Сущность и функции менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:03, реферат

Описание работы

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 1).

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 32.78 Кб (Скачать)

       1. Сущность менеджмента

       Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих  достижению поставленных целей при  принятии на себя менеджерами ответственности  за результативность воздействия (рис. 1). 

       

       Рис. 1. Кольцо управления

       Существует  более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений  приводится в английском издании  «Международного справочника по менеджменту»: «Менеджмент — эффективное  использование и координация  таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью».

       Управление  включает три аспекта: 
- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект); 
- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект); 
- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

       Менеджер - это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления  управленческой деятельности.

       В управление всегда есть: субъект - тот, кто осуществляет управление и объект - тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при  этом высшей формой искусством управления является такая организация, при  которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто  им не управляет.

       Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:

  • высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
  • среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;
  • низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

       Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени  отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов  с федеральными, региональными и  местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и  т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т.е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

       Пожалуй, центральным моментом роли менеджера  в управлении является понимание  им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера  не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

       В деятельности любого предприятия следует  выделить цели и ограничения, они  выполняющие следующие основные задачи в управлении: 
- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»); 
- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»); 
- критериев принятия решений («Какой путь лучший?»); 
- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2). Рис. 2. Сущность менеджмента

       

       Современный менеджмент — это многообразие различных  вариантов действий в конкретных условиях. За минувшие сто лет в  мире накоплен богатый опыт менеджмента. 

       2. Функции менеджмента

       Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

  1. планирование;
  2. организовывание;
  3. мотивация;
  4. контроль;
  5. координация.

       Функцией  менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий  на основе глубокого и всестороннего  анализа положения, в котором  в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней  цели и задачи, разрабатывает стратегию  действий, составляет необходимые планы  и программы.

       Сам процесс планирования позволяет  более четко формулировать целевые  установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию  усилий структурных подразделений  и таким образом укрепляет  взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный  процесс изучения новых путей  и методов совершенствования  деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

       Реализацию  планов берут на себя другие функции  и, прежде всего, функция организации. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

       В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организации, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

       При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно  должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений  сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения  в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.

       Мотивация - это деятельность, имеющая целью  активизировать людей, работающих в  организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого  осуществляется их экономическое и  моральное стимулирование, обогащается  само содержание труда и создаются  условия для проявления творческого  потенциала работников и их саморазвития.

       Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим  для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем  они станут слишком серьезными, и  может также использоваться для  стимулирования успешной деятельности.

       Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

       Контроль - это критически важная и сложная  функция управления. Одна из важнейших  особенностей контроля, которую следует  учитывать в первую очередь, состоит  в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как  неотъемлемую часть своих должностных  обязанностей, даже если никто ему  специально этого не поручал.

       Центральной функцией менеджмента является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности  в работе всех звеньев организации  путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

       Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены  друг с другом, проникают друг в  друга так, что порой их трудно разделить.

       Более подробно в 3 пункте своей самостоятельной  работы я остановлюсь на такой  функции как контроль 

       3. Контроль как функция  управления

       Контрольэто процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

       Существует  три аспекта управленческого контроля:

  • установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
  • измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
  • подготовка необходимых корректирующих действий.

       Менеджер  должен выбрать одну из трех линий  поведения: ничего не предпринимать, устранить  отклонение или пересмотреть стандарт.

       Выделяют  следующие виды контроля:

  • предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
  • текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
  • заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.

       Технология  контроля осуществляется по следующей схеме:

  • выбор концепции контроля (система, процесс, частная проверка);
  • определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля);
  • установление норм контроля (этические, производственные, правовые);
  • выбор методов контроля (диагностический, терапевтический, предварительный, текущий, заключительный);
  • определение объема и области контроля (сплошной, эпизодический, финансовый, качества продукции).

       Контроль  осуществляется в соответствии с  определенными принципами, к которым  можно отнести:

       1) охват основных сфер деятельности  организации и процессов, протекающих  в ней;

       2) непрерывность, обусловленная соответствующим  характером производственной и  хозяйственной деятельности (в ряде  случаев контроль может осуществляться  эпизодически);

       3) привлечение к осуществлению  контроля всего персонала организации  или его значительной части;

Информация о работе Сущность и функции менеджмента