Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:14, курсовая работа
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую
важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.
Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполаган
I Введение
II Сущность и содержание управленческого решения
III Основные элементы управленческого решения
IV Заключение
Содержание.
I. Введение.
II. Сущность и содержание управленческого решения.
1. Характеристика и особенности управленческого решения.
2. Виды сущности управленческого решения.
3. Виды и типы
управленческих решений.
4. Структура и содержание управленческого решения.
III. Основные элементы управленческого решения.
IV.
Заключение.
I.Введение.
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую
важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.
Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагание, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения –центральный элемент управления и организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан
с реализацией специального плана, который
представляет собой совокупность
мероприятий, направленных
на достижение целей и сроков
их реализации. Разработка такого
плана –прерогатива соответствующих
служб в аппарате управления. Однако
сегодня к его разработке привлекаются
те, кто будет его реализовывать,
то есть непосредственные исполнители.
II. Сущность и содержание управленческого решения.
1) Характеристика и особенности управленческого решения.
Деятельность любого руководителя связана с разработкой и реализацией
решений в рамках выполнения им должностных обязанностей
в компании. Как социальная система она включает в себя
также техническую и биологическую системы. Разделение труда и
выделение управленческих функций в отдельную сферу деятельности
Биологические |
Решения в социальной системе |
Управленческие |
Технические |
большого числа
людей обусловило и дифференциацию
решений.
Управленческие решения связаны с выполнением управленческих
функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Эти решения реализуются
в форме распоряжения,
деловой беседы, инструкции и т.д.
Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается
и реализуется для социальной системы и направлено на:
• стратегическое планирование деятельности организации;
• управление управленческой деятельностью;
• управление человеческими ресурсами (активизация знаний,
умений, навыков);
• управление производственной и обслуживающей деятельностью;
• формирование системы управления компании (методология,
структура, процесс, механизм управления и техническое
обеспечение);
• управленческое консультирование;
• управление внутренними или внешними коммуникациями.
Примерами
управленческого решения в
планирования может быть: Устав и Бизнес-план компании, Конституция страны.
Как процесс УР — это выполнение восьми основных процедур: 1.информационная подготовка, 2.разработка вариантов, 3.согласование вариантов, 4.выбор одного варианта, 5.утверждение, 6.реализация, 7.контроль выполнения УР, 8.информирование инициатора решения.
УР — это творческое, волевое действие субъекта управления на
основе знания
объективных законов
системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели.
УР составляет основу процесса управления. В рамках предприятия или организации руководителю приходится принимать все типы
решений. Поэтому от инициатора общего УР требуются хорошие
знания и в технологических областях, а возможно, и в биологических.
Например, главный врач поликлиники обязан принимать и УР,
и решения, связанные с техническим обеспечением, и решения в
медицинской области.
УР можно сравнить с дирижером, в ведении и под контролем
которого
находятся все
другие решения.
2) Виды сущности управленческого решения.
УР влияет на экономические, организационные, социальные,
правовые и технологические интересы компании.
1.Экономическая сущность УР состоит в том, что для разработки и
реализации любого УР требуются финансовые, материальные и другие
ресурсы. Поэтому каждое УР имеет реальную себестоимость.
2.Организационная сущность УР состоит в том, что для разработки и реализации УР компания должна иметь соответствующие возможности, в том числе:
• необходимый персонал компании;
• инструкции и положения, регламентирующие полномочия,
права, обязанности и ответственность работников;
• все требуемые ресурсы, в том числе информационные;
• техников и технологии;
• систему контроля;
• возможности постоянной координации их работы.
3. Социальная сущность УР заключается в механизме управления
исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участников.
В самом УР или в процессе его разработки и реализации должны быть учтены потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги.
4. Правовая сущность УР заключается в возможности осуществлять
заданные мероприятия в правовом поле, то есть при строгом
соблюдении законодательных актов РФ, международных обязательств,
уставных и других документов самой компании.
5. Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения
персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми
техническими, информационными средствами и ресурсами.
Планируя разработку
или реализацию УР, руководитель одновременно
должен формировать для него технологическую
основу.
3) Виды и типы управленческих решений.
1.Программируемые и непрограммируемые решения.
Все решения делятся на две группы: программируемые и непрограммируемые.
Программируемые решения построены на базе установленной политики правил и порядков. Например, если менеджер компании получает просьбу о
повышении зарплаты от оператора, то решение удовлетворить или нет эту
просьбу, является программируемым. Как и большинство крупных организаций (частично из-за профсоюзов) компания работает по системе фиксированной зарплаты. Уровень зарплаты в этой организации не только фиксирован, но чаще всего он оговорен в контракте. И ответ на просьбу об увеличении зарплаты будет скорее всего согласован с общей политикой, которая действует на предприятии. Непрограммируемые решения могут быть не ограничены, какими бы то ни было дальнейшими правилами и порядками. Такие решения обычно принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем и, как правило, они широко используют личную инициативу менеджера и его личные взгляды. Например, в
рассмотренной просьбе оператора об увеличении зарплаты менеджер может
обнаружить двусмысленность в политике компании, касающейся вычислений индивидуального рабочего времени служащего. Заметим, что политика предполагает включение больничного времени в рабочее время служащего, но включаются ли сюда невыплаченные надбавки? Оператор считает, что общее время его работы включает время его больничного, а его мастер так не считает. В этой ситуации требуется непрограммируемое решение..
Категории программируемого
и непрограммируемого решения не исключают
друг друга. Подчас грань между ними стирается,
и мы можем найти решение, стоящее между
абсолютно программируемым и совершенно
непрограммируемым решениями.
2.Организационные и персональные решения.
Организационные
решения принимаются менеджером
внутри формальных рамок его официальной
власти и авторитета. Персональные решения,
с другой стороны, принимаются им как частным
лицом. Организационные решения часто
программируемы в том смысле, что они могут
быть переданы подчиненным. Персональные
решения, по определению, не могут быть
переданы другим. Например, менеджер, увольняющий
рабочего из-за долгого отсутствия на
работе, принимает организационное решение.
Но если он увольняет того же рабочего,
чтобы поставить на его места своего брата,
то это решение основано на личных, а не
общественных причинах. Это можно назвать
персональным решением. Разница между
организационным и персональным решением
помогает определить взаимодействие между
субъективными человеческими факторами
(гнев, обида, личные интересы служащего)
и объективными организационными целями
и нуждами (соответствием на рабочих местах,
производственной конкуренцией). Различие
помогает менеджеру обратить внимание
на главный вопрос, стоящий за принятием
решения, принято ли решение в интересах
организации или в его собственных интересах?
3.Операционные и стратегические решения.
Разница между
этими двумя типами решений отражает
диапазон процесса принятия решений. Операционные
решения принимаются на среднем или низком
уровне управления. Они в основном являются
частью краткосрочных планов. Например,
менеджер, который принимает служащего
на работу, действует, руководствуясь
политикой или планом компании. Этот вид
решения является программируемым. Стратегические
решения принимаются в связи с возникающими
сложными проблемами и часто связаны с
такими макроэкономическими переменами,
как состояние экономики, конкуренция,
переговоры с профсоюзами. Решение упомянуть
в своей рекламе конкурирующую фирму в
специфической форме является стратегическим.
Информация о работе Сущность и основные элементы управленческого решения