Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:08, реферат
Принципы менеджмента.
Методы менеджмента.
Функции менеджмента.
Особенности современного менеджмента.
Женщины – менеджеры.
Понятие «менеджмент»
прочно вошло в нашу обыденную
жизнь и стало привычным для
российской деловой жизни и экономической
науки. Понятие «менеджмент» впервые
стало применяться в
Понятие «менеджмент» неразрывно связано с понятием «управление». История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.
Первыми, вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования, контроля результатов.
Над данным понятием трудились лучшие «умы» человечества. Достаточно, хотя бы, назвать такие фамилии, как: известны древнегреческий философ Платон, великий Сократ, Ксенофонт.
Как и любое
понятие, «менеджмент» имеет
Сущность
и функции менеджера.
Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов. Такая деятельность в равной мере присуще и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам. В её рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются её планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и прочее.
Менеджмент – это руководство не подчиненными и не институциональной структурой (учреждением, коммерческой или некоммерческой фирмой, их отдельным подразделением), а делом.
В переводе со староанглийского языка слово management означает искусство объезжать лошадей, но истоки его коренятся в латыни ( лат. – рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией XVIII – XIX вв., а затем распространилось по всему миру.
Но менеджмент – это не просто хозяйственное управление, а его особая разновидность, возможная только в условиях рынка, - управление предпринимательского типа. Он предполагает обусловленность действий руководителя не командами «сверху», а складывающейся ситуацией, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за их результаты.
Возникновение менеджмента как особого вида деятельности было обусловлено развитием рыночных отношений и появлением крупных предприятий с сотнями тысячами рабочих, которыми владельцы уже не могли квалифицированно руководить. Они вынуждены были нанимать для этого профессиональных управляющих, предоставлять им самые широкие полномочия и самостоятельность. Группы таких людей также получили наименование «менеджмент».
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две главные задачи:
тактическая (поддержание устойчивости функционирования организации и всех ее элементов);
стратегическая (развитие и перевод ее в качественно новое состояние).
Эти задачи решаются в рамках трех видов менеджмента:
общего (постановка целей, выработка стратегий, путей развития, решение организационных вопросов, контроль);
линейного (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений);
функционального (управление решением общефирменных задач, планирование , научные исследования).
В зависимости от периода, на который ориентируется управленческая деятельность, выделяют текущий, опережающий (перспективный) и контролирующий менеджмент.
Текущий обеспечивает поддержание параметров соответствующего объекта в рамках допустимых отклонений в реальном масштабе времени.
Опережающий (перспективный) менеджмент связан с прогнозированием, планированием и реализацией нововведений с учетом риска.
Контролирующий менеджмент нацелен на корректировку и преодоление негативных последствий принятых в прошлом решений.
Менеджментом также называется система знаний об управлении, которое возникло в конце XIX века, а начале XX столетия сформировалась в самостоятельную науку, имеющую свой предмет, специфические проблемы и способы их решения.
Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованиями и т.п.
Менеджмент как наука описывает и анализирует эти отношения, выявляет факторы, влияющие на них, направляют свои усилия на изучение природы управленческого труда, выявление условий его эффективности, установление причинно – следственных связей в процессе принятия управленческих решений.
Как наука менеджмент
имеет ярко выраженный междисциплинарный
характер, привлекая теоретические положения
и практические рекомендации экономики,
социологии, права, психологии, теории
организации и др.
Принципы
менеджмента.
Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, то есть правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относится к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.
К основным принципам менеджмента можно отнести следующие.
Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений.
Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.
Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Но , с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.
Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строгом определенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию
Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов.
Оптимальные сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а определенных рамках – действовать самостоятельно.
Учёт индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений группового поведения. Это гарантирует нормальный моральный морально - психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.
Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит к произволу; недостаток – парализует деловую активность и инициативу.
Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности. Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний навыков.
Максимально ранее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решения. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализоваться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».
Методы
менеджмента.
Принципы менеджмента и особенности организации учитывается при выборе методов управления ею. Они могут разрабатываться научным путем или отражать опыт и сложившуюся практику.
По содержания методы бывают организационными, административными, правовыми, экономическими и социально – психологическими.
Речь идет о методах формирования трудовых коллективов и управленческих структур их ориентации Вов времени и пространстве; нормирование деятельности, ее регламентации и др.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.
С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения.
Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результат.
Однако экономические методы управления также ограниченны, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.
Здесь на помощь приходят социально – психологические методы управления. Они предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности.
Первое. Формирование благоприятного морально – психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.
Второе. Раскрытие
личных способностей каждого работника,
оказании помощи в их совершенствовании,
что ведет к максимальной самореализации
человека в трудовой деятельности.
Функции
менеджмента.
Под функциями менеджмента можно понимать:
целевое назначение управленческой деятельности вообще;
ту или иную общую задачу, которую необходимо решать;
относительно
самостоятельный вид
определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда, где принимаются специфические решения.
Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 году А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию информирование и развитие.
Главной функцией
менеджмента считается
Практическое воплощение замысла содержащегося в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция.
Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.
Реализация целей организации осуществляется по средствам совместной деятельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единства их совместных действий и тем самым облегчает реализацию вех остальных функций.
Ни одна
задача не будет успешно