полагал, что единственный способ побуждения рабочих к необходимым усилиям, т.е. выполнению стандартных заданий и рутинных операций, – финансовые стимулы, деньги...» [3, С. 32].
Подлинное мнение Ф.У. Тейлора по этому вопросу: «Поощрение – это то, что дается сверх: повышение по службе, премия, улучшение условий труда, личное уважение… Администрация должна регулярно сообщать рабочему о его успехах… Рабочему за открытое им усовершенствование следует оказывать впредь полное доверие и уплатить денежную премию в награду за его изобретательность» [4, С. 105]. Близких взглядов придерживались и его последователи.
Миф третий: Тейлор не рассматривал проблему продвижения рабочего по службе. Подобное утверждение содержится в книге Д. Бодди и Р. Пэйтона.
Позиция же Тейлора
такова: «Рабочий, который развивается
в квалифицированного специалиста
и, следовательно, может сделать
благодаря этому карьеру: чернорабочий
в результате обучения может стать
высококвалифицированным
Миф четвертый: Тейлор не придавал значения социальному контексту труда. Тейлор: «На первый взгляд, перед нами только две стороны: рабочий и предприниматель. Но мы упускаем из виду еще и третью великую сторону – всю нацию, потребителей, покупающих продукцию первых двух сторон и в конечном счете выплачивающих как заработную плату рабочим, так и прибыль предпринимателям. Права нации поэтому более важны, чем права как предпринимателей, так и рабочих. Эта третья великая сторона должна получить свою долю во всякой достигнутой выгоде…Автор принадлежит к числу тех, кто верит, что третья сторона (вся нация) по мере того как она будет ближе знакомиться с истинным положением вещей, все более и более будет настаивать на том, чтобы справедливость была оказана в равной мере всем трем сторонам» [4, С. 115].
Миф пятый: распространение научного менеджмента, хотя и позволило добиться повышения производительности труда, привело к более интенсивной эксплуатации наемных рабочих, что отнюдь не способствовало гармонии и сотрудничеству, к которым стремился Тейлор. Такого рода обвинения в адрес Ф.У. Тейлора звучали почти 100 лет назад, и Россия не была исключением.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что тейлоризм - система организации труда и управления производством, на рубеже 19-20 вв. Разработана американским инженером Ф.У. Тейлором. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях извлечения максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса.
Тейлоризм представляет
собой совокупность разработанных
Тейлором и его последователями
методов организации и
В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа:
1. Детальное научное
изучение отдельных действий
и проведение экспериментов с
целью установления законов и
формул для наиболее
2. Тщательный отбор
рабочих «на основе
3. Осуществление
администрацией сотрудничества
с рабочими, «сближение рабочих
и науки… на основании
4. «Почти равное
распределение труда и
Тейлоризм послужил основой для современных систем организации труда, применяемых в странах с рыночной экономикой. Он претерпел эволюцию под влиянием изменений в развитии производительных сил, особенно научно-технической революции.
В условиях современного
рыночного хозяйства вопросы
совершенствования организации
труда и управления производством
стали специальной отраслью знаний,
сферой деятельности десятков и сотен
научно-исследовательских
Список литературы
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 283 с.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент М., ЮНИТИ, Банки и Биржи, 2007.
3. Ерманский О.А. Научная организация труда в системе Тейлора. 2-е изд. - М.: Дело, 2005.
4. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. - М.: Дашков и К, 2008.
5. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 512 с.
6. Уткин Э.А. Тейлоризм: хорошо забытое прошлое или вполне реальное будущее? // Человек и труд. - 2001. - № 10.
7. Щекин Г.В. Теория и практики управления персоналом. - К.: МАУП, 2008.