Сущность и характерные черты менеджмента в социальной культурной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Бизнес и культура в современном обществе предполагают и дополняют друг друга. Это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества. Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1.Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере………………………………………………………………………………….4
1.1.Сущность менеджмента…………………………………………….4
1.2.Характерные черты менеджмента…………………………………6
2.Учет деятельности учреждения культуры………………………………11
2.1.Роль и значение учета и отчетности………………………………..11
2.2.Виды учета и отчетности. Требования к их организации…..11
2.3.Текущий учет…………………………………………………13
2.4.Статистический учет и отчетность……………………….14
2.5.Творческий отчет………………………………………………..…..15
Заключение………………………………………………………………………….17
Литература………………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

менедж.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

Владивостокский филиал

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по 

 Дисциплине: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА  СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Тема: Сущность и характерные черты  менеджменты в скд

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка

3 курса 

 Специальность «социально-культурная  деятельность»

 Заочного отделения

Отрубянникова Ю.С..

Проверила: Пилипян Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

 

2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..2       

1.Сущность и характерные черты  менеджмента в социально-культурной  сфере………………………………………………………………………………….4 
         1.1.Сущность менеджмента…………………………………………….
          1.2.Характерные черты менеджмента…………………………………6 
       2.Учет деятельности учреждения культуры………………………………11 
               2.1.Роль и значение учета и отчетности………………………………..11 
           2.2.Виды учета и отчетности. Требования к их организации…..11 
      2.3.Текущий учет…………………………………………………13 
       2.4.Статистический учет и отчетность……………………….14 
                 2.5.Творческий отчет………………………………………………..…..15

Заключение………………………………………………………………………….17 
Литература………………………………………………………………………….18 
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение           

        Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.       

Социально-культурная сфера  – сложное, неоднозначное понятие. 
       Под социально-культурной сферой в данной работе будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. 
       Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.       

Бизнес и культура в современном обществе предполагают и дополняют друг друга. Это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества. Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства. 
       Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.       

В социально-культурной сфере действуют четыре вида учета  и отчетности: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский учет (и соответствующая отчетность), а также творческие отчеты. Обо всем этом и будет рассказано в данной работе.

  1. Сущность и характерные черты менеджмента в социально-культурной сфере

 

  
        1.1. Сущность менеджмента 

 
       Под менеджментом понимается система  управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных  социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую  социально-значимую деятельность.       

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.       

Под социально-культурной сферой мы будем  понимать совокупность отраслей, предприятия  которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. 
       Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы. 
       Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.       

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.       

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. 
       В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой ко все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.       

Более того, сама эта специфика  заключается отнюдь не в «усеченности»  менеджмента, а наоборот – в его  расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба. 
       Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества – не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложилась и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов – по возможности независимо от государства.        

 
        1.2. Характерные черты  менеджмента 

 
       Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость).       

Однако под услугами в сфере  культуры теперь уже можно и нужно  понимать не только услуги непосредственно  посетителям, но и донорам, готовым  выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное – средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной компании нового диска или альбома.       

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.       

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она  может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может  заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.       

Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в социально-культурной сфере – это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую – не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджетными средствами, что-то – заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то – благотворительными фондами и т.д. Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.        

Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в социально-культурной сфере. Однако при всей их важности они не отличают менеджмент в социально-культурной сфере от любого менеджмента услуг. Практически все указанные особенности суть особенности услуг.       

Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно  в создании организационных и  экономических условий саморазвития социально-культурной жизни – не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.       

Бизнес все более интегрируется  с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, искусством, спортом. Все большее  распространение получили спонсорство  и благотворительность, патронаж. Все это не только резко изменило и обогатило своим содержанием технологию менеджмента, придало ему характер социально и культурологически ориентированной деятельности.       

Важно, что все эти особенности  проявляются на фоне бурного развития современных информационных технологий, информатизации и компьютеризации, мультимедиа, освоения возможностей Интернета, без которого немыслимы уже современная реклама, PR, другие бизнес-технологии. Интенсивно проникают эти технологии и в социально-культурную сферу, открывая перед нею совершенно новые горизонты развития. 
       Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.       

Информация о работе Сущность и характерные черты менеджмента в социальной культурной деятельности