Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:30, реферат
социальные изменения, включающие в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие же, которые не несут на себе ни положительного, ни отрицательного смысла, определяются как социальные перемены. При этом, одни и те же социальные изменения в обществе, иногда могут характеризоваться как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.
Введение
1. Сущность и направленность общественных процессов
2. Природа общественных процессов и социальных отношений
3. Свойства и структура общественных процессов
Заключение
Список используемой литературы
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие социальной стратификации.
“Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества”. В рамках этого, существует более узкое понятие “общественных отношений”. “Под общественными отношениями понимается отношения сходства и различия, равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и социальными группами”.
Существует множество критериев, по которым осуществляется стратификация. Это - власть, собственность, этническая, классовая, сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к умственному и физическому труду и т.д.
С социальной стратификацией связано понятие “социальной мобильности”. Под социальной мобильностью понимается “ любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую”. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной мобильности - есть степень демократичности общества. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять; в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные изменения в обществе.
Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе.
Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе.
Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является организацией его во времени.
Социальная структура охватывает размещение всех общественных отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.
Лишь совсем недавно была поставлена под сомнение надежность социально - организмических моделей общества, дихотомия социальной статики и социальной динамики. Все большее значение стали приобретать два обстоятельства: во-первых, желание сосредоточить внимание на всепроникающих динамических качествах социальной реальности, т.е. на восприятии общества в движении (“процессуальный образ”), и, во-вторых, стремление не рассматривать общество как объект, т.е. дематериализация социальной реальности (“образ поля”). Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния, все более доминирует в современной науке. Появилась альтернативная модель, определяющее общество как динамичное социальное поле.
Для социологии это означало, что общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Было признано, что общество может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, общество не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.
Соответственно изменился и образ объекта, претерпевающего изменения. Общество рассматривается не как жесткая, “твердая” система, а, скорее, как “мягкое” поле взаимоотношений. Социальная реальность предстает межиндивидуальной (межличностной) реальностью, в которой существует сеть связей, зависимостей, обменов. Она является специфической общественной средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом.
Существуют специфические, принципиально важные для жизни “узлы”, комплексы, сплетения общественных отношений, которые мы научились вычленять (группы, сообщества, организации, государства). То, что они существуют в качестве реального объекта - иллюзия. Реальны постоянные процессы группировки, перегруппировки, а не стабильные протяженности, именуемые группами; процессы организации и реорганизации, а не стабильные организации; процессы “структурирования”, а не структуры; формирование, а не формы; изменчивые “фигуры”, а не жесткие модели.
Социальные или общественные взаимоотношения связывают не человеческие личности, это сплетение идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное измерение поля, его “социальное сознание”. Взаимосвязанные сети правил, норм, ценностей образуют нормативное измерение поля, его “социальные инструкции”. Взаимосвязанные сети действий составляют “социальную организацию” общества, а сети интересов - измерение поля по шкале возможностей, его “социальную иерархию”. На всех четырех уровнях процессы идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и многомерных взаимосвязях.
Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом обосновании изменения и процессов как именно протяженных, а не дискретных, фрагментированных или разорванных.
Социальные процессы могут быть направленными и ненаправленными. Первые необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, тогда как более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами направленного процесса могут служить социализация личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер (возбужденная толпа), либо их течение подчиняется определенным повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, такой процесс рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся, прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда в социальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени, определяется как стагнация (застой).
Важным критерием является конечный результат процесса. Некоторые, по истине созидательные процессы приводят к фундаментальным новшествам - возникновению совершенно новых социальных условий, состояний общества, социальных структур и т.д. Процессы такого типа обозначают термином “морфогенезиз”. К ним относятся, например, распространение нового стиля жизни, основание новых городов, принятие конституции нового государства. Морфогенетические процессы сыграли решающую роль в происхождении всех цивилизаций, в технологических, культурных и социальных достижениях человечества начиная с ранних примитивных обществ и кончая современной индустриальной эпохой. Эти процессы следует отличать от простой трансмутации, приводящей к менее радикальным результата и влекущей за собой лишь модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальных установок. Среди данного типа процессов можно выделить компенсаторские, адаптивные, гомеостатические, уравновешивающие или поддерживающие процессы, которые в конечном счете позволяют приспосабливаться к окружающим условиям, сохраняя существование общества в неизменной форме.
Каковы же движущие силы, причинные факторы социальных процессов? А кроме того, находятся они внутри самого процесса или действуют извне? Эндогенные процессы (с имманентной, т.е. внутренней причиной) раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющейся реальности, экзогенные процессы (с внешней причиной) являются ответом на вызов (стимул, давление) извне. Однако провести разграничивающую линию между ними бывает очень трудно. Скорее, особенно рассматривая социальные процессы на более продолжительном отрезке времени, большинство из них можно назвать “экзогенно-эндогенными”: развиваясь, они приводят к результатам, которые влияют не только на правила функционирования системы, где протекают эти процессы, но и на ее окружение, что также вызывает соответствующую реакцию. В качественном отношении причины изменений могут быть разными - это и естественные, и демографические, и политические, и экономические, и культурные и многие другие. Среди многочисленных версий, выдвигающих различные факторы на роль главных, выделяются две основные: сторонники одного делают акцент на “материальных процессах”, порожденных “жестким” технологическим, экономическим, либо биологическим давлением; представители второй считали, что независимую причинную роль играют идеология, религия, этика т.е. “идеальные процессы”. Сейчас наметилась тенденция избегать такого разделения и рассматривать причинность как взаимодействие многочисленных сил и факторов, широко распространилось убеждение, что говорить о доминирующих движущих силах ошибочно и означает упрощение ситуации, поскольку за всем этим стоит реальная человеческая деятельность.
Существует другая точка зрения на природу общественных процессов. “Под социальными процессами понимаются социальные изменения, представляющие собой совокупные, однонаправленные и повторяющиеся действия индивидов, групп и т.д.”. Это акты социальных взаимодействий, результатом которых является изменение социальных отношений между людьми, например, процессы социальной мобильности, социальные конфликты и др. Т.е. не любое изменение. А изменения происходящие в результате однонаправленного взаимодействия людей, сопряженные с наличием у людей одинаковых мотивов и ориентаций.
3. Свойства и структура общественных процессов.
Человек в общественных процессах мыслит, рассуждает, ориентируется, выражает и осуществляет свое представление о вещах и общественных ценностях, поступает в соответствии со своими целями, мотивами, установками и т.д. А раз так, то это значит, что человек "передает" и придает управляемым объектам свои свойства, вкладывает и в них свою человеческую природу, которая есть единство биологического и социального. Поэтому, исходя прежде всего из человеческой сущности управляемых объектов, можно выделить следующие их свойства.
Первым из них является самоактивность общественных процессов, то есть их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных) побудительных причин. Самодвижение - это естественное состояние и условие жизнедеятельности человека как социального существа, групп (коллективов) людей и общества как человеческих образований. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: она может заключаться в преобразовании окружающих условий и взаимосвязей в соответствии с представлениями их компонентов; в установлении с ними активного взаимодействия, ведущего к равновесию отношений; в приспособлении к складывающейся ситуации.
Второе свойство связано с тем, что самоактивность людей в управляемых объектах всегда отличается целенаправленным характером, ориентацией на конкретные предметы, явления, отношения, результаты.
Свойство целеполагания общественных процессов создает основания для анализа и классификации их в зависимости от преследуемых целей, соотношения таких целей с реальными объективными возможностями, выработки механизмов влияния на формирование целей, структурализации целей и согласования их с целями субъекта государственного управления и всего общества.
Третье свойство общественных процессов можно обозначить как их адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам природного и социального бытия. Адаптивность свидетельствует о способностях человека (коллектива) в бесчисленных жизненных проявлениях отражать природную и общественную среду обитания и по принципу обратной связи воспринимать ее влияние таким образом, чтобы сохранять и развивать себя. Она вызывается известной повторяемостью определенных взаимодействий и навыками человека подсознательно (автоматически) реагировать на типовые раздражители. Адаптивность выражается в привычной (типовой) реакции, в стереотипе поступков и действий, в конформизме и зависит от сил человека и соотношения в нем активного и пассивного начал. Иногда ее олицетворяют со стихийным (гомеостатическим) саморегулированием.
К четвертому свойству управляемых объектов относится их способность к самоуправлению (сознательному саморегулированию) своей жизнедеятельностью и своим развитием. Самоуправление в деятельности людей и их объединений (социальных общностей) осуществляется в основном вследствие осознания объективной действительности, при определенном социально-психологическом приспособлении к ней; оно есть непосредственная и ответственная реакция на насущные жизненные потребности, вытекающие из общественной ситуации; действует как статистически средняя сила, складывающаяся в процессе взаимодействия интересов, воли людей, общностей и являющаяся результатом этого взаимодействия; его функционирование, внутренняя самоорганизация не всегда официально институционализированы.
Информация о работе Сущность и направленность общественных процессов