Сущность и особенности стратегического управления фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1.Общая характеристика стратегического управления предприятием5
1.1.Сущность и основные понятия 5
1.2.Стратегическое управление как система 6
ГЛАВА 2.Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 9
2.1.Анализ внешней и внутренней среды предприятия 9
2.2.Определение миссии и целей предприятия 17
2.3.Разработка и выбор стратегии предприятия 26
ГЛАВА 3.Реализация стратегии предприятия на примере ОАО «Заволжский моторный завод» 35
Заключение 41
Список литературы 42
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМ.2010.docx

— 81.99 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

ГЛАВА 1.Общая характеристика стратегического  управления предприятием5

1.1.Сущность  и основные понятия 5

1.2.Стратегическое  управление как система 6

ГЛАВА 2.Характеристика основных этапов стратегического управления предприятием 9

2.1.Анализ  внешней и внутренней среды  предприятия 9

2.2.Определение  миссии и целей предприятия  17

2.3.Разработка  и выбор стратегии предприятия  26

ГЛАВА 3.Реализация стратегии предприятия на примере ОАО «Заволжский моторный завод» 35

Заключение 41

Список  литературы 42

Приложение 1 43

Приложение 2 44

Приложение 3 45

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы «Сущность и особенности  стратегического управления предприятием»  бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое  в бизнесе направление, имеющее  большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения  управленческих процессов организации  в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всём деловом мире. Изучая стратегическое управление, менеджеры  смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оце6нивать ситуацию и предпринимать необходимые  для предприятия шаги.

     Целью работы является проведение исследования, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь непростой, но очень интересной и актуальной на сегодняшней день сфере менеджмента как стратегическое управление.

     Задачи  этой научной работы состоят в  рассмотрении таких вопросов:

- как понимать стратегическое управление;

- каковы его сущность и содержание;

- что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается.

     Более полный и глубокий ответ на последний вопрос рассмотрим при помощи ОАО «Заволжский моторный завод», где происходит реформирование производства по методу just-in-time.

     Степень изученности такой сферы менеджмента, как стратегическое управление несомненно велика, но есть все основания полагать, что её развитие будет продолжаться и дальше, поскольку бизнес не стоит на одном месте, а взлётов и падений избежать не удастся.

     Разработка  идей стратегического управления нашла  отражение в работах таких  авторов, как Виханский О.С., Ансофф И., Акофф Р. и многих других.

     Важно отметить, что ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (80-е годы ХХ века), стала идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

1.1.Сущность  и основные понятия

     Термин  «стратегическое управление» был  введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого  на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость  проведения такого различия была вызвана  в первую очередь изменениями  в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нём изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

     Стратегическое  управление - область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития фирмы, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что даёт фирме конкурентные преимущества.

     Анализ  специальной литературы убеждает в  том, что в настоящее время  отсутствует единое определение  понятия стратегического управления.

Существует  целый ряд определений стратегического  управления, в которых делается упор на различные его аспекты и  особенности, приводящие к неопределённости границ понятия.

     И.Ансофф в работе «Стратегическое управление» так определил содержание данного понятия: «Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям»[2,с.18]. В книге О.С. Виханского «Стратегическое управление» под стратегическим управлением понимается «такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности даёт организации возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [6,с.24].

1.2. Стратегическое управление  как система

     Стратегическое  управление можно рассматривать  как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих вопросов: анализ среды; определение миссии и  целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегий. Эти процессы логически  вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы  стратегического управления.

     Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для  определения миссии и целей фирмы  и для выработки стратегий  поведения, позволяющих фирме выполнить  миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трёх её частей:

1)макроокружения;

2)микровнешней среды;

3)внутренней  среды.

     Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и так далее.

     Микровнешняя среда анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

     Анализ  внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также  позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что фирма не только производит продукцию  для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим  членам, предоставляя им работу, возможность  участия в прибылях, создавая для  них социальные условия и тому подобное.

     Внутренняя  среда анализируется по следующим  направлениям:

· кадры  фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и тому

подобное;

· организация  управления;

· производство, включающее организационные, операционные и

технико-технологические  характеристики, научные исследования и разработки;

· финансы  фирмы;

· маркетинг;

· организационная  культура.

     Определение миссии и целей, рассматриваемое  как один из процессов стратегического  управления, состоит их трёх процессов, каждый из которых требует большой  и исключительно ответственной  работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Далее идёт подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремиться. А, зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

     После того, как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву  считается сердцевиной стратегического  управления. С помощью специальных  приёмов фирма определяет, как  она будет достигать своих  целей, и реализовывать свою миссию.

     Выполнение  стратегии является критическим  процессом, так как именно он приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются  случаи, когда фирмы оказываются  не в состоянии осуществить выбранную  стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведён анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется  потому, что управление не может  должным образом вовлечь имеющийся  у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это  относится к использованию трудового  потенциала.

     Оценка  и контроль выполнения стратегии  является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идёт процесс достижения целей, и  собственно целью фирмы.

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

     Среду фирмы можно сравнить со вселенной, состоящей из различных элементов, что подразумевает не только их огромное количество, но и постоянное взаимодействие в сложной системе, которой является фирма. Степень управляемости компанией будет определяться уровнем свободы выбора поступать сообразно определённым приоритетам без нарушения организованности сложной системы. Свобода выбора, в свою очередь, будет определяться уровнем знаний о возможностях, открывающихся во внешней среде, угрозах, таящихся в ней, и способностью, умением воплотить эти возможности и противостоять угрозам с помощью потенциала фирмы, то есть готовностью её внутренней среды.

2.1. Анализ внешней  и внутренней среды  предприятия

     Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в  своей повседневной и стратегической деятельности.

Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния  на фирму. В ней можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и микровнешнюю среду (среду непосредственного окружения).

     Макроокружение  создаёт общие условия, в которых  действует фирма, определяет для  неё и других организаций границы  допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по-разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на фирмы в зависимости её «здоровья».

     Макроокружение  по отношению к предприятию выступает  как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности. Как предпосылка, вызывающая необходимость  изменений на предприятии. Давайте  рассмотрим состав макроокружения, характеристики формирующих его элементов и  их влияние на фирму. Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами.

     При всех различиях устройства государство  и рынок находятся в сложных  взаимоотношениях, зависящей от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны, политических воззрений лидеров  и другое.

     Политические  факторы характеризуют уровень  стабильности политической обстановки, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок, защиту государством интересов  предпринимателей, его отношение  к различным формам собственности.

     При изучении данной составляющей должна быть получена информация относительно целей развития общества и регионов, о приоритетных отраслях экономики, характере политической борьбы, возможности  и направлениях развития политической системы, способности существующего  правительства эффективно проводить  в жизнь свою программу, степени  её поддержки или сопротивления.

     Экономическая составляющая определяется уровнем  развития и особенностями рыночного  механизма. В первую очередь речь идёт о темпах экономического роста, бюджете страны и его выполнении, доступности ресурсов, объёмах производства и торговли, уровне и распределении  доходов, расходов и сбережений населения, покупательной способности отдельных  слоёв населения и организаций, уровне безработицы, уровне налогообложения, инфляции, процентной ставке, производительности труда, величине заработной платы и  так далее.

Информация о работе Сущность и особенности стратегического управления фирмой