Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:30, реферат
социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.
Введение
1. Сущность и направленность общественных процессов
2. Природа общественных процессов и социальных отношений
3. Свойства и структура общественных процессов
Заключение
Список используемой литературы
Пятое свойство общественных процессов состоит в том, что они зависимы от обектавных условий и факторов общественной жизнедеятельности и воспроизводят их в своем функционировании и организации.
Комплекс свойств управляемых объектов, особенно таких, как самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем развитее общественные процессы, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление может быть "мягче" и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.
Управляемая общественная жизнедеятельность (совокупность управляемых объектов) образует сложную систему, состоящую из разных людей, занятых в производственных, социальных, духовных и других процессах. В центре ее и исходной точкой отсчета всегда является человек. Поэтому управляющие воздействия, осуществляемые каким бы то ни было государственным органом, должны непременно доходить до человека и вызывать необходимый отклик в его сознании, поведении и деятельности. Вместе с тем человек - существо коллективистское, он объединен с другими в процессах производства и социального общежития. Различные социальные роли обусловливают объединение людей в очень многообразные коллективы, причем один и тот же человек может состоять во многих коллективах. Сами коллективы людей также интегрируются в более широкие и сложные общности: социальные общности (классы, социальные слои и сословия, профессиональные группы), территориальные общности (населенные пункты, районы, города, области, республики и т.д.), общественные объединения (партии, общественные организации и т.д.), производственные комплексы и т.д. Причем в большинстве общности приобретают определенную институализацию - государственную, общественную, воспроизводственную.
Тем самым в управляемой общественной системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня общественных процессов:
- человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей целостной социально-продуктивной активности;
- коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;
- общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей и их объединений.
Условно можно сказать, что в первом уровне реализуются социальные роли, во втором - виды деятельности, в третьем - формы общественных отношений. Различные уровни управляемой системы находятся во взаимосвязи, в постоянном взаимодействии, в зависимости друг от друга. Структура управляемой системы в данном "срезе" позволяет определять диапазон управляющих воздействий государственных органов. Очевидно, что управляющие воздействия, направленные на обеспечение функционирования и развития общества в целом, крупных общностей, на совершенствование системы или видов общественных отношений, отличаются по масштабу, охватываемому кругу регулируемых явлений от управляющих воздействий на коллективы (объединения), не говоря уже об управляющих воздействиях на отдельных граждан (личности). Возникают основания для дифференциации и конкретизации деятельности государственных органов в сфере управления.
Управляемая система может быть также охарактеризована и в "содержательном" срезе, т.е. в зависимости от социальных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функционирования (деятельности) общественных процессов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятельности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результаты деятельности, посредством которых главным образом выражаются их общественные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функционирования и организационной формы.
В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управляемыми государством, а с другой - управляющими самим государством. Необходимо уметь проводить грань в политической деятельности и различать ее аспекты.
В большинстве экономических общественных процессов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. В них потребляются природные ресурсы, средства производства, рабочая сила, причем независимо от форм собственности, и одновременно создаются новые продукты производственного и непроизводственного назначения. На эти объекты влияют: природная среда, состав и качество природных ресурсов, уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, тип общественных отношений и их уровень, степень трудовой, социальной и интеллектуальной развитости человека и многие другие моменты. Состояние и продуктивность экономических общественных процессов характеризуют в главном уровень развития общества и возможности государственного управления в нем.
Социальные управляемые объекты (объекты, как принято говорить, социальных услуг либо социального обслуживания) осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, организацию дошкольного и специального трудового воспитания, на создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, обеспечение коммуникациями и поддержание других важных взаимосвязей, в которых выражается процесс воспроизводства и общения человека. В совокупности они образуют сложную и очень важную сферу (подсистему) общества, в рамках которой происходит как потребление материальных и социальных продуктов и условий, так и одновременное исторические воссоздание человека. Социальные общественные процессы тесно связаны с экономическими управляемыми объектами, основываются на продуктах (результатах) их активности и потреблении последних. Вместе с тем их деятельность имеет и самостоятельное проявление, заключающееся в оказании разного рода жизненно необходимых услуг.
К духовным управляемым объектам относятся те организационно представленные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность - выработка идей и взглядов, мировоззренческих представлений, эстетических и этических ценностей и т.д., так и духовно-практическая - освоение выработанных духовных продуктов сознанием (особенно массовым) людей, повышение их образовательного и культурного уровня, использование духовных идеалов, норм, ценностей в повседневной жизни. Духовная жизнь - многогранный и специфический объект государственного управления. Разумеется, что процесс производства и потребления духовных продуктов по своей сути есть процесс свободный, творческий, открытый для каждого человека. Но нельзя не замечать (и не считаться с этим), что данный процесс, включающий в себя духовное производство, распределение духовных продуктов (в том числе и навязывание некоторых из них посредством массовой информации), их потребление, формирование и развитие сознания общества и отдельного человека и т.д., осуществляется в определенных организационных формах, на базе определенных материально - финансовых средств и специально (профессионально) выделенными и подготовленными группами людей.
Наличие политических общественных процессов обусловлено несколькими причинами. Во-первых, тем, что сфера политики и сфера государственного управления не совпадают полностью друг с другом, не накладываются одна на другую: политические интересы реализуются не только через государственное управление, так же как и государственное управление занято решением не только политических проблем. Во-вторых, политическая деятельность, которая, хотя и направлена в конечном счете на управление государственными и общественными делами и в этом, собственно, и выражается, имеет более широкий смысл, ибо включает в себя теоретическую деятельность в сфере политики, деятельность по формированию политического сознания людей, политическую пропаганду и агитацию, политическую организацию.
В-третьих, политическая деятельность в своем, так сказать, "фундаменте" осуществляется в гражданском обществе и выступает относительно самостоятельной по отношению к государству. В качестве политических управляемых объектов поэтому можно назвать: деятельность научно-исследовательских учреждений в области изучения политических проблем; обеспечение функционирования структур политического просвещения, пропаганды, агитации и информирования; конституирование форм, процедур и других механизмов демократии и т.д.
Содержательно - функциональный анализ общественных процессов показывает, таким образом, их многообразие и качественную специфику, обусловленную многими обстоятельствами. А это создает объективную основу для формирования видов государственно-управляющих воздействий, то есть для дифференциации их целенаправленности, содержания, заложенных в них организующее - регулирующих средств применительно к потребностям и интересам конкретных (единичных) управляемых объектов.
Социальное изменение обозначает перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение - наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.
Социальное развитие рассматривается как частный случай социальных изменений, имеющих либо направленность в сторону улучшения/усложнения/
Заключение
Таким образом, социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.
Поскольку социальное изменения затрагивает все элементы общества, приятно разделять их на 4 уровня:
- социальный (глобальный) уровень - это изменения, затрагивающие все сферы общества (экономическое и техническое развитие, политические революции, кризисы, глобальные миграции, урбанизация)
- уровень больших социальных групп - изменения в социальной структуре общества (социальное расслоение, социальная и профессиональная мобильность)
- уровень институтов и организаций - изменения, происходящие в рамках отдельных социальных институтов (реформы и реорганизации отдельных сфер общественной жизни)
- уровень межличностных отношений - изменения социальных связей между отдельными индивидами
Социальные изменения более высокого уровня обычно приводят изменениям нижестоящего уровня. Изменения низшего уровня обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массовыми и не носят кумулятивный характер.
Кроме этого, некоторые социологи выделяют различные виды социальных изменений.
Г.В. Осипов предлагает следующую классификацию изменений:
структурные - изменения структуры различных социальных преобразований
функциональные - изменения функций отдельных социальных институтов и организаций.
процессуальные - происходят в сфере социального взаимодействия и взаимоотношений между различными общностями, институтами, организациями.
мотивационные - перемены в сфере мотивации индивидуально-типовой деятельности.
Осипов считает, что все виды социальных изменений взаимосвязаны, провоцируют друг друга и, следовательно, приводят к постоянной социальной динамике общества.
Наибольший интерес социологов вызывают социальные изменения, которые определятся как социальное развитие. Все социологические школы пытаются определить какие изменения и в каких сферах общества определяют его прогресс и регресс.
В итоге необходимо понять, что выделение общественных процессов, раскрытие их свойств и структуры создает для теории и практики государственного управления очень важные посылки. С одной стороны, они свидетельствуют о том, что управляемые объекты инициируются, поддерживаются и преобразуются самостоятельной деятельностью людей, занятых в них, и эта деятельность имеет объективные основания и закономерности. А с другой - что управляемые объекты не всегда способны к рациональному самоопределению и саморегулированию своих внешних взаимосвязей и в них имманентно содержится объективная потребность и интерес в государственном управлении. Там, где нет потребности и интереса в государственном управлении, нет, конечно, и общественных процессов для государственного управления. Когда же такие потребности и интересы в различных видах человеческих отношений, деятельности и социальных ролей наличествуют, государство обязано на них откликаться, вырабатывать и практически реализовывать адекватные им управленческие решения и действия. Этому как раз и служит социальный механизм формирования и реализации государственного управления, который надо не только четко представлять, но активно использовать в управленческой практике.
Список используемой литературы
1. Арутюнян Юрик Вартанович - член-корреспондент РАН, советник РАН. О социальной структуре общества постсоветской России./ http://articles.excelion.ru/
2. ЗаславскаяТ. И. Социально-культурные аспекты трансформации российского общества. Социол. исслед. 2001. №8. С. 9.
3. Голенкова 3.Т. Трансформация и социальное неравенство // Социально-экономические проблемы трансформации российского общества. Тюмень, 1998.
4. Голенкова 3.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои современной РОССИИ, опыт социологического исследования// СоцИС, 1998, № 7.
5. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Социальная структура общества: в поисках адекватных ответов».// СоцИС, 2008, №7.
6. Корсавин.П.Л. Социальная структура общества в России. М., Посткриптум,1999 г.
7. Штомпка Пётр. Социология социальных изменений / Пер, с англ, под ред. В.А. Ядова. -- М.: Аспект Пресс -- 1996 г.
Информация о работе Сущность и направленность общественных процессов